Файл: I. Теоретические аспекты и роль национальной валюты в современных условиях. Возникновение, сущность и роль денег.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В нижней части лицевой стороны банкнот достоинством 50 сом и 100 сом находится бледно-зеленый прямоугольник, содержащий рельефное изображение национального орнамента. Если его рассматривать под разными углами можно увидеть числа «50» и «100» соответственно.

  1. Микрошрифт. Крупные цифры номинала в левом нижнем углу лицевой стороны банкноты содержат микрошрифт в виде непрерывных рядов чисел «20», «50», «100» соответственно.

Несмотря на эти защитные свойства валюты существует проблема определения её подлинности, во всем мире этим, а также массой других сопутствующих ей вопросов занимается особые службы, оснащенные специальной аппаратурой и знающие не понаслышке денежную технологию.

Есть такая служба и у НБКР.

Экспертная служба была создана в НБКР при управлении денежной наличности в 1994 году. В круг её задач входит методологическое обеспечение экспертизы денежных знаков национальной валюты Кыргызстана и зарубежных государств, осуществление экспертизы платежных средств в учреждениях Национального банка, систематизация сведений о выявленных поддельных купюрах, а также обеспечение соответствующих подразделений информацией об изменениях ден. знаков других государств.

По роду своей деятельности экспертиза денежных знаков входит и в обязанности коммерческих банков, однако их оснащенность, а также специальные значения, необходимые для своевременного выявления и изъятия из обращения поддельных купюр находится сегодня в республике на довольно низком уровне и тот факт, что данных об обнаружении фальшивых банкнот относительно немного, а в некоторых областях нет вообще, свидетельствует не об их отсутствии, а с недостаточной компетентности кассовых работников и оснащенный рабочих мест.

Так, согласно данным экспертно-криминалистического отдела МВД республики, ситуация с выявлением фальшивых банкнот выглядит следующим образом:

Количество обнаруженных фальшивых банкнот по областям:

  1. Ошская область –150.

  2. Чуйская область и г. Бишкек –38.

  3. Иссык- Кульская область –16.

К сожалению в местной прессе материалов на эту тему почти не бывает, в то время как центральная пресса России, постоянно предостерегает граждан от роковых ошибок и неизбежных денежных потерь, связанных с «выбросом» на мировой рынок крупных партий так называемых «супердолларов».
Глава II.
§ 2.1. Денежные реформы Национального Банка в период с


1993-98г.
Основные тенденции в экономике Кыргызской Республики в 1993 году. Несмотря на то, что Национальному Банку Кыргызской Республики средствами денежно-кредитной политики удалось предотвратить гиперинфляцию в 1993 году и достигнуть заметного снижения её в последующем, макроэкономическая ситуация в 1993 году заметно ухудшилась. Так, спад ВВП в 1993 году составил по отношению к 1992 году 15,5%, дефицит государственного бюджета – 7,1% к ВВП, а инфляция достигла 1366% в один год. Главной причиной тому явилось замедление структурной перестройки. Этот метод в основном оправдал себя. И даже в настоящее время задачи борьбы с инфляцией на ближайшую перспективу заключается в обеспечении преемственности выработанной денежно-кредитной политики, её углублении, обеспечении большой согласованности мер по всем основным направлениям экономической политики страны.

В 1993 году необходимо было резко замедлить высокие темпы инфляции. С этой целью начала проводиться ограничительная денежно-кредитная политика, которая, следует отметить, была ориентирована преимущественно на использование рыночных инструментов, таких как аукционы, а также норма резервных требований. Таким образом, вплоть до 1994 года продолжался процесс демонетаризации экономики.

Неуклонно придерживаясь основной цели своей деятельности, НБКР при проведении денежно-кредитной политики гибко реагировал на изменяющиеся рыночные условия, совершенствуя изменяющиеся и применяя новые инструменты. Инструменты денежно-кредитной политики, как уже говорилось, носят преимущественно косвенный характер, их назначение - оказывать влияние на поведение банков и небанковских институтов преимущественно через рыночный механизм регулирования, способствующий более эффективному размещению финансовых ресурсов.

