Файл: Учебники по обществознанию для 611 классов, рекомендованные Министерством образования рф, параграфы Семья как социальный институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема №3: «В школах нужно ввести уроки по этике и психологии семейной жизни для старших классов»

Аргументы за:

  1. Учащийся имеет право на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей. Любое образовательное и воспитательное воздействие на ученика способствует реализации этого фундаментального права, безотносительно тематической нагрузки.


См. Конвенция о правах ребенка, ст. 28,29.


  1. Что такое семейная жизнь? Это нормальное состояние взрослого человека, в котором он может полностью самореализоваться. Семья – это важнейший социальный институт, выполняющий функции, полезные как для личности, так и для общества: репродуктивная функция, рекреационная функция, коммуникативная, хозяйственно-бытовая и т.д. Очевидно, что в полноценной жизни значительная часть этой самой жизни будет связана с семьей. В школе мы учимся читать, считать, узнаём о физических и химических законах. Но вот о том, что будет составлять основу нашей социальной жизни, узнаём очень мало. А ведь семейную жизнь можно так же «запороть», как и контрольную работу по математике, только последсвтвия для личности «запоровшего» и его близких будут опаснее.


См. учебники по обществознанию для 6-11 классов, рекомендованные Министерством образования РФ, параграфы «Семья как социальный институт», «Семья и брак», раздел «Правовое регулирование брачно-семейных отношений».
3) Первичный опыт усвоения правил семейной жизни ребёнок получает в своей семье. Скорее всего, основные примеры и модели поведения в семье он будет копировать с родителей. Это неизбежно. Однако, существует множество неблагополучных семей, в которых указанные можели поведения не скажутся благотворно на личности ребёнка. В таком случае необходимо определённое «выравнивание» на уроках в школе, усвоение общечеловеческих, традиционных ценностей через учебник и учителя, а не только через родителей. С другой стороны, существует много и вполне благополучных семей. Тети, выросшие в таких семьях зачастую остаются безоружными
, столкнувшись с семейными проблемами во взрослой жизни. Им так же требуется определённое «выравнивание». Таким детям необходимо объяснить, что семейная идиллия, к которой они привыкли – не сама собой разумеется, но нуждается в сохранении и бережном отношении. Это большая ценность, а не просто данность. Поэтому уроки этики и психологии семейной жизни необходимы.
См. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991
Аргументы против:

  1. Учащийся имеет право на установление числа уроков, не превышающего в день пяти – в начальной школе и шести – в основной. Т. е. предлагаемый курс семейной этики дополнительно увеличит учебную нагрузку на ученика, а в некоторых случаях (при наличии профильных предметов в старшей школе) и превысит законные ограничения. Любой новый курс в школе, тем более в старшей (когда многие дети целенаправленно готовятся к поступлению в вузы) должен быть тщательно продумат а его целесообразность должна быть достаточно велика. Не стоит всё на свете пытаться в ключить в школьный курс, даже если соответствующие образовательные структуры руководствуются благими намерениями. В сутках – 24 часа. Ребёнку тоже нужно иногда спать.


См. Типовое положение об образовательном учреждении, п. 41; Постановление Главного государственного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.9;

Письмо МКО от 31 августа 2001 г. № 3-14-20/15 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях г. Москвы»
2) Представим себе, что такой курс будет введён и он буде организован на серьезном уровне, а не «для галочки». Какие издержки это за собой повлечет?

1. Дополнительная оплата труда педагогов и повышение их квалификации за счет ресурсов государства и личного времени педагогов. Можем ли мы сейчас себе это позволить? Сомнительно.

2. Дополнительная нагрузка на учеников в плане подготовки домашнего задания, без которого серьёзное освоение любой научной дисциплины не имеет смысла. А «ненаучное» преподавание не будет эффективным ни при каких условиях.

3. Дополнительная нагрузка на учителей обществознания, которорым придётся освоаивать огромный пласт совершенно новой информации, педагогические приёмы её донесения до детей.



4. Любая учебная программа – это стандарт. Насколько этот стандарт должен соответствовать потребностям всех детей – большой вопрос.

5. Наконец, преподавать основы семейной жизни должен человек, умудрённый опытом этой самой семейной жизни и, в определённом смысле, успешный в ней, чтобы передавать детям позитивную программу. Много ли мы сможем отыскать учителей, которые подпадали бы под сложные профессиональные, социальные и психологические критерии? Что будет, если такой предмет будет преподавать разочаровавшийся в семейной жизни молодой холостяк? Задумаемся.
См. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
3. Большого смысла в ведении курса этики и психологии семейной жизни в школе нет. Не школа должна учить этому, а родная семья. А если семья неблагополучная, то никакие школьные уроки не помогут. Ребенок все равно спишет модель своего поведения с мамы или папы. Да, он может узнать в школе, как должны строиться семейные отношения, о том, что необходимо уважать друг друга и мнение каждого в семье, о недопустимости насилия и жестокости. О том, как формировать и расходовать семейный бюджет. А придя домой, ребенок может увидеть совсем не такую идеальную картинку, о которой ему рассказывали в школе.
См. https://tmbtk.ru/newspaper/2017/01/10/7502/