Файл: Фонетические особенности русских говоров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еканье

Éканье (= эканье) – тип безударного вокализма русских говоров, при котором гласные неверхнего подъёма в первом предударном слоге после мягкого согласного совпадают в звуке [‘э]: [с’эстрá, в’эснá, н’эсý].

Еканье / эканье является разновидностью аканья, а также наряду с иканьем является орфоэпической нормой русского литературного языка.
Еканье характерно для многих среднерусских и ряда севернорусских говоров. В XIX веке еканье было основной произносительной нормой русского литературного языка, но с конца века стало постепенно вытесняться иканьем. Отметим, что еканье до сих пор считается орфоэпической нормой русского литературного языка, иканье распространено значительно шире. Еканье считается одной из черт старого петербургского произношения, однако оно постепенно исчезает из речи петербуржцев.
Существует две основных разновидности еканья:

-сильное – в позиции и перед мягким, и перед твёрдым согласным в первом предударном слоге произносится [’э]: [н’эс’и́], [н’эсу́];

умеренное – перед мягким согласным произносится [и] ([н’ис’и́]), перед твердым – [’э] ([н’эсу́]).

Ещё одна разновидность имеет место в говорах, где в первом предударном слоге в позиции между мягкими согласными на месте фонемы [ê] произносится [и], а в остальных случаях после мягких согласных представлен звук [’э] (эта черта нашла отражение, например, в фамилии Лисéцкий (от «лѣсъ»).

Иканье

И́канье – тип безударного вокализма русских говоров, при котором гласные неверхнего подъёма в первом предударном слоге после мягкого согласного совпадают в звуке [‘и]: [с’истрá, в’иснá, н’исý].
Иканье является разновидностью среднерусского аканья. Наряду с еканьем является допустимым вариантом произношения в литературном языке.

Ёканье

Ёканье – тип безударного вокализма русских говоров, при котором гласные неверхнего подъёма в первом предударном слоге после мягкого согласного совпадают в звуке [‘о]: [с’острá, в’оснá, н’осý]. Ёканье возможно также в заударных слогах и в абсолютном конце слова: [торгу́jот], [торójо].
Ёканье можно обнаружить в  севернорусских и среднерусских окающих говорах. В некоторых говорах (в основном севернорусских) ёканье охватывает только именные формы, не затрагивая глагольных, в некоторых – охватывает все части речи.

Практическое задание: 1. Как будут звучать слова село, в селе; река, в реке; пятак, петух, сестра в говорах, различающихся безударным вокализмом после мягких согласных (ёканье, еканье, яканье, иканье).


1.ёканье - [с’о]стра́, [п’о]тух, [р’о]ка, [с’о]ло, в [с’о]ле, в [р’о]ке, [п’о]так

2. еканье - [п’ета́к], [с’ело], в [с’еле], [р’ека], в [р’еке], [п’етух], [с’естра]

3. яканье - [ с’а]стра́, [п’а]тух, [р’а]ка, [с’а]ло, в [с’а]ле, в [р’а]ке, [п’а]так

4. иканье - - [п’ита́к], [с’ило], в [с’иле], [р’ика], в [р’ике], [п’итух], [с’истра]

Часть 2. Консонантная система русских говоров.

Вопросы: 1. Система согласных русского литературного языка.

Согласные звуки классифицируются по нескольким признакам:

1) интенсивность шума; (сонорность/шумность)

2) наличие/отсутствие тона, или голоса, (глухость/звонкость);

3) твердость/мягкость;

4) место образования;

5) способ образования;

Система согласных русских говоров: количество и качество согласных фонем.

Характеристики согласных одинаковы для всего русского языка, очень близок и сам набор согласных по говорам. Однако есть в консонантизме и определенные диалектные отличия.

Диалектные отличия могут касаться:

1. Количества, состава согласных фонем.

2. Системы согласных, т.е. их отношений.

3. Качества отдельных звуков, в которых реализуются согласные фонемы.

4. Различных изменений в сочетаниях согласных.

3. Произношение аффрикат [ц] и [ч'].

В современном русском литературном языке, как известно, есть две аффрикаты [ц] и [ч’], причем [ц] – всегда твердая, а [ч’] – всегда мягкий.

