Файл: Разработка урока Смена караулов в пожарноспасательных подразделениях.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая разработка урока «Смена караулов в пожарно-спасательных подразделениях»
по МДК 03.01 Пожарно-спасательная техника и оборудование
для специальности 20.02.04 Пожарная безопасность
Разработал преподаватель: ______________ Х.Х. Явмирзаев
Аннотация
В образовательных учреждениях среднего профессионального образования базисным учебным планом профессиональной подготовки по специальности предусмотрено обязательное изучение МДК 03.01 «пожарно-спасательная техника и оборудование» в рамках изучения ПМ 01 «Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Главной задачей преподавателя при изучении данной дисциплины является формирование у студентов усвоения необходимых знаний, умений и навыков в области основ организации деятельности в пожарно-спасательных подразделениях.
Методическая разработка открытого занятия по МДК 03.01 пожарно-спасательная техника и оборудование на тему «Смена караулов в пожарно-спасательных подразделениях» представляет собой технологическую карту и подробный план-конспект урока с применением технологии обучения в сотрудничестве, технологии развивающего обучения, активных методов обучения. Такая форма занятия помогает студентам проявлять свои интеллектуальные и творческие способности, воспитывает культуру общения. Данное занятие способствует развитию общих и профессиональных компетенций.
На этапе актуализации опорных знаний преподаватель просит обучающихся заполнить схему «Организация и несение караульной службы пожарно-спасательными подразделениями» по ранее изученному материалу.
На теоретическом этапе студенты изучают теоретический материал, представленный в учебнике, и заполняют таблицу «Смена караулов в пожарно-спасательных подразделениях».
На этапе закрепления обучающиеся отвечают по вариантам на вопросы теста и, работая в подгруппах, строят схему действий личного состава при смене караулов.
Смена караулов включает в себя 3 этапа: подготовку к смене, развод караулов, смену дежурства. Весь урок я также поделил на три части: проверка изученного ранее материала, изучение нового материала и закрепление изученного материала, и уровняла их с этапами смены караулов.
Данное занятие активизирует познавательную деятельность студентов, помогает проявить свои интеллектуальные способности. Урок спланирован таким образом, что каждый студент принимает в нём активное участие при ответах на вопросы, заполнении таблиц, самостоятельном решении задач.
Технологическая карта занятия №1
Дисциплина | МДК 03.01 Пожарно-спасательная техника | Группа | Дата | ||||||||||||
Тема занятия | Смена караулов в пожарно-спасательных подразделениях | ПБ-17 | 25.05. 2023 | ||||||||||||
Вид занятия | Комбинированное занятое | | |||||||||||||
Тип занятия | Усвоение новых знаний | | |||||||||||||
Цель занятия | Образовательная цель: - изучить порядок смены караулов в пожарно-спасательных подразделениях, основные этапы; - научить применять алгоритм порядка смены караулов. Развивающая цель: развивать у студентов мышления, память, внимание. Воспитательная цель: - вызвать познавательный интерес; - сформировать умения самостоятельной и коллективной работы на уроке. | ||||||||||||||
Результат | Должны знать | - требования наставлений, указаний и других руководящих документов, регламентирующих организацию и несение караульной и гарнизонной службы; - задачи караульной службы; - обязанности должностных лиц караула, порядок смены караула. | |||||||||||||
Должны уметь | - рационально и эффективно организовывать свою профессиональную деятельность и работу подчиненных; - организовывать работу караулов (смен) в пожарно-спасательных подразделениях; - поддерживать групповое взаимодействие и работать в команде; - формулировать, на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы. | ||||||||||||||
Показатели оценки результата | Оценка выполнения заданий. Наблюдение за работой студентов. Самооценка. | ||||||||||||||
Обеспечивающие дисциплины | МДК 01.02 Тактика тушения пожаров Термодинамика, теплопередача и гидравлика Здания и сооружения | ||||||||||||||
Обеспечиваемые дисциплины | МДК 01.03 Тактика аварийно-спасательных работ | ||||||||||||||
Средства обучения | презентация Microsoft Power Point, видеоролик, раздаточный материал (тестовые задания, задания для работы в микрогруппе) | ||||||||||||||
