Файл: Учебное пособие для бакалавров санктпетербургский университет технологий управления и экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1551

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ю.В. Земенцкий, А.Ю. Румянцева
СБОРНИК КЕЙС-ЗАДАЧ
ДЛЯ ОСВОЕНИЯ
НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Учебное пособие для бакалавров

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Институт экономики, менеджмента и информационных технологий
Ю. В. Земенцкий, А. Ю. Румянцева
СБОРНИК КЕЙС-ЗАДАЧ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ
НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Учебное пособие для бакалавров
Санкт-Петербург
2021

УДК 378
ББК 74.58
С 23
Рекомендовано к изданию
Методическим советом Института экономики, менеджмента и информационных технологий СПбУТУиЭ, протокол № 2/21-22 от 08.11.2021 г.
При поддержке Федерального агентства по делам молодежи
Редактор:
доцент кафедры информационных систем и технологий Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова, канд. техн. наук С. А. Иванов
Рецензент:
директор института экономики, менеджмента и информационных технологий Санкт-
Петербургского университета технологий управления и экономики, канд. экон. наук, доцент Е. Ф. Щипанов
Авторы:
доцент кафедры экономики, учета и анализа хозяйственной деятельности Санкт-
Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова, канд. экон. наук, доцент Ю. В. Земенцкий
доцент кафедры международных финансов и бухгалтерского учета Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, канд. экон. наук, доцент А. Ю. Румянцева
Земенцкий Ю.В., Румянцева А.Ю.
С 23 Сборник кейс-задач для освоения надпрофессиональных навыков : учебное пособие [Электронный ресурс] / Ю.В. Земенцкий, А.Ю. Румянцева; С.-
Петерб. ун-т технол. упр. и экон. – Электрон. дан. (2,35 Мб). – СПб.:
Изд-во СПбУТУиЭ, 2021. – 1 электрон. опт. диск. – Сист. Требования:
Windows 7/8/10; Adobe Reader.
ISBN 978-5-94047-891-1
УДК 378
ББК 74.58
© Земенцкий Ю. В., Румянцева А. Ю., 2021
© СПбУТУиЭ, СПбГЛТУ, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................... 4
Регламент работы с кейс-задачами........................................................................ 5
Кейс-задачи .............................................................................................................. 6
Список источников ............................................................................................... 39
Приложения ........................................................................................................... 40


Введение
Метод конкретных ситуаций (case method, case-study), кейс-метод, метод кейсов, метод ситуационного анализа используется как в образовательной, так и исследовательской деятельности.
Кейс - это описание реальных ситуаций. Суть метода заключается в том, что слушателям предлагается готовая ситуация, которая в той или иной степени имитирует реальную, жизненную. Чаще всего она излагается письменно в виде готовой «истории», причем финал остается «открытым». В качестве учебной задачи участникам предлагают ее проанализировать и предложить свое решение.
Иногда кейс подразумевает использование приём инсценировки или принятие на себя роли. В других учебных ситуациях более подходящим является использование так называемого «инцидента». Под «инцидентом» понимается наиболее простая конфликтная ситуация, возникающая в ходе реальной деятельности и требующая от руководителя оперативного решения.
Данный сборник кейсов охватывает следующие направления и тематики: проектный менеджмент, тайм-менеджмент, цифровые навыки, командообразование, работа в условиях неопределенности, системное мышление, деловое общение и презентация.
Оценка работы над кейсами происходит по следующим критериям:
- степень проработки проблемы (обоснованность альтернативных решений, наличие рисков и ограничений);
- оригинальность, креативность подхода участников группы при разработке альтернатив;
- применимость решения на практике.

Регламент работы с кейс-задачами
Организация командной работы и ознакомление с кейсом – 10 минут.
Решение кейса – 10-15 минут.
Презентация решения – 5-7 минут.
Анализ и подведение итогов – 5-7 минут.

