Файл: Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Ташкентский Государственный Педагогический Университет
имени Низами
Факультет: «Естественные науки»
Кафедра: «Химия и методика ее преподавания»
«Допускаю к защите»
Декан факультета
естественных наук
Сапаров К. А.
«» 2022 год
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету Неорганическая химия
Тема: АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ,ХИМИЧИСКИЕ ФОРМУЛЫ
5110300 – студентки 1 курса группы №100-R
направление <<Химия>>
Мирахмедовой Ироды
«Утверждаю» и.о. зав. кафедрой «Химия» PhD Бердикулов Р.Ш. «» 2022 год | Научный руководитель: пед.ф.н.доцент _______Алимова Ф.А. «» 2022 год |
Ташкент 2022
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Основная часть:
1.История развития атомно-молекулярного учения………………………..4
2.Строение атома……………………………………………………………..7
3. Основние понятие и законы……………………………………………….12
4.Понятие о химичиских формулах…………………………………………15
5.Виды химических формул…………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………22
Использованная литература …………………………………………………24
Приложения
Введение
Атомно-молекулярное учение - это фундаментальная основа химии и физики. Представление о том, что вещество состоит из отдельных очень малых неделимых частиц-атомов, возникло еще в Древней Греции (атомная гипотеза) Особенностью окружающего нас мира является материальность его объектов том смысле что они существуют вне и независимо от нашего сознания. Атомно-молекулярное учение-это совокупность теоретических представлений естествознания о дискретном строении веществ. Представление о том что вещество состоит из отдельных очень малых неделимых частиц-атомов возникло еще в Древней Греции (атом гипотеза). Но научное обоснование этой гипотезы стало возможным лишь в конце XVIII-начале XIX вв., когда при изучении химических и физических процессов стали использовать все более точные количественные методы исследования. Целью данной работы является изучение методики обучения теме “Атомно-молекулярное учение” в курсе химии средней школы. Актуальность данной работы обусловлена тем что тема “Атомно-молекулярное учение” является обязательной частью программы изучения химии в школе и присутствует во всех учебниках и программах систематических курсов химии помогая подготовить учащихся к пониманию всего остального курса.
— Мы не имеем права затягивать реформы в этой сфере. Как бы ни было сложно, с сегодняшнего дня нам необходимо заложить прочный фундамент школьного образования. Направим все свое внимание и ресурсы. Этот путь будет сложным, но только он может решит все проблемы, — сказал Шавкат Мирзиёев.
Основные задачи: ---раскрыть значение темы «атомно-молекулярное учение» в курсе химии средней школы
--изучить историю возникновения и развития учения об атомах и молекулах --дать общие характеристики
--рассмотреть Современное состояние от молекулярного учения 1.История развитие атомно-молекулярного учения.
Когда в 1983 r. ученые из Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) в Женеве открыли в полном согласии с предсказаниями теоретиков так называемые w и Z частицы, казалось, что в мире субатомных частиц все встало на СВОII места. «Фундаментальные)) частицы эти элементарные строительные кирпичики материи удалось, очевидно, рассортировать в каком-то подобии строгого порядка. Однако через год выяснилось, что поздравления по поводу этого открытия, видимо, были преждевременными. Дальнейшие результаты тех самых экспериментов, в которых впервые обнаружились w 11 Z-частицы, поставили под сомнение «стандартную модели) всеобъемлющую теорию, с таким трудом создававшуюся за последние 10 лет, из которой в первую очередь вытекало предсказание w и Z-частиц. По определению фундаментальная частица, скажем электрон или кварк, не может быть расщеплена на меньшие составные части. Протоны же или нейтроны, например, могут быть построены каждый из трех кварков. Открытие w- и Z-частиц как бы завершало набор первичных элементов материи, однако последующие результаты экспериментов в ЦЕРН'е заставили предположить, что еще рано подводить черту под этим казавшимся столь совершенным набором и что его нельзя считать полным, т. е. фундаментальным. Возможно, что проведенные в ЦЕРН'е эксперименты свидетельствуют об открытии новых фундаментальных частиц, более тяжелых, чем w и Z-частицы, а это Экспериментальная установка для исследования элементарных частиц в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН). г. Женева.