Введение в 1993 году кредитных аукционов имело целью выявление рыночной процентной ставки, а также управления ликвидностью коммерческих банков. В конце развития инфляционных процессов в экономике Кыргызстана, а также финансового и банковского секторов, вынудили НБКР прекратить проведение кредитных аукционов до апреля 1994 года, что позволило сбить темпы инфляции в 1994 году.

На начальном этапе реформ в процессе становления финансовых рынков и при отсутствии гибких процентных ставок изменение в резервных требованиях являлось вполне закономерным средством регулирования изменений вы ликвидности коммерческих банков. Национальный банк с 1 июля 1993 года установил норматив обязательных резервных требований до 20%, одновременно начав платить за обязательные резервные требования с учетом рыночных процентных ставок.



Важным направлением деятельности НБКР на начальном этапе было развитие рынка государственных казначейских векселей как с целью не инфляционного финансирования дефицита бюджета, так и с целью расширения инструментов денежно-кредитной политики за счет операций на развивающиеся рынке ценных бумаг. С этой целью Национальный банк, как агент Правительства, начал 1993 году рынок ГКВ был ещё очень слабым и основного своего назначения он выполнять ещё не мог.

С 17 мая 1993 года Национальным банком начали проводиться регулярные еженедельные торги иностранной валюты на аукционной основе. Данный аукцион выполнен не только роль инструмента по определению курса национальной валюты и свободно конвертируемым валютам, но и способствовал осуществлению платежа за импорт, т.е. частично покрывал разрыв в платежном балансе. Причем, если первоначально национальный банк осуществлял незначительную регулирующую роль , то впоследствии аукцион был либерализован практически полностью, и к нему был допущен ряд небанковских учреждений. В политике обменного курса Кыргызстан придерживается наиболее либерального подхода режима плавающего обменного курса, который складывается на основе спроса и предложения на валютном рынке.

В первый год введения национальной валюты темп её обесценения был очень высоким и составил 93.7%. Сильное падение курса сома объяснилось значительными темпами инфляции в этот период.

Основные тенденции в экономике Кыргызской республики в 1994 году.

Экономическое развитие Кыргызской Республики в 1994 году проходило под влиянием практически тех же факторов, определивших развитие экономики Кыргызстана в 1993 году и несмотря на принимавшиеся меры, как в денежно-кредитной, так и бюджетно-налоговых сферах, производственный спад продолжался. Спад производства реального ВВП составил в 1994 году 20,1%. Однако, в результате решительных мер, предпринимаемых с конца 1993 года и продолжавшихся предприниматься в 1994 году, в денежно-кредитной сфере произошёл определенный прогресс, результатом чего стало снижение темпа инфляции в 1994 году до 87%. Таким образом, 1994 году можно охарактеризовать как год оборудования высоких темпов инфляции (близких к гиперинфляции).

Но несмотря на достигнутую относительную финансовую стабилизацию, в реальном секторе экономики в 1994 году сокращалось ситуация нехватки денежных средств на микроуровне, причинами которые были:


  1. «фиктивный» спрос на деньги, то есть спрос, вызванный ситуацией взаимных неплатежей, в основе которой лежит не потребность финансирования (так как реализация не требует финансирования), а отсутствие рынка сбыта из конечных производителей;

  2. несоответствие структуры реального совокупного предложения, во-первых, изменившейся структуре спроса, во-вторых, изменившейся структуре цен;

  3. неэффективное использование инвестиций, связанное как с резким ростом цен, так и не конкурентоспособностью производимой продукции.

В отношении избыточных предприятий не удалось ввести жесткие бюджетные ограничения, нерентабельные предприятия продолжали функционировать за счет накопления задолженности поставщикам и коммерческим банкам, расширяя таким образом круг убыточных предприятий.

В 1994 году из предприятий государственной собственности было приватизировано лишь 13,2%, при этом 21% приватизированных объектов было преобразовано в различные формы коллективной собственности. В этом же году началась реализация программы ПЕСАК, которая предусматривал реорганизацию либо ликвидацию 29 крупнейших убыточных предприятий.
Денежно-кредитная политика.

