Файл: Тема Характеристика психологического здоровья на разных этапах онтогенеза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 1.

Тема 2.2. Характеристика психологического здоровья на разных этапах онтогенеза.

Задание 1.1. Характеристика физического и психического здоровья

на разных этапах онтогенеза

Таблица 1.1


п/п


Этапы онтогенеза

Характеристика

физического здоровья

Характеристика

психического здоровья

1

Младенческий возраст (с рождения до 2х лет)

В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы. Подверженность инфекционным заболеваниям.

В этот период формируется мышление и развивается двигательная сфера. Эмоциональная сфера ребенка неустойчивая. С ним необходимо говорить мягким, спокойным голосом. Предметная деятельность в этом возрасте играет ведущую роль, т.к. она оказывает влияние на все сферы психики детей.

2

Детство (от 2х до 12 лет)

Частота инфекционных заболеваний, кишечных инфекций (слабость иммунной системы, обилие контактов с другими детьми, грязные руки, еда из чужой тарелки, не соблюдение правил гигиены и т.д.)

(3-7лет) Эмоциональное здоровье зависит от взаимоотношений в семье. У ребенка происходят изменения в поведении: кривлянье, манерничанье и т.п. Чаще всего перестают следовать первичным нормам поведения, становятся трудновоспитуемыми.

(7-12лет) Ведущей деятельностью становится учеба. Это влияет на психологическое здоровье и поведение ребенка. Изменяется характер мышления, память и внимание. Происходят изменение в отношениях с другими людьми, в самооценке. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Ребенок учится учиться.

3

Подростковый возраст

Высокая степень выраженности опасного для здоровья поведения (драка, курение, употребление алкоголя, незащищенный секс, физическая активность, рацион питания). Половое созревание, усиленный рост тела в длину. Расстройства пищевого поведения (нервная анорексия и нервная булимия).

Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), личностная и эмоциональная нестабильность. Ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Происходят резкие изменения в поведении, перепад настроения без достаточных на то причин.

Познание самого себя как личность, формирование собственных взглядов, отношений, потребность в обособлении и уединении. В подростковом возрасте распространены эмоциональные расстройства.

4

Ранняя взрослость (20-40лет)

Большинство молодых взрослых сильнее и здоровее, чем в предыдущие или последующие периоды, а их способность к воспроизведению потомства в самом расцвете. Они обладают большей выносливостью, устойчивой половой идентичностью и сложившимися формами половой активности. Физическая сила, функционирование органов, скорость реакции, двигательные навыки и другие физические возможности человека достигают своего максимума в промежутке между 25 и 30 годами; после 30 лет они медленно, но заметно идут на убыль. До 40 лет уровень физических возможностей взрослых продолжает оставаться чрезвычайно высоким.

Главной проблемой в эмоциональной сфере, требующей обязательного разрешения именно в период ранней взрослости, является достижение идентичности и близости. Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек приобретает новый статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание следующего поколения. С появлением первого ребенка супруги начинают осваивать родительские роли — отца и матери. Меняется весь уклад жизни, появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за человека, которому они дали жизнь. Так же не мало важная сторона жизни в период молодости — овладение выбранной профессией. При удачном выборе жизненного пути уже в годы молодости человек достигает в профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания.

5

Средняя зрелость (40-65лет)

Снижается способность организма переносить физические нагрузки как раньше, становятся очевидными симптомы хронических заболеваний. На этот период приходится менопауза.

Этот возраст переживается и осознается большинством людей, как середина жизни. В этот период люди начинают все чаще оглядываться назад, оценивать, чего они достигли, какими людьми стали. Происходит переоценка ценностей, то, что казалось важным может уходить на второй план. Для этого кризиса характерно давящее чувство разочарования, даже если внешне жизнь кажется благополучной. Причиной расстройств могут послужить: Несоответствие карьерных ожиданий реальным достижениям;

Рост давления и стресс от повышения ответственности на работе;

Ощущение упущенных возможностей;

Ощущение одиночества в семье: дети выросли, родители постарели и нуждаются в уходе. Но, если жизнь в целом не оправдала их ожиданий, часто делают попытки «зайти на второй круг», прожить жизнь заново.

6

Поздняя взрослость (от 65лет)

С течением лет кожный покров истончается, это происходит преимущественно в кистях, ступнях, в зоне крупных суставов и костных выступов. Появляется сухость, морщины, дряблость кожи, ткани легко травмируются и заживление занимает много времени. Сокращается количество костной и мышечной тканей. Походка людей пожилого возраста становится медленнее, укорачивается шаг и при ходьбе возникает чирканье. Становится трудно развернуться, они делают это неуклюже и более медленно. Физическая активность приводит к быстрому утомлению за счет ухудшения деятельности сердечной мышцы.

