Файл: Лекция 1 Организм человека как единое целое. Ткани План лекции Анатомия и физиология как медицинские науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИЯ № 1

«Организм человека как единое целое. Ткани»
План лекции
1.Анатомия и физиология как медицинские науки

2.Методы изучения организма человека. Оси, плоскости. Анатомическая номенклатура.

3.Клетка, строение, функция.

4.Основы гистологии. Классификация тканей, расположение в организме, строение и функции.

5.Определение органа. Системы органов.
Анатомия и физиология человека – основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия - наука о форме, строении и развитии организма. Основным методом анатомии было рассечение трупа (anatemnе- рассечение). Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела и его органов. Физиология изучает функции и процессы организма, их взаимосвязь. Анатомия и физиология – составные части биологии, относятся к медико-биологическим наукам. Анатомия и физиология – теоретический фундамент клинических дисциплин.

Первоосновой медицины является изучение тела человека. «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины» (Гиппократ). Человеческий организм является целостной системой, все части которого связаны между собой и с окружающей средой. На ранних этапах развития анатомии проводилось лишь описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов, так появилась описательная анатомия.

В начале 20 века возникла систематическая анатомия, т.к. организм стали изучать по системам органов. При хирургических вмешательствах потребовалось точно определять местоположение органов, так появилась топографическая анатомия. С учетом запросов художников выделилась пластическая анатомия, описывающая внешние формы. Затем сформировалась функциональная анатомия, т.к. органы и системы стали рассматривать во взаимосвязи с их функциями. Раздел, изучающий двигательный аппарат дал начало динамической анатомии. Возрастная анатомия изучает изменение органов и тканей в связи с возрастом. Сравнительная изучает сходства и различия организма человека и животных. С момента изобретения микроскопа образовалась микроскопическая анатомия.

1.описательная

2.систематическая

3.топографическая

4.пластическая

5.функциональная

6.динамическая

7.возрастная

8.сравнительная

9.микроскопическая

10.патологическая

Методы анатомии:


1.рассечение, вскрытие, препаровка на трупе с помощью скальпеля на трупе.

2.наблюдение, осмотр тела невооруженным глазом - макроскопическая анатомия

3.изучение с помощью микроскопа - микроскопическая анатомия

4.с помощью технических средств (рентген-лучи, эндоскопия)

5.метод инъекции красящих веществ в органы

6.метод коррозии (растворение тканей и сосудов, полости которых были заполнены нерастворяюшимися массами)

Физиология - экспериментальная наука. Для экспериментов используют методы раздражения, удаления, пересадки органов, фистул.

Отцом физиологии является Сеченов (перенос газов по крови, теории утомления, активный отдых, центральное торможение, рефлекторная деятельность головного мозга).

Разделы физиологии:

1.медицинская

2.возрастная (геронтология)

3.физиология труда

4.физиология спорта

5.физиология питания

6.физиология экстремальных условий

7.патофизиология

Основными методами физиологии являются: эксперимент и наблюдение. Эксперимент (опыт) может быть острым, хроническим и без оперативного вмешательства.

1.Острый - (живосечение) - Гарвей 1628 год.

2.Хронический - Басов 1842 год - длительное время изучают функцию организма. Впервые выполнен на собаке (желудочная фистула).

3.Без оперативного вмешательства - 20 век - регистрация электрических потенциалов работающих органов. Получение информации одновременно от многих органов.

Указанные разделы изучают здорового человека - нормальная анатомия и физиология.

Человек - биосоциальное существо. Организм - биологическая система, наделенная разумом. Человеку присуши закономерности жизни (самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция). Эти закономерности реализуются с помощью процессов обмена веществ и энергии, раздражимости, наследственности и гомеостаза- относительно динамическое постоянство внутренней среды организма. Организм человека является многоуровневым:

- молекулярный

- клеточный

- тканевой

- органный

- системный.

Взаимосвязь в организме достигается путем нервной и гуморальной регуляции. У человека постоянно возникают новые потребности.

Механизмы самоудовлетворения:

- врожденные (изменение метаболизма, работа внутренних органов)

- приобретенные (сознательное поведение, психические реакции)



Структуры удовлетворения потребностей:

1.исполнительные (дыхательная, пищеварительная, выделительная)

2.регуляторные (нервная и эндокринная)

Тело человека делят на части:

голова

туловище

конечности

Система органов - группа органов, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Органы располагаются в полостях, заполненных жидкостью. Совокупность анатомических терминов, определяющих положение органов в теле и их направление -анатомическая номенклатура.

В теле человека условно проводят линии и плоскости:

1.фронтальная (параллельно линии лба)

2.сагиттальная (перпендикулярная линии лба)

3.медиальная (проходит через середину тела)



Органы характеризуют по отношению к осям и плоскостям:

1.проксимальный (верхний)

2.дистальный (нижний)

3.вентральный (брюшной)

4.дорсальный ( спинной)

5.медиальный (ближе к срединной линии)

6.латеральный (боковой)
Рис.1. Линии и плоскости тела человека:

1 – фронтальная; 2 – сагиттальная;

3 – медиальная
Типы телосложения:

-брахиморфное - невысокие и широкие люди, сердце большое, легкие широкие, диафрагма стоит высоко

- долихоморфное - длинные кости, сердце стоит вертикально, легкие длинные, диафрагма расположена низко

- мезоморфный тип телосложения (нормостеник)-люди, особенности которых приближаются к усредненным параметрам нормы.