В 1994 году наметилось тенденция монетеризации: «широкие» деньги росли быстрее, чем цены и скорость обращения денег значительно снизилась. Монетаризация экономики обеспечивалось не инфляционным добавлением ликвидности, а реальным ростом денежной массы.
Кредитные аукционы продолжали играть активную роль обеспечения экономики кредитными ресурсами. На 34 проведенных в течении 1994 года аукционах объем размещённых среди коммерческих банков кредитных ресурсов составил 303,7 млн. сомов или в среднем 8,9 млн.сомов на одном аукционе.

В 1994 году НБКР, в зависимости от состояния ликвидности коммерческих банков, несколько раз изменяя норму обязательных резервов. В июне норма обязательных резервов была увеличена с 20 до 30%, затем доведена до 20%, а с 3 октября снижена с 20 до 15%.

В течении года было проведено 47 аукционов ГКВ, на которых было размещено государственных ценных бумаг на общую сумму 267,0 млн.сомов. Стал развиваться вторичный рынок ГКВ.

Благодаря взвешенной валютной политике, к концу 1994 года было достигнуто улучшение положения на валютном рынке: сократилась разница между учетным и рыночным обменным курсом сома, у населения появилась возможность свободно обменивать сомы на иностранную валюту в банках и обменных бюро, снизился спекулятивный спрос на иностранную валюту. За этот год темп обесценения сома по отношению к доллару США сократился до 32,6%.


В 1994 году, при увеличении объема дефицита государственного бюджета Кыргызской Республики до 77% к ВВП, возросла роль внешнего финансирования, доля которого составила 4,3% к ВВП.

Основные тенденции в экономике Кыргызской республики в период с 1995 года по 1998 год.

Наконец, этап 1995-1997 годов ознаменовался дальнейшими существенным замедлением общего роста цен, уровень которых в 1997 году вырос на 14,8%. Это, несомненно, является успехом в борьбе с инфляцией и достижении макроэкономической стабилизации.

Результатом проведения денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции, стало улучшение макроэкономической ситуации.

В 1995 году спад реального ВВП составил 5,4% к уровню 1994 года, что главным образом объяснялось прогрессом в сельском хозяйстве (в основном в растениеводстве), тогда как в промышленности положение оставалось по-прежнему сложным, продукция большинства предприятий оставалось неконкурентоспособной, что приводило к проблемам неплатежей, недостатку финансовых и материальных ресурсов.

Положительным результатом развития реального сектора был рост капитальных вложений всех форм собственности, составивший в 1995 году 165% от уровня 1994 года, причём 68,6% капитальных вложений приходилось на иностранные инвестиции, что было связано с расширением работ по проекту «Кумтор - золото». Данное увеличение капитальных вложений заложило основу роста ВВП в 1996-1997 годы (на 7,1 и 10,4 % соответственно), который во многом был связан с вводом в действие нескольких крупных совместных предприятий. В то же время, сохраняющаяся высокой доля сельского хозяйства в структуре ВВП (46,2% в 1996 году и 43,4% в 1997 году) вызывает опасение относительно устойчивости достигнутого роста в будущем, так как сельское хозяйство в значительной мере зависит от погодных и других природных условий. Доля промышленности в произведенном ВВП 1997 года по сравнению с 1996 годом увеличилось с 11,1 % до 15,5%, но всё же остается низкой. Острыми проблемами для предприятий промышленности оставались: трудности сбыта готовой продукции, неплатежеспособность и взаимная задолженность. Несмотря на меры по оздоровлению предприятий промышленности в рамках программ приватизации и реструктуризации, всё ещё оставалось высоким числом простаивающих предприятий. В 1998 году роста реального ВВП предполагается достигнуть в основном за счет промышленности, а необходимыми условиями эффективной работы предприятий должны стать дальнейшее проведение реформ в финансовом секторе, приватизация, развитие рыночной инфрастуктуры, формирование реального класса собственников и др.