Применяемые элементы педагогических технологий | Технология развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии обучения в сотрудничестве | ||||||||||||||
Применяемые методы обучения | Методы: По способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования знаний (репродуктивный, проблемно-поисковый), умений и навыков на практике (задания, упражнения, задачи). По степени активности преподавателя и обучающегося (осознанности восприятия учебного материала): активные, интерактивные. По источнику учебного материала: словесные, наглядные, частично-поисковые. Формы: индивидуальная, коллективная, парная, групповая. Приёмы: заполнение таблицы; работа с теоретическим материалом, самостоятельная работа, практическая отработка полученных знаний | ||||||||||||||
Основная литература | пожарно-спасательная техника и оборудование: учебник / В.В. Теребнев, И.А. Малый, А.О. Семенов, А.В. Ермилов. – М.: КУРС, 2018. – 256 с. | ||||||||||||||
Содержание занятия | |||||||||||||||
№ этапа | Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Время | |||||||||||||
1 | Организационный этап: - проверка готовности студентов к занятию; - проверка посещаемости; - эмоционально положительный настрой на урок. | 2 мин. | |||||||||||||
2 | Мотивационный момент (Фронтальная беседа): - обоснование необходимости изучения данной темы для эффективного освоения дисциплин и модулей; - вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач занятия. Фронтальная беседа о необходимости изучения смены караулов в пожарно-спасательных подразделениях. В нашей жизни, несмотря на непрерывно растущий научно-технический прогресс, до сих пор остается ряд нерешенных проблем. В частности, современное общество все еще не может избавиться от проблемы пожаров - явления, которое, как непреодолимый рок, сопровождает людей с момента возникновения цивилизации, уносит жизни и безвозвратно уничтожает материальные ценности. Развиваясь вслед за научно-техническими достижениями человечества, пожарная охрана превратилась в мощную структуру, накопившую огромный опыт и знания в деле предотвращения и тушения пожаров. Для успешного тушения пожаров необходима четкая организация караульной службы, которая осуществляется личным составом дежурных караулов пожарно-спасательных подразделений посредством посменного несения дежурства. Одной из основных задач пожарной охраны является обеспечение постоянной готовности дежурных караулов. Именно организованность, оперативность и слаженность в деятельности личного состава подразделения, а также не допущение просчетов в расстановке и использовании сил и средств, организации управления и всестороннего обеспечения – является важным фактором при смене караулов в пожарно-спасательном подразделении. С какой целью осуществляется смена караулов, каков порядок сдачи и приема дежурства – именно с этими вопросами мы познакомимся на сегодняшнем занятии. Преподаватель предлагает посмотреть студентам обучающий фильм, который поможет сформулировать цель и задачи урока. Обучающиеся совместно с преподавателем формулируют цель урока, продолжая фразы: «Я хочу изучить…», « Я хочу понять…», « Я хочу проверить…» Цели и задачи урока: - изучить порядок смены караулов в пожарно-спасательных подразделениях; - знать этапы смены караулов; - научиться применять алгоритм порядка смены караулов в ходе выполнения упражнений. | 5 мин. | |||||||||||||
3. | Первичное усвоение новых знаний (заполнение таблицы; работа с текстом) На этапе изучения нового материала преподаватель предлагает студентам познакомиться с теоретическим материалом, представленном в учебнике, и предлагает заполнить таблицу. Смена караулов в пожарно-спасательных подразделениях
Теоретический материал: Смена караулов осуществляется в целях непрерывного поддержания готовности подразделения к проведению боевых действий по тушению пожаров, а также в целях приема-передачи техники и вооружения, служебной документации, проверки состояния помещений дежурного караула, оборудования и имущества в них, состояния территории подразделения. Смена караулов включает в себя: - подготовку к смене; - развод караулов; - смену дежурства, которая не должна превышать 30 минут (допускается увеличение смены дежурства до 45 минут в зависимости от степени оснащенности подразделения). На развод караулов должен быть построен весь личный состав сменяющегося (за исключением диспетчера ПСЧ и постового у фасада здания подразделения) и заступающего караулов. Развод