Файл: Касимова Ольга Михайловна учитель начальных классов моу сош 1 г о. Красногорск.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если строить совместную игру таким образом, то можно очень быстро и экономно в плане затрат усилий и времени учителя сформировать игровые умения.

Из этого выделяется второй принцип организации сюжетно-ролевой игры: учитель должен играть с детьми на протяжении всего детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру так, чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения. (слайд 12)

Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо хорошо понимать смысл действий партнёра и самому быть понятым. Взрослому, играя с ребёнком, необходимо пояснить игровые действия и стимулировать к этому ребёнка.

У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям, поэтому уже с раннего возраста их можно научить вступать в игровое взаимодействие. Вместе с тем пояснить свои игровые замыслы, согласовать их в процессе игры – непростая задача для детей. Поэтому сюжетно-ролевая игра самостоятельно может развертываться лишь в небольших группах детей.

Отсюда вытекает третий принцип организации сюжетно-ролевой игры: учителю необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

(слайд 13)

Сформулированные принципы организации ролевой игры направлены на формирование у детей игровых способов и умений, которые позволяют им развёртывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересами.
5. Особенности и назначения сюжетно-ролевой игры.

Выделяя место сюжетно-ролевой игре в огромном многообразии детских игр, следует обозначить несколько функциональных особенностей и назначений сюжетно-ролевой игры.

1. Функции данной игры заключаются в том, что позволяют детям занимать новые эмоционально-привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся. (слайд 14)

2. Общение детей в ролевой игре непосредственно ограничено, естественно. Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения. Система разнообразных сюжетно-ролевых игр обеспечивает ребятам разнообразие ролей, позиций в игровой деятельности. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь. В игре они свободно и ярко переживают себя в объективной позиции, которую они заняли и в которую их поставили условия ролевой игры.


3. Постоянно изменяющая обстановка ролевой игры требует от её участников проявления способностей и использования ранее сложившихся навыков в изменяющихся и неожиданно складывающихся обстоятельствах. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к возможным действиям в жизни.

4. В ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Все это способствует созданию сознательной дисциплины, поскольку увлечённый игрой ребёнок проявляет себя в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности.

II. В копилку учителя

1.Сюжетно-ролевые игры.
1. Игра «Удачливые рыболовы».

Оборудование: на голубом фоне таблицы с прорезями размещены яркие, привлекательные рыбки. На обратной стороне каждой рыбки примеры на сложение и вычитание. Значки трех размеров с изображением рыбок.

Описание игры. Учитель:

- Все вы, ребята, любители-рыболовы. Сегодня на реке Лене соревнования рыболовов. А рыбки в реке необычные – математические. Давайте раскроем их тайну. Коля, рассмотри одну из них и расскажи детям, что ты узнал. (Ребёнок вынимает из прорези рыбку, рассматривает, что на её обратной стороне написан пример, и зачитывает его.)

Тайна рыбки – результат математического действия. Сейчас мы узнаем тайну первой рыбки. Запишите пример и решите его. Какой получен результат? (Ответы детей) Рыбка поймана.

На соревнованиях рыболовов победителем будет тот, кто раскроет тайны всех пойманных рыбок. Он получит значок победителя соревнований (все рассматривают его) и почетное звание «Удачливый рыболов».

Соревнования открыты! Возьмите в руки свои удочки (ручки). Желаю всем удачи!

Награждение производится в свободное время. В зависимости от количество решенных примеров, каждый получает рыбку большого, среднего или маленького размера.
2. Игра «Телеграф»

Оборудование: фуражка телеграфиста, молоточек.

Описание игры. Телеграфист (его роль сначала выполняет учитель) стучит молоточком по столу один, два или три раза и просит угадать, какое слово он передал по телефону. Дети называют одно-, двух-, трехсложные слова. Чтобы ограничить направление поиска слов, перед началом игры учитель указывает тему для телеграмм: «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д.

Может быть и такой вариант игры: дети называют слова, а телеграфист отстукивает молоточком их слоговой состав – «отправляет» телеграммы.


3. Игра «Почтальон»

Оборудование: конверты с вложенными в них предметными картинками, фуражка и сумка почтальона.

Описание игры. Почтальон проходит по ролям «улицам» и разносят «письма» - конверты с предметными картинками. Ученик, получивший конверт, достает картинку, проговаривает по слогам название предмета, изображенного на ней, и указывает количество слогов.

Вариант1. Предметные картинки наклеены на конвертах. Получить «письмо» сможет тот, кто правильно проговорит по слогам название предмета, изображенного на картинке.

Вариант 2. Для получения письма необходимо назвать ударный слог в названии рисунка.
4. Игра «Аукцион».

Оборудование: толковый словарь, для уточнения значения слова «аукцион».

Описание игры. Эта игра может производиться на уроке русского языка при закреплении знаний по теме «Части речи».

Учитель: (начинает игру)

Здесь у нас аукцион –

Подведет итоги он.

Тот, кто больше, лучше знает,

Тот награду получает.

Сегодня на аукционе удивительный товар, который вы можете приобрести за свои звания. Продажа начинается!

Выходят учащиеся, исполняющие роли имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, числительного. В роли покупателей – остальные учащиеся класса.

«Товар 1» - имя существительное. «Покупатели» рассказывают об этой части речи. После ответов ребят учитель спрашивает: «Кто больше?» Последний отвечающий становится обладателем «товара». Аукцион продолжается. В качестве «товара» выступают другие части речи.
5. Игра «Войско овощей и фруктов»

Оборудование: картинки или короны с изображением овощей и фруктов.

Описание игры: Эту игру можно провести на уроке ознакомления с окружающим миром при изучении темы «Витамины, их роль и содержание в продуктах питания». Дети принимают участие в обыгрывании сюжета, который зачитывает учитель.

Учитель: Решил однажды Помидор собрать войско из овощей и фруктов. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, яблоко, апельсин, лимон, персик, чеснок, редис, картофель, репа и др.( в роли помидора, фруктов и овощей – учащиеся класса). Помидор принимает в свое войско только тех, кто сумеет рассказать о себе: какой витамин в нем содержится и каково его значение для человека. Выслушав всех желающих поступить в «войско». Помидор решает распределить их в два отряда. Один отряд – овощи и фрукты, в которых содержится витамин А (морковь, лук, персик и т.д.), а другой – содержащий витамин С (яблоко, лимон, апельсин, чеснок, капуста и т.д.)


Список использованной литературы.

1. Кудыкина Н.В. «Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса. Пособие для учителя. Киев «Радянська школа» 1989 г.

2. Максимова А.А. «Учим общаться детей 6-10 лет» Методическое пособие. Москва. Издательство ООО «ТЦ Сфера». 2005 г.

3. Максимук Н.Н. «Игры по обучению грамоте и чтению» Мастерская учителя. Москва «ВАКО» 2006 г.