Файл: Касимова Ольга Михайловна учитель начальных классов моу сош 1 г о. Красногорск.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 г.о. Красногорск

Интерактивный метод обучения – ролевая игра


Выполнила:

Касимова Ольга Михайловна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 1


г. о. Красногорск

2023 г.
Содержание.

I. Интерактивный метод обучения – ролевая игра.

  1. Психологическое обеспечение результативности использования ролевой игры в обучении.

  2. Сущность и структура ролевой игры.

  3. Функции сюжетно-ролевой игры.

  4. Условия формирования и принципы организации ролевой игры.

  5. Особенности и назначения сюжетно – ролевой игры.

II. В копилку учителя.

1. Сюжетно – ролевые игры.

I. Интерактивный метод обучения: ролевая игра.
Ребёнок не устаёт от работы,

которая отвечает его функциональным

жизненным потребностям.

С. Френе. (слайд 2)

1. Психологическое обеспечение результативности использования ролевой игры в обучении.

Общеизвестно, что наши знания, теоретическая компетентность по ряду жизненных или профессиональных вопросов еще не гарантируют успешность нашей практической деятельности (решений, поступков) в тех же сферах – это первая психологическая закономерность, важная в данном контексте. Далее столь же очевиден и тот факт, что нами лучше запоминаются и оставляют на многие годы яркий след в нашей памяти, эмоционально окрашенные события. Кроме того, мы знаем, что избежать прежних неудач и огорчений, повторить вновь успех и пережить радость победы можно лишь поняв их причины, но, к сожалению, именно наши эмоции и мешают осознанию. Наконец, не только научные исследования, но и жизненный опыт убедительно свидетельствуют о том, что даже осознавая непродуктивность своего поведения в каких-то ситуациях, человеку чрезвычайно сложно отказаться от неэффективного стереотипа поведения, не столько в силу инерции, сколько из трезвой осторожности – без достаточной уверенности не рисковать в реальных жизненных ситуациях. Перечисленные психологические закономерности являются основой такого интерактивного метода обучения как ролевая игра.


Итак, ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной ситуации. (слайд 3)

Сценарий ролевой игры, словно сжимая время, сближает события в реальности значительно отдаленные, позволяя участникам увидеть и понять, «как слово наше отзовется», и при желании апробировать иную стратегию поведения. Проигрывание определенной сценической роли, отождествление (идентификация) с ней, помогает учащемуся:

1. обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми личностно и

профессионально значимых ситуациях;

2. установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа

своих переживаний, а также переживаний партнера по общению;

3. пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных

обстоятельствах. (слайд 4)

Таким образом, ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования. При этом стоит отметить, что несоблюдение психологических принципов, на которых базируется данный метод обучения, в лучшем случае, превратит ролевую игру возможную яркую драматизацию, представление, но без дидактических достижений, а можно получить и отрицательный результат, когда учащиеся пополнят свой негативный опыт и надолго откажутся от подобных экспериментов. Потому так велика значимость психологической компетентности преподавателя, организующего ролевую игру, к которой необходимо отнести, в первую очередь:

  • психологическую наблюдательность;

  • способность к анализу ситуации и эмоциональных переживаний участников;

  • умение прогнозировать последствия разворачивающихся событий;

  • способность гибко и оперативно реагировать на происходящее;

  • навык руководства процессами без оценочных суждений. (слайд 5)

2. Сущность и структура ролевой игры.

Определить сущность ролевой игры не просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной.

Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребёнка с обществом – особой связи, характерной для детского возраста. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.



Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней отождествляет себя со взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях.

Ролевая игра – форма моделирования ребенком социальных отношений: свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам и неизменным условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

Свойство ролевой игры – улавливать и отражать жизнь, изменения в развитии общества. В играх формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир активно, переосмысливать его.