Прямо противоречит стандартной модели. Повышенная масса частиц в сочетании с их высокой энергией может свидетельствовать о том, что получены уже известные «фундаментальные» частицы, но только в возбужденном состоянии, а это должно означать, что они в конце концов вовсе не являются фундаментальными. Как бы то ни было, приходилось возвращаться к пересмотру теории. Другое предположение заключается в том, что они представляют собой новые фундаментальные частицы и что их открытие является экспериментальным подтверждением теории так называемой суперсимметрии. Эта теория, призванная дать всеобъемлющее объяснение известных в природе четырех главных типов взаимно действий, включая гравитацию, при водит к требованною о значительном расширении
стандартной модели. Все это предполагает необходимость очень большой работы. Физики уже давно пытаются рассматривать с единых позиций гравитационные силы, электромагнитные взаимодействия, а также еще два
типа взаимодействий - «сильное» и «слабое», которые проявляются только на ядерном уровне. Уже установлено, что электромагнитные и «слабые» взаимодействия представляют собой, в сущности, лишь разные проявления сил одной общей природы. Выяснение природы гравитационных сил встречает наибольшие трудности, но в этом отношении теория суперсимметрии кажется обнадеживающей. Третья возможность, которая могла бы сохранить незыблемой стандартную модель, заключается в предположении, что ученые из центра «споткнулись» на Hecтpoгo определенной частице, которую физики называют частицей Хиггса. До сих пор экспериментально установлены признаки существования лишь небольшой горстки новых частиц, но физики все еще полагают, что находятся на пути к чему то значительному. Они с нетерпением ожидают дальнейших результатов исследований. Первую современную атомистическую теорию вы-
двинул Джон Дальтон. Он предположил, что каждый химический элемент состоит из атомов, одинаковых по размерам и массе. Эти частицы предполагались неделимыми и неизменными в ходе химической реакции. Дальтон приписал атомам таких элементов, как водород, кислород, азот и сера, определенные относительные веса (точнее. массы),а также дал каждому элементу определенный символ. Однако в конце XIX века был сделан ряд открытий, показавших, что атом вовсе не является неделимой частицей, а состоит из субатомных частиц. Первое из этих открытий основывалось на изучении лучей, испускаемых отрицательно заряженным электродом. Существование этих катодных лучей было продемонстрировано в 70-х годах XIX века в целом ряде экспериментов, которые выполнили Крукса и Гольдштейн. Например, в эксперименте Крукса с турбинкой катодные лучи вращали крохотную турбинку на стеклянной подвеске. В 1895 г. Вильгелъм Peнтгeн открыл Х-лучи, названные в дальнейшем рентгеновскими лучами. В
следующем году Антуан Анри Беккерель показал, что соль урана самопроизвольно испускает невидимое излучение, подобное рентгеновским лучам; явление было названо радиоактивностью. За свои исследования Peнтген и Беккерель были удостоены Нобелевской премии. Электрон. Электрон был первой из обнаруженных субатомных частиц. В 1874 г. Дж. Дж. Стоней предположил, что электрический ток представляет собой поток отрицательно заряженных частиц, названных им в 1891 г.электронами. Однако приоритет открытия электрона почти повсеместно признается за Дж. Дж. Томсоном, который определил удельный заряд и относительную массу электрона. Джозеф Джон Томсон, открывший электрон в 1897 г. Лауреат Нобелевской премии по физике 1906 г. Eгo сын, Джордж Паджет Томсон своими исследованиями дифракции электронов при прохождении через золотую фольгу подтвердил теорию Луи де Бройля, согласно которой свободные электроны ведут себя одновременно как волны и как частицы. Дж. Паджет Томсон получил вместе с К. Дэвиссоном Нобелевекую премию по физике В 1937 г. за открытие дифракции электронов на кристаллах. Иногда из -зa сходства фамилий путают Милликена с Малликеном. Оба они лауреаты Нобелевской премии. Роберт Эндрус Милликен американский физик, который определил заряд электрона в опытах с капельками масла. В этом эксперименте он создавал электреческие заряды на мельчайших капельках масла, воздействуя на них рентгеновскими лучами. Капельки медленно оседали в пространстве между двумя горизонтальными пластинами конденсатора. Массу отдельной капельки можно было определить, измеряя скорость ее падения. Затем пластины конденсатора заряжали, и это приводило к изменению скорости падения заряженных капелек. Измерение скорости капелек позволяло Милликену вычислить находящиеся на них заряды.