Кейс-задачи
Кейс 1
На заводе произошла поломка оборудования: деталь застряла в огромном агрегате, ещё немного и выйдет из строя целый производственный участок. В этот момент опытный рабочий Петров, бросается прямо внутрь агрегата. Он успевает вытащить деталь, падая на спину, с трудом уворачивается от подвижного узла механизма.
Всё это выглядит как сцена из голливудского блокбастера, все присутствующие встретили Петрова аплодисментами, кроме мастера участка, который только успел подбежать.
Начальник цеха, узнав о происшествии, перед лицом коллег поблагодарил Петрова и даже пообещал выплатить премию, а мастера отстранил от работы.
Если бы авария всё-таки произошла, весь завод встал бы на неделю.
Предприятие бы потеряло 40 млн руб. Среднегодовая заработная плата
Петрова 70 тыс. руб./месяц.
В случае несчастного случая, который привёл к тяжким увечьям или гибели работника предприятие столкнётся с рядом проблем. Например, трудовой кодекс РФ предусматривает следующие выплаты в случае смерти на производстве:
-
Утраченный заработок (если погибший не успел получить начисленную ему заработную плату, ее передают родственникам).
-
Расходы на медицинскую помощь и реабилитацию.
-
Затраты на погребение.
Виновного могут привлечь к уголовной ответственности.
Единовременная выплата родственникам составляет 1 млн руб.
Но сам факт несчастного случая не подразумевает обязательное признание вины работодателя. Верховный суд РФ дал следующее разъяснение: «Если инцидент произошел исключительно по причине небрежного поведения работника, суд должен принять это во внимание и оправдать работодателя».
Задание:
1. Правильно ли поступил начальник цеха?
2. Какую официальную позицию по подобным вопросам должно занимать руководство предприятия в долгосрочной перспективе?
3. Какую фактическую политику по подобным вопросам должно занимать руководство предприятия?
Кейс 2
Крупное рекламное агентство «Креатив дизайн» оборудовано по последнему слову техники. Большое внимание уделяется эргономике,

освещение, вентиляция, шумоизоляция, удобство мебели – всё сделано по наивысшим стандартам качества.
Проходная полностью автоматизирована, вход/выход осуществляется по ключ-картам с одновременной фиксацией времени. Все помещение оснащены системами аудио- и видео-наблюдения. В коридорах стоят датчики движения, включая-выключая освещение (компания ответственно подходит к вопросам энергосбережения).
Рабочий день начинается в 9-00 и заканчивается 18-00. Помимо 40 минутного обеденного перерыва предусмотрены перерывы на отдых и личные надобности общей продолжительностью в 20 минут. Время отдыха автоматически фиксируется рабочей техникой.
Во время нахождения в помещениях «Креатив дизайн» сотрудникам запрещено пользоваться личными гаджетами. Для работы компания предоставляет корпоративные смартфоны, планшеты, ноутбуки и прочую технику.
Утро начинается с брифинга (15 минут). Потом начальники отделов раздают ежедневные задания каждому сотруднику. В конце дня происходит мониторинг результатов (15 минут). Автоматически генерируется общий отчёт. Ежедневные отчёты формируют месячный отчёт, по итогам которого делаются выводы, составляются (корректируются) планы, выплачиваются премии, назначаются штрафы (депремирование).
Задание:
1. Найти резервы рабочего времени.
2. Предложить наиболее просто реализуемые пути повышения мотивации сотрудников.
3. Предложить пути повышения продуктивности сотрудников.
Кейс 3
Вы с командой разработали инновационную идею и теперь ищите средства для реализации стартапа. Вы определили круг потенциальных инвесторов, узнали о них общедоступную информацию: ФИО, сферу интересов
Совершенно случайно в ресторане вы встретили одного из интересующих вас инвесторов. На текущий момент у вас ещё нет красивой презентации, чтобы заинтересовать инвестора у вас есть 3-5 минут, в противном случае, охрана выведет вас из зала.
В итоге, под рукой у вас есть только салфетка и крайне малый отрезок времени.
Задание:
1. Предварительный этап (15-20 минут) — в общих чертах сформулируйте инновационную бизнес-идею. Обязательное условие – идея должна быть оригинальной и хотя бы теоретически достижимой, т.е. никаких телепортов, магии и т. п.
2. Презентовать свою бизнес-идею с помощью себя и одного листа А4
(заменитель салфетки). С листом можно (и нужно) делать всё, что угодно.