Ролевые игры – всегда игры «во что-то» или «в кого-то». Известный детский психолог Д.Б.Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Проанализировав структуру ролевой игры, он выделил единицу игры – роль, которую берёт на себя ребёнок. Содержание роли – основа ролевой игры. Роль есть тот образ, который ребенок принимает на себя добровольно, по жребию или по воле случая. Она становится для ребёнка его новой позицией в жизни. Желание выразить себя, занять те или иные роли свойственно активной натуре детей.

Установлены следующие разновидности ролей, которые принимают на себя дети в ролевых играх:

  • роль конкретного взрослого;

  • роль профессии обобщенного типа;

  • роль детей;

  • этнографические роли;

  • семейные роли;

  • роли сказочного, карнавального характера. (слайд 6)

Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. (слайд 7) Между ролью и игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровое действие, тем глубже отражена в игре система отношений деятельности взрослых. И, наоборот, чем конкретнее и развернутое игровое действие, тем больше на первый план выходит предметное содержание воссоздаваемой деятельности, а на второй план уходят отношения между людьми.

Другой компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Игра с правилами даёт ребёнку две необходимые (для школы и для жизни в целом) способности:
во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра с правилами учит общаться. (слайд 8)

Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета. Сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развёртывания темы игры. Сюжет ролевой игры узнаваем, но вместе с тем в нём присутствуют условия преодоления стереотипов поведения в повседневной жизни, к которым можно отнести неопределённость, самостоятельный выбор, риск, неожиданность, эмоциональную увлечённость. Поскольку деятельность людей и их отношения, которые являются содержанием сюжетно-ролевой игры детей, чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы.

К наиболее распространённым сюжетам игр детей младшего школьного возраста можно отнести:

  • созидательные сюжеты;

  • сюжеты поиска и открытия;

  • сюжеты, связанные с романтикой профессий;

  • военные и военизированные сюжеты;

  • сюжеты, связанные с искусством;

  • этнические и сказочные сюжеты;

  • фантастические сюжеты по мотивам книг. ( слайд 9)

3. Функции сюжетно-ролевой игры.

Ролевая игра – это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и учебная одновременно.

Какие же функции она может выполнять?

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию. ( слайд 10)

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, её всестороннее влияние на ребёнка. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребёнка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях. Сюжетно-ролевая игра выполняет
воспитательную функцию.

Ролевая игра формирует у школьника способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнёра по общению. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Дети стремятся к общению, к взрослости, а сюжетно-ролевая игра даёт им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний ребёнка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
4. Условия формирования и принципы организации ролевой игры.

Рассматривая условия формирования сюжетно-ролевой игры, необходимо отметить, что использование подходящей стратегии позволяет своевременно сформировать у детей соответствующие игровые умения, делает педагога желанным партнёром в игре.

Игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно, а передается людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Каким же образом передается ребёнку игра? Оказывается, он овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным образом такое «втягивание» происходит, когда ребёнок входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей. В такой группе ролевая игра «живёт» во всей её целостности и полноте: каждый раз, развертывая какой-то конкретный сюжет, старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие подключаются на доступном им уровне. Постепенно дети накапливают игровой опыт и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики, взрослея, они уже сами становятся «носителями» игры, передающими её другому поколению детей.

Но у современного школьника мало шансов приобрести игровые умения таким образом. Сейчас дети разного возраста очень разобщены. Сильным фактором разобщения детей является компьютер, у которого дети проводят много времени.

В данной ситуации учитель должен заменить школьнику недостающих старших братьев и сестёр, старших товарищей, помочь овладеть игровыми умениями.

Из этого следует первый принцип организации сюжетно-ролевой игры: для того чтобы дети овладели игровыми действиями, учитель должен играть вместе с ними. (слайд 11)

Однако учитель не может воспроизвести в своей деятельности естественный механизм передачи игровых умений, как это осуществляется в разновозрастной группе. Для формирования игровых умений предлагается использовать другой путь, более экономичный и прямо противоположный естественному механизму передачи – не ждать, когда у детей произойдёт обобщение конкретного, постепенно накапливающего игрового опыта, а строить игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу оказались перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры. Сначала дети как бы «открывают» новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослыми, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.