Файл: 1. Теоретические основы безопасности и защиты информации в компьютерных сетях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина на личную и семейную тайны, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;

- укрепление механизмов правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создание условий для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;

- запрещение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством;

- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России;

- обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 23, 24) мероприятия по защите данных от возможных информационных атак не должны нарушать тайну переписки, осуществлять сбор сведений о частной жизни сотрудников, а также ознакомление с их перепиской.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 139) определены характерные признаки информации, которая может составлять служебную или коммерческую тайну. Кроме этого в гражданском кодексе установлена ответственность, которую несут лица, за незаконные методы получения такой информации.

Уголовным Кодексом Российской Федерации предусматривается ответственность в случае преднамеренного использования вредоносного программного обеспечения с целью:

- сбора или распространения сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия (ст. 137);

- незаконного получения или разглашения сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183);

- неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации (ст. 272);

- нарушения правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ (ст. 274);

- нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 138).

Уголовная ответственность распространяется также на лиц, совершивших действия по созданию, использованию и распространению вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273). При этом необходимо отметить, что в качестве вредоносного ПО могут выступать не только вирусы, программы типа "Троянский конь", но и программы, предназначенные для проведения информационных атак.


Регулирование отношений, связанных с созданием, правовой охраной, а также использованием программ для ЭВМ и баз данных, осуществляется при помощи законов "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" и "Об авторском праве и смежных правах".

Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене" также определяет понятие информационной безопасности и направлен на создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства. Требования данного нормативного документа необходимо учитывать при взаимодействии с зарубежными информационными ресурсами, например, через сеть Интернет. Отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления и предоставления потребителю документированной информации, регулируются Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации".Данный закон определяет понятие конфиденциальной информации, цели и задачи по ее защите, а также права и обязанности субъектов в области защиты информации. В 2006 г. эти два закона были заменены Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации",в соответствии с которым защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

- обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

- соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

- реализацию права на доступ к информации.

Более подробно информация конфиденциального характера определена в Указе Президента Российской Федерации №188 от 06.03.1997 г. "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера". В соответствии с данным Указом к подобным сведениям отнесены:

- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные);

- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);



- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Более подробные сведения об информации, составляющей коммерческую тайну, изложены в Федеральном законе "О коммерческой тайне".Данный Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации и других участников регулируемых отношений на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Вопросы защиты персональных данных подробно описаны в Федеральном законе "О персональных данных". В соответствии с этим документом при обработке персональных данных необходимо принимать организационные и технические меры, в том числе криптографические средства для защиты информации от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

Вопросы отнесения информации к государственной тайне, а также порядок работы и защиты таких данных определены в Федеральном законе "О государственной тайне". Статьи закона являются обязательными для исполнения для всех без исключения юридических и физических лиц, для государственных и территориальных органов власти. Закон определяет понятия государственной тайны, грифа секретности, средства защиты информации и др. Этот же закон устанавливает права и обязанности органов государственной власти по защите государственной тайны, а также определяет базовый перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне. Более подробный перечень утвержден Указом Президента "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" №61 от 28.03.1998 г. Данные нормативные документы должны учитываться при формировании системы защиты информации, составляющей государственную тайну.

Нормативно-методическую базу, определяющую требования и рекомендации к программно-техническим методам защиты информации в автоматизированных системах, составляют руководящие документы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК) и государственные стандарты. Так, например, оценка защищенности автоматизированных систем, обрабатывающих информацию ограниченного доступа, осуществляется на основании руководящего документа (РД) ФСТЭК "Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации". При разработке и модернизации средств вычислительной техники необходимо принимать во внимание требования РД ФСТЭК "Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации" и ГОСТ Р 50739-95"Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования". Данные нормативные документы необходимо учитывать в процессе реализации комплексной системы защиты от информационных атак для того, чтобы не нарушить установленные в них требования к автоматизированным системам и средствам вычислительной техники соответствующих классов.


Еще одним нормативным документом ФСТЭК, который может применяться по отношению к средствам защиты от информационных атак, является РД "Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей (НДВ)". Данный РД устанавливает классификацию ПО средств защиты информации по уровню контроля отсутствия в нем НДВ. Необходимо отметить, что под НДВ понимают функциональные возможности ПО, не описанные в документации, при использовании которых возможно нарушение конфиденциальности, целостности или доступности обрабатываемой информации.

При использовании персональных и корпоративных межсетевых экранов для защиты от информационных атак необходимо учитывать требования РД ФСТЭК "Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации" ,а также "требования ФСБ к устройствам типа межсетевые экраны".Данные нормативные документы классифицируют межсетевые экраны на пять различных классов в зависимости от категории информации, для защиты которой они предназначены. При этом каждый класс экранов характеризуется своим набором функциональных требований по защите информации.

Порядок организации работ с государственной конфиденциальной информацией определяется в нормативно-методическом документе ФСТЭК "Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К)". Документ расширяет и дополняет существующие РД посредством уточнения требований и рекомендаций по обеспечению технической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну. В этом документе приводятся рекомендации по практическому применению различных средств защиты, в том числе и систем обнаружения атак.

2. Методы и средства защиты информации в сетях
.1 Классификация методов и средств обеспечения безопасности
Способы (методы) защиты информации:

- Препятствие - создание на пути угрозы преграды, преодоление которой сопряжено с возникновением сложностей для злоумышленника или дестабилизирующего фактора.

- Управление - оказание управляющих воздействий на элементы защищаемой системы.

- Маскировка - действия над защищаемой системой или информацией, приводящие к такому их преобразованию, которое делает их недоступными для злоумышленника.

- Регламентация - разработка и реализация комплекса мероприятий, создающих такие условия обработки информации, которые существенно затрудняют реализацию атак злоумышленника или воздействия других дестабилизирующих факторов.


- Принуждение - метод заключается в создании условий, при которых пользователи и персонал вынуждены соблюдать условия обработки информации под угрозой ответственности (материальной, уголовной, административной)

- Побуждение - метод заключается в создании условий, при которых пользователи и персонал соблюдают условия обработки информации по морально-этическим и психологическим соображениям.

Средства защиты информации:

- Физические средства - механические, электрические, электромеханические, электронные, электронно-механические и т. п. устройства и системы, которые функционируют автономно, создавая различного рода препятствия на пути дестабилизирующих факторов.

- Аппаратные средства - различные электронные и электронно-механические и т.п. устройства, схемновстраиваемые в аппаратуру системы обработки данных или сопрягаемые с ней специально для решения задач защиты информации.

- Программные средства - специальные пакеты программ или отдельные программы, включаемые в состав программного обеспечения с целью решения задач защиты информации.

- Организационные средства - организационно-технические мероприятия, специально предусматриваемые в технологии функционирования системы с целью решения задач защиты информации.

- Законодательные средства - нормативно-правовые акты, с помощью которых регламентируются права и обязанности, а также устанавливается ответственность всех лиц и подразделений, имеющих отношение к функционированию системы, за нарушение правил обработки информации, следствием чего может быть нарушение ее защищенности.

- Психологические (морально-этические средства) - сложившиеся в обществе или данном коллективе моральные нормы или этические правила, соблюдение которых способствует защите информации, а нарушение их приравнивается к несоблюдению правил поведения в обществе или коллективе.