Хотя заряды на капельках были неодинаковыми, обнаружилось, что все они кратны некоторой величине, которая представляет собой заряд электрона. Милликен получил Нобелевскую премию по физике в 1923 г. Роберт Сандерсон Малликен американский химик и физик, награжден Нобелевской премией по химии в 1966 г. за теоретические исследования природы химической связи и молекулярной структуры. В 1920- e годы применил квантовую механику к теоретическому описанию химической связи и интерпретации молекулярных спектров. В частности, ввел представление о молекулярных орбиталях и показал, что электроны могут быть делокализованы на связях, описываемых молекулярными орбиталями. Томсон открыл электрон в результате исследований с катодными лучами. Cxeматическое изображение разрядной трубки, которой он пользовался для получения катодных лучей. Создав в разрядной трубке низкое давление и высокое напряжение (1500 В и выше), Томсон получил катодные лучи, которые образовывали на люминесцентном экране хорошо заметное пятно. Это пятно можно было отклонять в сторону с помощью электрического поля, создаваемого вторичными электродами. Пятно отклонялось в сторону также под действием магнитного поля, направленного перпендикулярно электрическому полю (это не показано на рисунке). Указанные наблюдения привели Томсона к выводу, что катодные лучи представляют собой поток отрицательно заряженных частиц, названных электронами. Проводя измерения напряженности магнитного и электрического полей и соответствующего отклонения пятна, Томсон смoг вычислить отношение заряда массе (е/m) для этих частиц. Он установил, что независимо от тoгo, какой газ использовался для наполнения разрядной трубки, значение е/т оставалось неизменным. На этом основании Томсон заключил, что атомы всех элементов содержат электроны. В 1909 г. Р.Э. Милликен, проводя свои знаменитые эксперименты с капельками масла, определил заряд е электрона. В сочетании с найденным Томсоном значением
отношения е/т это позволяло вычислить массу т электрона. Принятые в настоящее время значения этих величин составляют е=1,602.10 -19 Кл, mе= 9,110-28г. Второй по очередности открытия субатомных частиц был протон. В
1886 г. Гольдштейн наблюдал положительно заряженные лучи, испускаемые перфорированным катодом. он назвал их каналовыми лучами. В 1899 г. Резерфорд открыл радиоактивное α и β излучение. Приблизительно в то же время Томсон предложил свою модель строения атома, позволяющую объяснить наличие у атома отрицательно и положительно заряженных частей Эрнест Резерфорд родился в Новой Зеландии 30 aвгустa 1871 г. В возрасте 27 лет стал профессором физики в Университете Мак-Гилла в канадском городе Монреале и вскоре сделался одним из ведущих специалистов в быстро развивавшейся области исследования радиоактивности. Он открыл несколько радиоактивных элементов и установил наличие двух типов радиоактивного излучения: α и β излучение. Вместе с Фредериком Содди он обнаружил,
что радиоактивность характеризуется определенным пeриодом полураспада. В 1907 г. Резерфорд переехал в Англию, где в Манчестерском университете в 1909 r. вместе с Хансом Гейгером еще раз доказал, что а частицы представляют собой двухзарядные ионы гелия В 1908 г. Резерфорд получил Нобелевскую премию за исследования радиоактивности. В 1910 г. вместе с Гейгером и Mapcдeном он обнаружил, что а частицы, проходящие через тонкую металлическую фольу, отклоняются от первоначального направления движения. Это открытие привело Резерфорда в 1911 г. к созданию новой, планетарной, модели строения атома. В 1914 г. он высказал предположение о существовании протона. а в 1920 г. предсказал существование нейтрона. За научные заслуги в 1914 г. Резерфорд по английскому обычаю был возведен в рыцарское дoстоинство, а в 1921 г. награжден орденом “За заслуги”. С 1915 по l930 г. он был президентом Лондонского королевcкoгo общества. а в 1931 г получил титул пэра. он умер 19 октября 1937 г. Резерфорд, несомненно, является одним из самых выдающихся ученых ХХ вeка в 1909 г. Резерфорд показал, что обнаруженное им ранее а излучение обусловлено положительно заряженными атомами гелия. Однако установление истинной природы этих положительных частиц произошло лишь в 1914 г. после знаменитого эксперимента Гейгера и Марсдена. Ханс Гейгер и Эрнест Марсден были студентами Резерфорда. В 1910 г. они проводили эксперименты, в которых бомбардировали тонкие листки золотой фольги пучком α частиц. Одни α частицы проходили через фольгy без отклонения (линия А), друrие отклонялись от первоначального направления (линия В). Ко всеобщему удивлению, приблизительно 1 из 20000 частиц отклонялась назад (линия С).
«Это было почти столь же невероятно, рассказывал Резерфорд впоследствии,
как если бы вы стреляли 15 дюймовым снарядом по куску папиросной бумаги, а снаряд рикошетом вернулся назад и попал в вас», Из этого эксперимента следовало, что в центре атома находится очень малое положительно заряженное ядро, окруженное относительно удаленными от нeгo легкими отрицательно заряженными электронами. После этого Резерфорд предсказал существование протона и показал, что eгo масса более чем в 1800 раз должна превышать массу электрона. Существование нейтрона было предсказано Резерфордом в 1920 г., чтобы объяснить различие между атомной массой и атомным номером (см. ниже). Экспериментально нейтрон был обнаружен в 1932 г. Дж. Чедвиком при изучении результатов. бомбардировки бериллия а частицами. Бериллий испускал при этом частицы с большой проникающей способностью, которые не отклонялись в электрическом и магнитном полях. Поскольку эти частицы были нейтральными, они получили название нейтронов.