Файл: Законом от 30 декабря 2008 г. 307фз Об аудиторской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги:

1)  постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2)  налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3)  анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4)  управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5)  юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве
, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6)  автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7)  оценочную деятельность;

8)  разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9)  проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10)  обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы являются субъектами исключительной компетенции, так как им запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Ниже перечислены принципы аудиторской деятельности.

Принцип независимости заключается в том, что аудитор не должен иметь финансовой, имущественной, родственной и иной заинтересованности в отношении проверяемого хозяйствующего субъекта. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудит не может осуществляться:

Принцип профессиональной компетентности аудиторов выражается в том, что высокий уровень оказываемых аудиторами услуг обеспечивается имеющимся у них объемом знаний и навыков. В связи с этим законодательство РФ устанавливает довольно высокие требования к профессиональным аудиторам: наличие высшего образования, стажа работы, необходимость сдачи квалификационного экзамена и др.

Принцип конфиденциальности(аудиторская тайна) заключается в том, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Принцип полноты (объективности)выражается в требовании достаточности состава проверяемых документов хозяйствующих субъектов для получения объективной оценки их достоверности. В случае непредставления аудитору необходимых для проведения проверки документов аудитор обязан отказаться от выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.



Выделяют два вида аудита:

1)  обязательный аудит;

2)  инициативный аудит

Но также есть и другая классификация (государственный, внутренний и предпринимательский)

Государственный аудит - это особая сфера деятельности, которая не сводится исключительно к проверке финансовой и бухгалтерской отчетно- сти государственных структур. Его миссией и основной задачей является обеспечение от имени государства и общества независимого объективного публичного контроля деятельности органов власти по управлению вверен- ными им общественными ресурсами. На его основе общество и политиче- ское руководство страны получает объективную информацию о том, дейст- вительно ли управление общественными ресурсами осуществляется «бе- режливо, правильно и мудро», т.е., выражаясь современным языком, эконо-

мично, результативно и эффективно.

Для того чтобы институт государственно- го аудита мог эффективно выполнять эту задачу, он должен соответствовать

минимальному набору параметров, которые заключаются в следующем: - особый конституционно правовой статус в системе органов госу-

дарственной власти: наличие юридических, административных и финансовых гарантий

независимости деятельности; законодательно закрепленная роль в определении основ бюджетно

финансовой политики государства: деятельная поддержка общественности, основанная на доверии и уважении к высокопрофессиональной, объективной и актуальной

работе аудиторов [2]. Понятие «государственный аудит» охватывает все, что относится к сис- теме внешнего, независимого публичного контроля - контроля за деятель-

ностью органов государства по управлению общественными ресурсами.
Целью государственного аудита должен стать контроль федеральных доходов и расходов, служащий общественным интересам в соответствии с признанными критериями, предоставляя членам Правительства и другим высшим чиновникам точную информацию, непредубежденный анализ и объективные рекомендации о том, как лучше всего использовать общест-

венные ресурсы

Специализированным органом государственного аудита в РФ является Счетная палата РФ. Необходимо только законодательно закрепить понятие го- сударственного аудита и осуществление его функций Счетной палатой РФ. В настоящее время согласно ст. 1 Федерального закона от 11.01.1995 Ло 4 Ф3 (в ред. от 27.04.2007) «О Счетной палате Российской Федерации», Счетная па- лата РФ является постоянно действующим органом государственного финан-


сового контроля (1]. Главным направлением проведения государственного аудита бюджето- получателей является изучение хозяйственных процессов и операций с по- зиций законности, достоверности, хозяйственной целесообразности, обеспе- чения сохранности собственности. Но система контроля не может быть хо- рошо развита без адекватной нормативной базы. Основной недостаток рос- сийской системы контроля в том, что изначально появляются пробелы в нор мативное поле, которые создают благоприятные условия для различных ин-

терпретаций как со стороны проверяемого, так и со стороны проверяющего. Для органа государственного аудита должна определяться степень со- вместимости общих стандартов с его полномочиями (т.е. использовать эти стандарты орган должен в пределах своих задач и полномочий). Иными словами, орган государственного аудита должен согласовать свою деятель- ность со стандартами, принятыми для аудита бюджетополучателей. В рос- сийской практике на законодательном уровне такие стандарты отсутствуют, а в международной практике, в частности в США, существует целая систе-

ма стандартов государственного аудита.

осударственного аудита включает три этапа

На первом этапе осуществляется предварительное изучение предмета и объектов для определения целей государственного аудита, вопросов провер-ки и анализа, выбора критериев оценки эффективности и способов его про-ведения, по результатам которых подготавливается программа проведения аудита эффективности использования государственных средств. На втором этапе государственного аудита проводятся проверка и анализ результатов использования государственных средств в соответствии с вопросами про-граммы, в том числе непосредственно на объектах, в ходе которых осуществляются сбор и анализ фактических данных и информации, необходимых для получения доказательств. Составляются акты и рабочие документы, фиксирующие результаты проверки и анализа, которые служат основой для подго-товки заключений, выводов и рекомендаций. На третьем этапе государственного аудита подготавливается отчет, включающий заключения, выводы и ре-комендации, также оформляются другие документы по его результатам.

Обьектами государственного аудита являются:

органы государственной власти Российской Федерации, являющиеся главными распорядителями или распорядителями бюджетных средств;


федеральные органы, использующие средства государственных вне бюджетных фондов или распоряжающиеся государственной собст-венностью;

  • бюджетные учреждения и иные организации, получающие бюджетные средства;
    государственные унитарные и казенные предприятия; иные субъекты экономической деятельности, использующие государственные средства и или имеющие предоставленные федераль ным законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

  • организации, предприятия и учреждения, а также социальные груп пы граждан, на деятельности или жизнеобеспечении которых отра жаются результаты использования государственных средств


В экономической литературе понятие внутреннего аудита по-разному трактуется как отечественными, так и зарубеж-

ными авторами. Так, например, С.М. Бычкова считает, что «внутренний аудит представляет собой элемент системы внутреннего кон- троля, организованный руководством предприятия в целях

анализа учетных и других контрольных данных» 2, с. 21]. По мнению В.В. Бурцева, «внутренний аудит - это регла- ментированная внутренними документами организации дея-

тельность по контролю звеньев управления и различных ас-

пектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рам-

ках помощи органам управления организации..»
Из приведенных определений, описывающих понятие

внутреннего аудита, следует, что он все же имеет существенные отличия от внешнего аудита, которые можно идентифицировать как:

  • ограниченную независимость;

  • обеспечение регулярного контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия;

  • регулярное предоставление информации с целью принятия и корректировок ранее принятых управленческих реше-

Прежде чем определить место внутреннего аудита в процессе управления экономическим субьектом, и в частности в системе внутреннего контроля, рассмотрим основные характерные черты этой системы.

Согласно существующим как в российской, так и в международной практике положениям система внутреннего контроля состоит из трех основных элементов:

  • надлежащим образом организованной системы бухгалтерского учета;

  • контрольной среды;

  • отдельных средств контроля.