Файл: Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник 1 ПСО ФПС ГПС

ГУ МЧС России по Саратовской области

майор внутренней службы

________________________ Э.А. Базаров

«_____» 2023 год.

ПЛАН – КОНСПЕКТ
проведения занятия с личным составом караула, по предмету:

«Психологическая подготовка».


Тема: «Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций».
Вид занятия: семинар Отводимое время: 1 час


Цель занятия: подробно разобрать предложенную тему, в ходе беседы с личным составом.

Литература, используемая при проведении занятия:
- Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных./Под общей ред. к. психол. наук Ю.С. Шойгу. – М.:СМЫСЛ, 2007.

Развернутый план занятия:

Учебный вопрос №1 – Понятие конфликта – 30 мин.
Виды конфликта

Социальный конфликт – наиболее деструктивный способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся выраженными негативными эмоциями и чувствами.

Конфликт влияет на:

психические состояния и как следствие на физическое здоровье участников;

взаимоотношения оппонентов;

качество индивидуальной деятельности;

социально-психологический климат группы;

качество совместной деятельности.

Последствия конфликта

Конструктивные

Деструктивные

Деструктивные последствия конфликта

затруднения или невозможность совместной деятельности участников конфликта;

усиление личной враждебности участников конфликта, вплоть до формирования образа «врага»;

противодействие участников конфликта по отношению друг к другу, которое наносит урон профессиональной деятельности;

проявление непродуктивной конкуренции по отношению к другим лицам;

уменьшение межличностных коммуникаций вплоть до их полного исчезновения;

снижение общего фона настроения и эффективности индивидуальной деятельности у участников конфликта.

Конструктивные последствия конфликта


в поиске и выработке взаимоприемлемых решений;

в снятии враждебности участников конфликта по отношению друг другу;

в эмоциональной разрядке;

в психологическом обновлении отношений;

в возникновении более глубокого и адекватного взаимопонимания между людьми.

Структура конфликта:

Объективный уровень

Субъективный уровень

Объективный уровень

предмет конфликта, то есть, то из-за чего возникает конфликт;

основные участники конфликта;

второстепенные участники конфликта, то есть те, кто явно или неявно поддерживают основных участников конфликта;

факторы физической и социальной среды, непосредственно влияющие на конфликт;

факторы физической и макросоциальной среды, опосредованно влияющие на конфликт.

Субъективный уровень

образ конфликтной ситуации каждой из сторон;

потребности сторон;

опасения сторон;

позиции сторон;

актуальное психическое состояния участников конфликта;

динамические составляющие индивидуально-психологических особенностей участников.

Причины конфликта:

Объективные причины

Социально-психологические причины

Личностные причины

Объективные причины

1. Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

2. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

3. Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

4. Устойчивые стереотипы межэтнических отношений, способствующие возникновению конфликтов.

Социально-психологические причины

1. Потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

2. Разбалансированное ролевое взаимодействие людей;

3. Разные критерии оценки результатов деятельности и событий;



4. Внутригрупповой фаворитизм;

5. Атмосфера соревнования и конкуренции.

Личностные причины

1. Высокая конфликтность;

2. Неспособность увидеть ситуацию со стороны другого оппонента или увидеть ситуацию, не включаясь в нее;

3. Уровень притязаний неадекватный способностям и возможностям, чрезмерная амбициозность;

4. Субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого и др

Учебный вопрос №2 – Способы разрешения межличностного конфликта – 30 мин.

Формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов

Сторона А

Сторона Б

Форма разрешения

Соперничество

Соперничество

перерастание в другой конфликт

Соперничество

Уступка

урегулирование

Соперничество

Компромисс

урегулирование

Соперничество

Сотрудничество

урегулирование

Соперничество

Уход

затухание

Компромисс

Уступка

урегулирование

Компромисс

Компромисс

урегулирование

Сторона А

Сторона Б

Форма разрешения

Компромисс

Сотрудничество

урегулирование

Компромисс

Уход

затухание

Уход

Уступка

затухание

Уход

Сотрудничество

затухание

Уход

Уход

затухание

Уступка

Уступка

урегулирование

Уступка

Сотрудничество

урегулирование

Сотрудничество

Сотрудничество

разрешение противоречия, составляющего основу конфликта



Стратегии поведения

Соперничество

Компромисс

Уход

Уступка

Сотрудничество

Динамика конфликта

Этапы развития конфликта:

Развитие доконфликтной ситуации

Развитие собственно конфликта

Развитие послеконфликтной ситуации

Развитие доконфликтной ситуации

возникновение объективной проблемной ситуации социального взаимодействия;

ее осознание субъектами проблемного взаимодействия;

попытки разрешить неконфликтными способами;

начало предконфликтной ситуации.

Развитие собственно конфликта

инцидент;

переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;

конфликтное взаимодействие;

попытки завершить конфликт;

завершение конфликта.

Развитие послеконфликтной ситуации

частичная нормализация взаимодействия участников конфликта;

полная нормализация взаимодействия.
Вопросы к семинару:

  1. Понятие Социального конфликта;

  2. На что влияет конфликт?;

  3. Каковы последствия конфликта?;

  4. Каковы деструктивные последствия конфликта?;

  5. Что относится к конструктивным последствиям конфликта?;

  6. Назовите структуру конфликта;

  7. Назовите причины конфликта?;

  8. Что относится к объективным причинам конфликта?;

  9. Что относится к социально-психологическим причинам конфликта?

  10. Что относится к личностным причинам конфликта?;

  11. Назовите формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов.




Пособие и оборудование, используемое на занятии:

_____________________________________________________________________________________
_______________________________________ _______________________________

(должность, звание, Ф.И.О. лица, (подпись)

составившего план-конспект)