Врачевание возникло раньше, чем появились первые сведения о строении тела человека и животных. В древние времена вскрытие животных производилось при жертвоприношениях и приготовлении пищи, вскрытие человека при бальзамировании. Медицина в античной Греции достигла небывалых успехов для того времени. Впервые точные сведения о строении тела появились у врача и философа Гиппократа. Аристотель впервые назвал сердце главным органом, приводящим в движение кровь. Большое значение на развитие медицины и анатомии имела Александрийская школа, т.к. ее врачам разрешалось вскрывать трупы с научной целью. К началу нашей эры была подготовлена почва для развития медицины.

Клавдий Гален создал первую теорию кровообращения: печень - центральный кроветворный орган, а сердце - главный циркулятор в организме. В странах запада и востока господствовали религиозные запреты, которые тормозили развитие медицины. Абу- Али - Ибн - Сина (Авиценна) - таджикский ученый - собрал все известные сведения о медицине того времени в книгу «Введение в анатомию и физиологию». Выделились специальные школы во Франции и Италии. Основоположником современной анатомии считают бельгийского ученого того времени Андреаса Везалия (1514 - 1564). Он, рискуя жизнью, добывал трупы для изучения на кладбищах и на основе собственного препарирования создал труд «семь книг о строении тела человека». Дедушкой анатомии считают Гиппократа.


В 1839 году Шванн открыл клеточную теорию организмов, в которой доказал, что новые клетки образуются путем деления материнских, животные клетки отличаются от растительных... В 17 веке в Москве создается первая медицинская школа. Основатель первой анатомической школы - Загорский, его ученик - Буяльский - профессор кафедры анатомии - предложили метод бальзамирования трупов. Основоположник топографической анатомии - Пирогов Н.И. - разработал метод последовательных распилов замороженных трупов для изучения топографии органов. Развитию анатомии способствовали труды Мечникова, Бехтерева, Тимирязева, Северцова, Воробьева, Стефаниса, Зернова.

Воробьев разработал метод исследования нервной системы при помощи бинокулярной лупы с предварительной обработкой материала растворами слабых кислот.

Збарский вместе с Зерновым разработали метод бальзамирования (Ленин). Тонков вместе с учениками проводили опыты и исследования сосудистой системы. Изучением кровеносных сосудов и периферических нервов занимался Шевкуненко.

Значительные результаты были получены благодаря открытию новых методик электрической регистрации деятельности органов. Изучение нервной регуляции явилось одним из самых крупных достижений физиологии 19 века (Сеченов -процесс торможения, 1862 год). В начале 20 века И.П. Павловым было создано учение о ВНД и о двух сигнальных системах. Клод Бернар - о внутренней среде организма (рН). Сеченов - перенос газов кровью, утомление, активный отдых, центр торможения, рефлекторная деятельность головного мозга. Введенский - регистрация биопотенциалов, парабиоз. В1889 году Луниным были открыты витамины.

Огромные заслуги Павлова в изучении физиологии кровообращения и пищеварения. Им и его учениками был разработан метод физиологической хирургии. В настоящее время больших успехов достигло исследование физиологических процессов, происходящих в отдельных клетках и их структурных элементах. Успехи электрофизиологии тесно связаны с использованием электроники и радиотехники. Электрофизиологические исследования получили большое значение в медицине (электрокардиография, электроэнцефалография).

Основой строения и развития человека является клетка — элементарная структурная и функциональная единица живого вещества.

Живая клетка
— сложная динамическая система в которой происходят непрекращающиеся в течении всей ее жизни обмен веществ, а также постоянное самообновление и самовоспроизведение.

Клетки отличаются друг от друга химическим составом, характером обмена веществ, строением и внешней формой.

Наряду с этим они имеют ряд важных общих черт: для всех клеток типично наличие ядра, цитоплазмы и клеточной оболочки, а для цитоплазмы клеток характерны постоянные структурно-функциональные образования — органеллы и временные структуры – включения (углеводные, жировые, пигментные и др.) У человека наблюдается большое разнообразие клеточных форм.

Кроме клеток в организме человека встречаются и неклеточные структуры – симпласты и межклеточное вещество.

В теле человека отдельные клетки или группы клеток приспосабливаются к выполнению различных функций, дифференцируются, т.е. соответствующим образом изменяют свою форму и структуру, оставаясь вместе с тем связанными между собой и подчиненными единому целостному организму. Этот процесс непрерывного развития клеток приводит к возникновению множества различных их видов, составляющих ткани человека.

Ткань — это исторически (филогенетически) сложившаяся специализированная система клеток и их производных, которая характеризуется общностью развития, строения и функционирования. В процессе эволюции взаимодействие организма с внешней средой, необходимость приспосабливаться к условиям существования привели к возникновению нескольких типов тканей с определенными функциональными свойствами. Различают четыре вида тканей: 1) эпи­телиальные; 2) соединительные (собственно соединительная ткань, хрящ, кость, кровь и лимфа); 3) мышечные; 4) нервную.

Эпителиальные ткани (рис.2). Эпителий покрывает всю наружную поверхность тела, внутренние поверхности пищеварительного тракта, дыхательных и мочеполовых путей, серозные оболочки, входит в состав большинства желез организма (железы пищеварительного тракта, потовые, сальные железы и т.д.).

Через эпителиальные ткани совершается обмен веществ между организмом и внешней средой. Эти ткани выполняют защитную роль (эпителий кожи), функцию секреции, всасывания (кишечный эпителий), выделения (эпителий почки), газообмена (эпителий легких). Эпителий обладает высокой способностью к восстановлению (регенерации), что обеспечивает выполнение многообразных функций в течение всей жизни индивидуума.