проводится начальником подразделения или лицом, его замещающим. При распределении по номерам боевого расчета отделений, на посты и в дозоры личный состав заступающего караула при построении должен занимать места согласно схеме построения караула. Смена дежурства в подразделениях ФПС ГПС проводится в одно и то же время (с 8 часов 00 минут до 8 часов 30 минут местного времени), в других подразделениях время определяется работодателем по согласованию с начальником местного гарнизона. При заступлении на боевое дежурство начальник заступающего караула должен получить от сменяющегося начальника караула сведения об изменении оперативной обстановки в районе (подрайоне) выезда подразделения, после чего осуществить запись в книге службы. В установленное распорядком дня время начальник заступающего караула подает команду: "КАРАУЛ, НА СМЕНУ". По этой команде диспетчером ПСЧ подается три коротких сигнала. Личный состав заступающего и сменяющегося караулов должен надеть боевую одежду и снаряжение и построиться в местах, установленных начальником подразделения. При индивидуальном закреплении СИЗОД (СИЗОД закрепляется индивидуально за каждым газодымозащитником или по принципу: первый - третий караул, второй - четвертый караул) личный состав заступающего караула выстраивается в закрепленных СИЗОД. В случае, если СИЗОД закреплены по групповому признаку (один СИЗОД на четверых газодымозащитников), заступающий караул должен строиться без СИЗОД. В данном случае передача и проверка СИЗОД заступающим караулом происходит после приема дежурства непосредственно перед командой "ОТБОЙ". При подготовке к смене дежурства начальник заступающего караула должен: - проверить наличие и готовность личного состава к несению караульной службы, его внешний вид, соблюдение формы одежды, состояние боевой одежды и снаряжения, а также принять меры к устранению обнаруженных недостатков; - проверить наличие служебных удостоверений и жетонов (у сотрудников ФПС ГПС); - объявить составы отделений на технику, лиц внутреннего наряда и назначить личный состав на посты и в дозоры; - проверить знание личным составом своих обязанностей; - проверить у водительского состава наличие водительских удостоверений и свидетельств на право управления техникой; - довести до личного состава оперативную обстановку в районе (подрайоне) выезда подразделения. Начальник сменяющегося караула должен подвести итоги несения службы за прошедшие сутки, дать оценку работы подчиненного личного состава, отметить имевшие место недостатки, указать способы их устранения. Начальник заступающего караула должен уведомить начальника сменяющегося караула о готовности к разводу. Начальник сменяющегося караула, получив уведомление о готовности заступающего караула к разводу, должен выстроить сменяющийся караул в боевой одежде и снаряжении перед строем заступающего караула. Начальник заступающего караула должен прибыть к начальнику подразделения или лицу, его замещающему, и доложить о готовности к заступлению на боевое дежурство по установленной форме1, после чего встать в строй. ------------------------------ Например: "Товарищ полковник или товарищ начальник (руководитель), третий караул к заступлению на боевое дежурство готов. Начальник караула старший лейтенант Петров или начальник караула Петров". ------------------------------ При подходе начальника подразделения к строю начальник сменяющегося караула должен подать команду: "КАРАУЛ, СТАНОВИСЬ, РАВНЯЙСЬ, СМИРНО, РАВНЕНИЕ НА СРЕДИНУ" и доложить о готовности к сдаче дежурства по установленной форме2. ------------------------------ Например: "Товарищ майор или товарищ начальник (руководитель), второй караул к сдаче дежурства готов. Начальник караула старший лейтенант Иванов или начальник караула Иванов". ------------------------------ Начальник подразделения должен приветствовать личный состав караулов и подать команду "ВОЛЬНО", проверить готовность личного состава заступающего караула, а также выборочно проверить знание личным составом своих обязанностей, дать оценку службы сменяющемуся караулу и поставить задачу по несению караульной службы заступающему караулу, после чего подать команду: "КАРАУЛЫ, РАВНЯЙСЬ, СМИРНО, ВОЛЬНО, ДЛЯ ПРИЕМА И СДАЧИ ДЕЖУРСТВА РАЗОЙДИСЬ". По этой команде личный состав караулов приступает к смене дежурства. Начальник заступающего караула должен проверить лично или через командиров отделений исправность техники и вооружения, состояние