Использование его в качестве банального аналога слайда презентации не приветствуется.
Кейс 4
Ваше предприятие собирается открыть новое производство. Ёмкость регионального рынка оценивается примерно в 1 млн м
3
условной продукции.
На первом этапе с учётом конкуренции планируется занять сегмент в 100 тыс. м
3
. Необходимо выбрать основное (ведущее) технологическое оборудование.
После проведённого мониторинга выяснилось, что на текущий момент существует четыре альтернативы:
1. Полностью автоматическая линия компании Van Zaichik.
2. Автоматическая линия компании UP.
3. Комплект технологического оборудования компании Комета.
4. Комплект технологического оборудования компании Рассвет.
Следует сделать обоснованный стратегический выбор в пользу того или иного оборудования, на основании следующих данных:
Показатель
Ед. изм.
№1
Van
Zaichik
№2
UP
№3
Комета
№4
Рассвет
Цена готовой продукции
Руб./м
3 5000 5000 5000 5000
Капиталовложения
Млн руб.
300 200 100 70
Монтаж: стоимость, в процентах от суммы капвложений продолжительность
%
Мес.
15 4
10 3
12 2
10 2
Производительность
Тыс. м
3
/год
200 150 80 60
Количество основных рабочих
Чел.
3 6
15 7
Норма расхода сырья м
3
/ м
3 1,5 1,8 2
1,8
Энергоёмкость
(валовая) кВат/час
1000 650 400 350
Рентабельность продукции
%
30 25 15 20
Кейс 5
Business Model Canvas – шаблон на А3 (хотя практика показывает, что на первом этапе вполне достаточно листа А4), для описания бизнес-модели проекта.
Автор модели – Александр Остервальдер (Alexander Osterwalder), швейцарский бизнес-мыслитель, поэтому Business Model Canvas еще иногда называют матрицей Остервальдера.
Иногда в литературе можно встретить сокращение BMC (Business Model
Canvas), это одно и то же.

Business Model Canvas методологически предполагает определенную последовательность заполнения, по факту при заполнении как бы пишется
«план развития» продукта.
Итак, правильная последовательность заполнения Business Model Canvas:
1.
Сегменты потребителей – Кто наши самые важные клиенты? На какие сегменты их можно поделить? Что они хотят, чтобы мы для них сделали?
2.
Ценностные предложения – Какие проблемы наших клиентов мы решаем? Какие потребности удовлетворяем? В чем ключевые преимущества нашего продукта для клиента, которые помогают решить проблему или удовлетворить потребность?
3.
Каналы – Через какие каналы наши клиенты хотят, чтобы мы с ними общались?
4.
Взаимоотношения с клиентами – Как мы получаем, сохраняем и
«растим» клиентов?
5.
Потоки выручки – перечислите свои источники выручки и модели работы
6.
Ключевые ресурсы – Какие ключевые ресурсы нам нужны?
Финансовые, физические, человеческие?
7.
Ключевые действия – Какие ключевые действия нужно предпринять? Производство? Программное обеспечение? Поставки?
8.
Ключевые партнеры – Кто ваши ключевые партнеры? Кто ваши ключевые поставщики? Что мы от них получаем? Что мы им предоставляем?
9.
Структура расходов – перечислите свои постоянные и переменные затраты, например, стоимость разработки, стоимость привлечения клиентов, хостинг и т.д.
Задание:
1.
Ознакомится с концепцией Business Model Canvas (модель Бизнес
Канва) (см. Приложение А).
2.
Сформулировать бизнес-идею, актуальную для текущего состояния отечественной экономики.
Представить свою идею в виде модели Бизнес Канва. Помимо одного листа с заполненным шаблоном модели.
Кейс 6
7 апреля 1994 года в России началась эпоха Интернета. Первые годы скорость проникновения мобильных сетей и Интернета была очень незначительной, т.к. не существовало соответствующей инфраструктуры.


