Файл: Законом от 30 декабря 2008 г. 307фз Об аудиторской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве
, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы являются субъектами исключительной компетенции, так как им запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
Ниже перечислены принципы аудиторской деятельности.
Принцип независимости заключается в том, что аудитор не должен иметь финансовой, имущественной, родственной и иной заинтересованности в отношении проверяемого хозяйствующего субъекта. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудит не может осуществляться:
Принцип профессиональной компетентности аудиторов выражается в том, что высокий уровень оказываемых аудиторами услуг обеспечивается имеющимся у них объемом знаний и навыков. В связи с этим законодательство РФ устанавливает довольно высокие требования к профессиональным аудиторам: наличие высшего образования, стажа работы, необходимость сдачи квалификационного экзамена и др.
Принцип конфиденциальности(аудиторская тайна) заключается в том, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.
Принцип полноты (объективности)выражается в требовании достаточности состава проверяемых документов хозяйствующих субъектов для получения объективной оценки их достоверности. В случае непредставления аудитору необходимых для проведения проверки документов аудитор обязан отказаться от выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Выделяют два вида аудита:
1) обязательный аудит;
2) инициативный аудит
Но также есть и другая классификация (государственный, внутренний и предпринимательский)
Государственный аудит - это особая сфера деятельности, которая не сводится исключительно к проверке финансовой и бухгалтерской отчетно- сти государственных структур. Его миссией и основной задачей является обеспечение от имени государства и общества независимого объективного публичного контроля деятельности органов власти по управлению вверен- ными им общественными ресурсами. На его основе общество и политиче- ское руководство страны получает объективную информацию о том, дейст- вительно ли управление общественными ресурсами осуществляется «бе- режливо, правильно и мудро», т.е., выражаясь современным языком, эконо-
мично, результативно и эффективно.
Для того чтобы институт государственно- го аудита мог эффективно выполнять эту задачу, он должен соответствовать
минимальному набору параметров, которые заключаются в следующем: - особый конституционно правовой статус в системе органов госу-
дарственной власти: наличие юридических, административных и финансовых гарантий
независимости деятельности; законодательно закрепленная роль в определении основ бюджетно
финансовой политики государства: деятельная поддержка общественности, основанная на доверии и уважении к высокопрофессиональной, объективной и актуальной
работе аудиторов [2]. Понятие «государственный аудит» охватывает все, что относится к сис- теме внешнего, независимого публичного контроля - контроля за деятель-
ностью органов государства по управлению общественными ресурсами.
Целью государственного аудита должен стать контроль федеральных доходов и расходов, служащий общественным интересам в соответствии с признанными критериями, предоставляя членам Правительства и другим высшим чиновникам точную информацию, непредубежденный анализ и объективные рекомендации о том, как лучше всего использовать общест-
венные ресурсы
Специализированным органом государственного аудита в РФ является Счетная палата РФ. Необходимо только законодательно закрепить понятие го- сударственного аудита и осуществление его функций Счетной палатой РФ. В настоящее время согласно ст. 1 Федерального закона от 11.01.1995 Ло 4 Ф3 (в ред. от 27.04.2007) «О Счетной палате Российской Федерации», Счетная па- лата РФ является постоянно действующим органом государственного финан-
сового контроля (1]. Главным направлением проведения государственного аудита бюджето- получателей является изучение хозяйственных процессов и операций с по- зиций законности, достоверности, хозяйственной целесообразности, обеспе- чения сохранности собственности. Но система контроля не может быть хо- рошо развита без адекватной нормативной базы. Основной недостаток рос- сийской системы контроля в том, что изначально появляются пробелы в нор мативное поле, которые создают благоприятные условия для различных ин-
терпретаций как со стороны проверяемого, так и со стороны проверяющего. Для органа государственного аудита должна определяться степень со- вместимости общих стандартов с его полномочиями (т.е. использовать эти стандарты орган должен в пределах своих задач и полномочий). Иными словами, орган государственного аудита должен согласовать свою деятель- ность со стандартами, принятыми для аудита бюджетополучателей. В рос- сийской практике на законодательном уровне такие стандарты отсутствуют, а в международной практике, в частности в США, существует целая систе-
ма стандартов государственного аудита.
осударственного аудита включает три этапа
На первом этапе осуществляется предварительное изучение предмета и объектов для определения целей государственного аудита, вопросов провер-ки и анализа, выбора критериев оценки эффективности и способов его про-ведения, по результатам которых подготавливается программа проведения аудита эффективности использования государственных средств. На втором этапе государственного аудита проводятся проверка и анализ результатов использования государственных средств в соответствии с вопросами про-граммы, в том числе непосредственно на объектах, в ходе которых осуществляются сбор и анализ фактических данных и информации, необходимых для получения доказательств. Составляются акты и рабочие документы, фиксирующие результаты проверки и анализа, которые служат основой для подго-товки заключений, выводов и рекомендаций. На третьем этапе государственного аудита подготавливается отчет, включающий заключения, выводы и ре-комендации, также оформляются другие документы по его результатам.
Обьектами государственного аудита являются:
органы государственной власти Российской Федерации, являющиеся главными распорядителями или распорядителями бюджетных средств;
федеральные органы, использующие средства государственных вне бюджетных фондов или распоряжающиеся государственной собст-венностью;
-
бюджетные учреждения и иные организации, получающие бюджетные средства;
государственные унитарные и казенные предприятия; иные субъекты экономической деятельности, использующие государственные средства и или имеющие предоставленные федераль ным законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества; -
организации, предприятия и учреждения, а также социальные груп пы граждан, на деятельности или жизнеобеспечении которых отра жаются результаты использования государственных средств
В экономической литературе понятие внутреннего аудита по-разному трактуется как отечественными, так и зарубеж-
ными авторами. Так, например, С.М. Бычкова считает, что «внутренний аудит представляет собой элемент системы внутреннего кон- троля, организованный руководством предприятия в целях
анализа учетных и других контрольных данных» 2, с. 21]. По мнению В.В. Бурцева, «внутренний аудит - это регла- ментированная внутренними документами организации дея-
тельность по контролю звеньев управления и различных ас-
пектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рам-
ках помощи органам управления организации..»
Из приведенных определений, описывающих понятие
внутреннего аудита, следует, что он все же имеет существенные отличия от внешнего аудита, которые можно идентифицировать как:
-
ограниченную независимость; -
обеспечение регулярного контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия; -
регулярное предоставление информации с целью принятия и корректировок ранее принятых управленческих реше-
Прежде чем определить место внутреннего аудита в процессе управления экономическим субьектом, и в частности в системе внутреннего контроля, рассмотрим основные характерные черты этой системы.
Согласно существующим как в российской, так и в международной практике положениям система внутреннего контроля состоит из трех основных элементов:
-
надлежащим образом организованной системы бухгалтерского учета; -
контрольной среды; -
отдельных средств контроля.