Различают шесть типов отношения человека к факту собственного старения:

1) нормальное, т.е. соответствующее состоянию или тому, что ему сообщают о старости;

2) пренебрежительное, когда человек недопонимает особенности старения, «необоснованный оптимизм». Здесь наблюдается недооценка человеком особенностей старения. Такой человек нередко бравирует своим пренебрежением к старости. Однако обычно обнаруживается активированная общей слабостью потребность в безопасности, скрытый страх за свое здоровье и жизнь;

3) отрицающие, при котором человек не обращает внимание на старение, отгоняет от себя мысли о нем (таким людям свойственно подчеркивание своих возможностей и чрезмерной активности, имеющее своей целью сохранение прежнего статуса жизни);

4) геронтофобное, когда человек несоразмерно боится старости, в большей или меньшей степени понимая, что его опасения преувеличены, но не в состоянии бороться с ними. Здесь важные прежде жизненные цели, социальные интересы отодвигаются на второй план, а неудовлетворенные потребности, например, в признании, эмоциональном контакте и опеке частично удовлетворяются благодаря объявлению себя беспомощным человеком;

5) трагическое, при котором человек убежден, что старость – это уже не жизнь, рассматривает старение как крушение всего, а себя – как руину (в этом случае, очевидно активизируются механизмы защиты, в частности отрицания, и сам факт старения является глубокой психической травмой);

6) геронтофильное, связанное с определенным успокоением и приятными чувствами от старения (старость, например, может рассматриваться как обретение долгожданной свободы, возможностью «пожить для себя» и пр.)




Задание 1.2. Что такое «качество жизни» и «образ жизни», как они влияют на здоровье и болезни человека.

Человек, по сути своей, является довольно хрупкой машиной. Наше физическое и ментальное здоровье зависят от многих факторов, таких как место жительства, вид профессиональной деятельности, экология, питание, сон и многие другие. В совокупности, все вышеперечисленные факторы объединяются и превращаются в более обобщённое понятие – образ жизни. Данное понятие активно начали применять социологи в 70-80-ых годах XX века. Российские социологи В.Н. Бобков и А.П. Починок считают, что образом жизни является “совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом на определённом этапе его развития в единстве с условиями жизни”1. В целом, я согласна с данным определнием образа жизни, ведь тут учитывается связь жизнедеятельности человека с условиями, в которых он проживает. И тут появляется необходимость в определнии самого понятия “условий жизни”. Условиями жизни считаются внешние обстоятельства, которые прямо или косвенно касаются человека (тип населённого пункта, в котором человек живёт, экономическое и экологическое состояние территории, наличие врождённых патологий здоровья и т.п.). Если выразиться образно, то условия жизни – это определённые правила, которые влияют на его деятельность.

Образ жизни может быть разным – здоровым, асоциальным, преступным. В определении образа жизни всё полностью зависит от выбора человека. В ходе формирования определённоого образа жизни, с учётом условий жизни, развивается ещё одна довольно обширная категория. Название этой категории – “качество жизни”. До сих пор отсутствует како-либо единое определение качества жизни, потому что дефиниции получаются неоднозначными и у учёных до сих пор возникают дискуссии по этому поводу. Однако, мы остановимся на определении, которое было опубликовано в современном экономическом словаре Райзберга Б.А., согласно которому “качество жизни – обобщающая социально-экономическая категория, включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг (уровень жизни), но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей человека среды, морально-психологический климат, душевный комфорт”1.

Вышеуказанные понятия – образ жизни и качество жизни вовсе не являются тождественными. Скорее, качество жизни является производным от образа жизни. Данная связь подтверждается тем, что материальное и психологическое состояние человека, да и в общем его удовлетворённость жизнью зависит от результатов деятельности, что является составляющей понятия “образ жизни”. И тут стоит вспомнить о приведённых выше моделях образа жизни. Он полностью зависит от выбора человека и отображается на уровне качества жизни. Например, если человек пъянствует, употребляет наркотики, он будет иметь дело с зависимостями и вытекающими из них проблемами со здоровьем. Собственно, в данном случае образ жизни прямо отражается на качестве жизни человека. Больной человек не будет доволен своей жизнью и даже не сможет себе обеспечить благополучной жизни в будущем, если не сменит её образ.



В вопросе влияния образа жизни на её качество стоит учитывать и тот факт, что далеко не всегда качество жизни зависит от вредных привычек человека. Даже вполне прилежный гражданин может столкнуться с серьёзными проблемами качества жизни из-за выбранной профессии. Например, множеству факторов, которые негативно влияют на составляющие качества жизни подвержены военнослужащие, полицейские, спасатели. Военные подвержены постоянному риску жизнью, что часто оставляет после себя психические расстройства (например, посттравматический синдром – ПТСР). Пожарные, во время своей работы подвержены регулярному воздействию дыма, пыли, или даже радиационному облучению (например, ликвидация аварии на ЧАЭС в 1986 году). Полицейские, в свою очередь, нагруженны массой документации, они вынуждены регулярно общаться с лицами с асоциальной направленности, что вызывает у них определённые деформации в психике, которые делают их более циничными, равнодушными и морально утомлёнными. Не являются редкими случаи самоубийств среди сотрудников правоохранительных органов.

Вышеперечисленными примерами было продемонстрировано, какие факторы образа жизни непосредственно влияют на её качество, которое включает в себя состояние здоровья (как физического, так и психологического) и на вероятность появления различных болезней и расстройств. Последовательным анализом понятий “образа жизни” и “качества жизни” была определена связь данных понятий по типу “второе вытекает из первого”. Качество жизни определяетс успешностью избранного и сформированного образа жизни. Именно деятельностью, на которой основывается образ жизни определяется и её качество. Зависимо от образа жизни оказывается влияние на материальное состояние человека, состояние его здоровья, положение в обществе и т.д.

Список использованных источников:

  1. Социальная политика, уровень и качество жизни: словарь. – М.: Издательство ВЦУЖ, 2001. – С.57;

  2. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб и доп./ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева, - М.: ИНФРА-М, 2007. – С.209.




1 Социальная политика, уровень и качество жизни: словарь. – М.: Издательство ВЦУЖ, 2001. – С.57.

1 Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб и доп./ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева, - М.: ИНФРА-М, 2007. – С.209.