служебных помещений и территории, принять служебную документацию дежурного караула. Начальник сменяющегося караула должен передать служебную документацию в части, касающейся караульной службы, в соответствии с перечнем документов, регламентирующих организацию службы в подразделениях, и принять меры к устранению выявленных недостатков. Личный состав заступающего караула должен принимать от сменяющегося караула технику и вооружение, служебную документацию, проверять состояние служебных помещений, оборудования и имущества в них, состояние территории подразделения. Резервная техника принимается командирами отделений, пожарными, водителями, назначенными начальником заступающего караула. О результатах смены дежурства личный состав заступающего и сменяющегося караулов должен доложить в следующем порядке: - пожарные, старшие пожарные, водители - командирам соответствующих отделений; - командиры отделений - начальнику караула (помощнику начальника караула); - лица внутреннего наряда - дежурному по подразделению; помощник начальника караула, дежурный по подразделению и диспетчер ПСЧ - начальнику караула по установленной форме. ------------------------------ Например: "Товарищ старший лейтенант или товарищ начальник караула. Техника, пожарный инструмент и аварийно-спасательное оборудование сданы (приняты) в исправном состоянии и согласно описи. Помощник начальника караула прапорщик внутренней службы Петров (диспетчер (радиотелефонист) ПСЧ сержант Фомина. "Связь исправна")". ------------------------------ Приняв доклады, начальники караулов должны произвести необходимые записи в книге службы. О смене начальники караулов должны доложить начальнику подразделения по установленной форме1. ------------------------------ Например: "Товарищ майор или товарищ начальник (руководитель), старший лейтенант Иванов дежурство принял или Иванов дежурство сдал". ------------------------------ Приняв от начальников караулов доклады о сдаче и приеме дежурства, начальник подразделения должен проверить записи сменяющегося караула в книге службы, утвердить лист наряда на службу и методические планы проведения учебных занятий заступающего караула, проинструктировать начальника заступающего караула и поставить перед ним задачи на период боевого дежурства, после чего отдать команду о подаче сигнала "ОТБОЙ". При получении команды о подаче сигнала "ОТБОЙ" подается два коротких сигнала. Личный состав звеньев ГДЗС сменяющегося караула должен снять с ПА закрепленные СИЗОД, а заступающий личный состав должен поставить их в боевой расчет. С этого момента сменившийся караул считается свободным от несения службы. После заступления на боевое дежурство начальник дежурного караула должен передать диспетчеру ПСЧ сведения о составе караула. Диспетчер ПСЧ должен передать информацию диспетчеру гарнизона о наличии сил и средств, находящихся на боевом дежурстве подразделения для включения их в строевую записку гарнизона. В случае объявления сигнала тревоги во время смены дежурства до подачи сигнала "ОТБОЙ" к месту вызова должен выезжать сменяющийся караул, а заступающий караул должен оставаться в помещении до получения распоряжения начальника подразделения. Если во время смены дежурства сменяющийся караул находится на месте пожара (ЧС), заступающий караул должен доставляться к месту пожара (ЧС) и проводить смену работающего личного состава подразделения. В случае обнаружения недостатков при смене дежурства они должны устраняться сменяющимся караулом под личным контролем начальника (руководителя) подразделения. | 30 мин | |||||||||||||
4 | Подведение итогов занятия: - заполнение листов самооценок; - подсчет баллов, выставление оценок. Критерии оценки: «отлично» - 15-14 баллов «хорошо» - 13-12 баллов «удовлетворительно» - 11-10 баллов «неудовлетворительно» - менее 9 баллов | 2 мин | |||||||||||||
5 | Рефлексия: Преподаватель: Сегодня на занятии мы изучали смену караулов в пожарно-спасательных подразделениях. Напомню, что смена караулов включает в себя 3 этапа: подготовку к смене, развод караулов, смену дежурства. Весь урок я также поделила на три части: проверка изученного ранее материала, изучение нового материала и закрепление изученного материала, и уровняла их с этапами смены караулов. Заполните карточки вашего эмоционального состояния, в которых отметьте свое самочувствие, указывая свое отношение к уроку, вписывая, что понравилось (не понравилось) на каждом этапе урока.
