Файл: Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник 1 ПСО ФПС ГПС
ГУ МЧС России по Саратовской области
майор внутренней службы
________________________ Э.А. Базаров
«_____» 2023 год.
ПЛАН – КОНСПЕКТ
проведения занятия с личным составом караула, по предмету:
«Психологическая подготовка».
Тема: «Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций».
Вид занятия: семинар Отводимое время: 1 час
Цель занятия: подробно разобрать предложенную тему, в ходе беседы с личным составом.
Литература, используемая при проведении занятия:
- Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных./Под общей ред. к. психол. наук Ю.С. Шойгу. – М.:СМЫСЛ, 2007.
Развернутый план занятия:
Учебный вопрос №1 – Понятие конфликта – 30 мин.
Виды конфликта
Социальный конфликт – наиболее деструктивный способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся выраженными негативными эмоциями и чувствами.
Конфликт влияет на:
психические состояния и как следствие на физическое здоровье участников;
взаимоотношения оппонентов;
качество индивидуальной деятельности;
социально-психологический климат группы;
качество совместной деятельности.
Последствия конфликта
Конструктивные
Деструктивные
Деструктивные последствия конфликта
затруднения или невозможность совместной деятельности участников конфликта;
усиление личной враждебности участников конфликта, вплоть до формирования образа «врага»;
противодействие участников конфликта по отношению друг к другу, которое наносит урон профессиональной деятельности;
проявление непродуктивной конкуренции по отношению к другим лицам;
уменьшение межличностных коммуникаций вплоть до их полного исчезновения;
снижение общего фона настроения и эффективности индивидуальной деятельности у участников конфликта.
Конструктивные последствия конфликта
в поиске и выработке взаимоприемлемых решений;
в снятии враждебности участников конфликта по отношению друг другу;
в эмоциональной разрядке;
в психологическом обновлении отношений;
в возникновении более глубокого и адекватного взаимопонимания между людьми.
Структура конфликта:
Объективный уровень
Субъективный уровень
Объективный уровень
предмет конфликта, то есть, то из-за чего возникает конфликт;
основные участники конфликта;
второстепенные участники конфликта, то есть те, кто явно или неявно поддерживают основных участников конфликта;
факторы физической и социальной среды, непосредственно влияющие на конфликт;
факторы физической и макросоциальной среды, опосредованно влияющие на конфликт.
Субъективный уровень
образ конфликтной ситуации каждой из сторон;
потребности сторон;
опасения сторон;
позиции сторон;
актуальное психическое состояния участников конфликта;
динамические составляющие индивидуально-психологических особенностей участников.
Причины конфликта:
Объективные причины
Социально-психологические причины
Личностные причины
Объективные причины
1. Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;
2. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;
3. Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;
4. Устойчивые стереотипы межэтнических отношений, способствующие возникновению конфликтов.
Социально-психологические причины
1. Потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;
2. Разбалансированное ролевое взаимодействие людей;
3. Разные критерии оценки результатов деятельности и событий;
4. Внутригрупповой фаворитизм;
5. Атмосфера соревнования и конкуренции.
Личностные причины
1. Высокая конфликтность;
2. Неспособность увидеть ситуацию со стороны другого оппонента или увидеть ситуацию, не включаясь в нее;
3. Уровень притязаний неадекватный способностям и возможностям, чрезмерная амбициозность;
4. Субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого и др
Учебный вопрос №2 – Способы разрешения межличностного конфликта – 30 мин.
Формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов
Сторона А | Сторона Б | Форма разрешения |
Соперничество | Соперничество | перерастание в другой конфликт |
Соперничество | Уступка | урегулирование |
Соперничество | Компромисс | урегулирование |
Соперничество | Сотрудничество | урегулирование |
Соперничество | Уход | затухание |
Компромисс | Уступка | урегулирование |
Компромисс | Компромисс | урегулирование |
Сторона А | Сторона Б | Форма разрешения |
Компромисс | Сотрудничество | урегулирование |
Компромисс | Уход | затухание |
Уход | Уступка | затухание |
Уход | Сотрудничество | затухание |
Уход | Уход | затухание |
Уступка | Уступка | урегулирование |
Уступка | Сотрудничество | урегулирование |
Сотрудничество | Сотрудничество | разрешение противоречия, составляющего основу конфликта |
Стратегии поведения
Соперничество
Компромисс
Уход
Уступка
Сотрудничество
Динамика конфликта
Этапы развития конфликта:
Развитие доконфликтной ситуации
Развитие собственно конфликта
Развитие послеконфликтной ситуации
Развитие доконфликтной ситуации
возникновение объективной проблемной ситуации социального взаимодействия;
ее осознание субъектами проблемного взаимодействия;
попытки разрешить неконфликтными способами;
начало предконфликтной ситуации.
Развитие собственно конфликта
инцидент;
переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;
конфликтное взаимодействие;
попытки завершить конфликт;
завершение конфликта.
Развитие послеконфликтной ситуации
частичная нормализация взаимодействия участников конфликта;
полная нормализация взаимодействия.
Вопросы к семинару:
-
Понятие Социального конфликта; -
На что влияет конфликт?; -
Каковы последствия конфликта?; -
Каковы деструктивные последствия конфликта?; -
Что относится к конструктивным последствиям конфликта?; -
Назовите структуру конфликта; -
Назовите причины конфликта?; -
Что относится к объективным причинам конфликта?; -
Что относится к социально-психологическим причинам конфликта? -
Что относится к личностным причинам конфликта?; -
Назовите формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов.
Пособие и оборудование, используемое на занятии:
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________ _______________________________
(должность, звание, Ф.И.О. лица, (подпись)
составившего план-конспект)