Рис. 1. Проникновение Интернета в России (По данным Всероссийского омнибуса GfK)
С 2008 года Интернет распространялся чрезвычайно быстрыми темпами.
Если ещё недавно уровень европейских стран казался чем-то недоступным, но на текущий момент туристы отмечают много для себя необычного в РФ.
Например, Wi-Fi в общественном транспорте (даже в метро), возможность
NFC оплаты смартфоном вместо пластиковой банковской карты и т. п.
В 90-е годы, когда пользователь случайно нажимал на мобильном телефоне кнопку выхода в Интернет, это могло вызвать сердечный приступ – настолько непропорциональными были тарифы. Ситуация кардинально изменилась. По данным установочного исследования проекта WEB-Index, в феврале-ноябре 2020 года Интернетом в России хотя бы раз в месяц пользовались в среднем 95,6 млн человек или 78,1% населения всей страны старше 12 лет. В среднем за день в Интернет выходили 87,1 млн человек или
71,1% населения России.
В 2020 году хотя бы раз в месяц Интернетом на мобильных устройствах пользовались 86,6 млн человек или 70,8% населения. Среднесуточная мобильная аудитория Интернета составила 79,8 млн человек или 65,2% населения всей страны.
Задание:
1. Сделайте прогноз развития Интернет технологий в России на ближайшие пять лет.
2. Перечислите основные барьеры, замедляющие это развитие.
3. Можно ли как-то прямо сейчас централизованными методами ускорить процесс проникновения Интернет технологий в России?
Кейс 7
Вы руководите средних размеров туристической компанией, расположенной в Санкт-Петербурге. До пандемии COVID-19 вы в основном делали ставку на иностранных туристов и были на хорошем счету,
25,4 32,6 37,1 44 52,6 57,1 67,5 70,4 70,4 72,8 0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
пользовались определённой лояльностью зарубежных агентов. Репутация – одно из ваших конкурентных преимуществ.
В 2020 году компания чудом выжила. Более того – сумела сохранить
60% трудового коллектива, также удалось быстро переориентироваться на внутренние туристические потоки, вписались в федеральную программу
«Туристический кэшбек».
Тем не менее, компания балансирует на грани рентабельности, необходимо принять решение о ближайшем будущем. Так как малейшие колебания, сбой в ритме работы может разорить вас. Сейчас вы располагаете следующими ресурсами:
1.
Опытный слаженный коллектив (точнее 60% от изначального).
2.
Удобно расположенный офис в долгосрочной аренде.
3.
Качественный сайт.
4.
Постоянные партнёры (в транспортных компаниях, гостиницах, музеях, ресторанах и т. д.).
5.
Хорошая кредитная история.
Задание:
Разработать стратегию развития компании с учётом соотношения риск- доходность. Обязательно отметить, что следует предпринять по каждому из указанных пяти видов ресурсов.
Кейс 8
Вы директор крупного успешного производственного предприятия.
Основные цеха находятся в отдельном комплексе зданий на городской окраине, а офис – в центре. Производственные и бизнес-процессы у вас хорошо отлажены и это ваша заслуга, все сотрудники в курсе ваших организаторских способностей.
Однажды вы вышли из своего кабинета и отправились в другое крыло, чтобы лично проконтролировать приёмку новой компьютерной техники, которую недавно заказали по вашему личному распоряжению.
И вот в коридоре видите трёх служащих: двое из отдела маркетинга, а один из службы МТС (материально-технического снабжения). Они что-то бурно обсуждали. Удивлённо подняв бровь, вы прошли мимо.
На обратном пути (через полчаса), троица по-прежнему болтала. При этом они точно вас заметили.
Задание:
1.
Снова пройти мимо, как ни в чём не бывало.
2.
Подозвать одного сотрудника и через него передать остальным указание разойтись по рабочим местам.
3.
Подойти и популярно объяснить, что пора расходиться.
4.
Пройти мимо, но потом вызвать начальников отделов, чтобы те навели порядок на местах.
Выбор обосновать, если не устраивает ни один из вариантов, то можно предложить свой.
Кейс 9