Можно начать ваши высказывания следующими фразами: «Самым интересным сегодня на уроке было»; «Узнал много нового» «Больше всего мне понравилось»; «Сегодня я научился»; «Испытывал затруднения при выполнении заданий»; «Было не интересно, скучно». | 3 мин | |||||||||||||
6 | Домашнее задание: Организация службы и подготовки в пожарно-спасательных подразделениях: учебник / В.В. Теребнев, И.А. Малый, А.О. Семенов, А.В. Ермилов. – М.: КУРС, 2018. – 256 с. Стр 40-44 Самостоятельная работа Схема построения караула (составление памятки) | 1 мин |
Преподаватель __________________________________________
Ход урока.
ЭТАП 1 (2мин) Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Приготовьте тетради, ручки, карандаши. Кто отсутствует?
Я рада приветствовать вас на занятии. Сегодня к вам на занятие пришли гости, которые будут оценивать вашу работу, поэтому давайте пожелаем друг другу удачи и нацелимся на работу в полную силу.
Сегодня на занятии мы будем обобщим ваши знания по предыдущим темам, изучим новую тему, будем составлять схемы, таблицы, решать тесты и учиться применять, полученные знания на практике.
На прошлых уроках мы познакомились с общими положениями караульной службы, выучили с вами обязанности должностных лиц по организации караульной службы, изучили нормативно-правовую базу. Хочу вам напомнить, что знания, полученные вами на предыдущих уроках, помогут вам и будут служить надежным подспорьем для изучения темы «Смена караулов в пожарно-спасательных подразделениях», о которой мы поговорим сегодня.
.
ЭТАП 2 (5мин) Мотивационный момент
В нашей жизни, несмотря на непрерывно растущий научно-технический прогресс, до сих пор остается ряд нерешенных проблем. В частности, современное общество все еще не может избавиться от проблемы пожаров - явления, которое, как непреодолимый рок, сопровождает людей с момента возникновения цивилизации, уносит жизни и безвозвратно уничтожает материальные ценности. Развиваясь вслед за научно-техническими достижениями человечества, пожарная охрана превратилась в мощную структуру, накопившую огромный опыт и знания в деле предотвращения и тушения пожаров. Для успешного тушения пожаров необходима четкая организация караульной службы, которая осуществляется личным составом дежурных караулов пожарно-спасательных подразделений посредством посменного несения дежурства. Одной из основных задач пожарной охраны является обеспечение постоянной готовности дежурных караулов. Именно организованность, оперативность и слаженность в деятельности личного состава подразделения, а также не допущение просчетов в расстановке и использовании сил и средств, организации управления и всестороннего обеспечения – является важным фактором при смене караулов в пожарно-спасательном подразделении. С какой целью осуществляется смена караулов, каков порядок сдачи и приема дежурства – именно с этими вопросами мы познакомимся на сегодняшнем занятии.
-Ребята, предлагаю вам посмотреть обучающий фильм, который поможет сформулировать цель и задачи урока.
Обучающиеся совместно с преподавателем формулируют цель урока, продолжая фразы: «Я хочу изучить…», «Я хочу понять…», «Я хочу проверить…»
Цели и задачи урока:
- изучить порядок смены караулов в пожарно-спасательных подразделениях;
- знать этапы смены караулов;
- научиться применять алгоритм порядка смены караулов в ходе выполнения упражнений.
-
ЭТАП 3 (40мин). Первичное усвоение новых знаний.
Преподаватель: Определим маршрутный лист занятия, по которому будем перемещаться. Он у нас будет состоять из четырех основных этапов:
Теоретический, Экспериментальный, Практический, Контрольный.
На каждом из этапов вы будете выполнять задания и зарабатывать баллы, все набранные за урок баллы в конце занятия будут суммироваться, и переводиться в оценку. Для записи баллов у Вас на столах предложены Листы самооценки. В Листах есть столбец «Бонусы». В него будет вноситься дополнительные балы за активную работу на уроке. Укажите в Листе самооценки свою фамилию и группу.