В северо-восточных говорах обычно существует лишь одна аффриката, чаще – <ц>, т.е. фонема <ц>, и звук [ч’] реализуются в одном звуке [ц] (или чаще – [ц’]). Например: [ц’ай], [ц’итал], [ц’асто], [кур’иц’а], [от’ец’] или [цай], [цытал], [кур’ица], [от’ец] и под. Такая диалектная черта называется цоканьем, т.е. цоканье – это неразличение <ц> и <ч’>. Цоканье бывает твердое, когда аффрикаты совпадают в [ц], и мягкое (палатальное), когда они реализуются в [ц’].

Гораздо реже отмечается совпадение <ч’> и <ц> в звуке [ч’]: [ч’ай], [кл’уч’и], [кур’ич’а], [от’еч’] и подобные. Такую диалектную особенность обычно называют чоканьем. Оно встречается в северо-восточных говорах (в Кировской области, в Приуралье), в настоящее время чоканье редко проводится последовательно.

4 . Звуки [в], [л], [ф] в говорах русского языка.

В большинстве русских говоров отсутствуют щелевые губно-зубные глухие фонемы <ф> и <ф'>. Нет говоров, которые имели бы в своей системе [ф] при нёбно-зубном [ш]. В таких говорах при усвоении [ф] губной и заднеязычный элементы его артикуляции (т. е. прохождение струи воздуха над задней спинкой языка и между губами воспринимаются расчлененно: диалектолог конца прошлого века Е.Ф. Будде такой звук в тульских и рязанских говорах называл «межзубным [х]».



В результате заместителем [Ф] в говоре может стать и глухой губной [п], и глухой заднеязычный и «сгубленное х» ([x] с лабиализованным призвуком) (в положении перед гласным дает рефлекс [хв]). Первое было свойственно русскому языку в древнейшую пору и теперь сохранилось в лексикализованном виде: потрафлять (угождать) - потра[пл]ять. Замена [ф] звуками [х] и [хв] – распространенная особенность современного диалектопроизношения, главным образом, в южнорусских говорах. Например: ка[х]тан, ко[х]та, [х]рол «Фрол»; [хв]ёдор, [хв]изика,[хв]унт, [хв]орточка.

[Л] В западной части северорусского наречия (архангельские, олонецкие, западновологодские говоры) [л'] противопоставлено [l] (кoнчик языкa cмыкaeтcя c пepeднeй чacтью нёбa – aльвeoлaми) с возможным лабио-веляризованным вариантом [ў] (кончик языка находится за нижними резцами; боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам; средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха): бы[l]а, коси[ў]. В говорах в соответствии с фонемой литературного языка [л] произносятся в конце слова и перед согласными звук [ў] (у неслоговой), а перед гласными [l] (л среднее/европейское).

[В] Изменениям в говорах подвергается и фонема <в>, которая реализуется в звуке [в] губно-зубном только в положении перед гласными фонемами, а в положении перед согласными (в том числе перед сонорными) и на конце слова эта фонема реализуется в звуке [ў] (у неслоговом): трa[ў]ка, ла[ў]ка, дере[ў]ня, да[ў]но; тра[ў], дро[ў], коро[ў]. В абсолютном начале слова фонема [в] реализуется в звуке [у]: [удава], [унук], [у л’ес]. Такая особенность в произношении характерна для говоров южных областей, хотя иногда встречается и в говорах северных областей.
5. Заднеязычные согласные

[к] и [г] Важнейшее отличие севернорусских говоров от южнорусских и среднерусских заключается в том, что на севере в результате ассимилятивного смягчения появились среднеязычные оттенки заднеязычных фонем <к> и <г>, когда как на юге заднеязычному задненёбному [к] противопоставлен заднеязычный средненёбный [к’].

Характер звука [г]

В южнорусских и некоторых среднерусских говорах на месте [г] представлен фрикативный: γолубь, дороγа, оγрада. Такое γ -фрикативное встречается в некоторых Онежских говорах, но только в словах мужского и среднего рода в окончании родительного падежа существительных, неличных местоимений и прилагательных –оγо, коγо, доброγо. Особенностью [γ] – фрикативного в южнорусских говорах является его оглушение в [х]: сапох, нохти. Крух. То есть пару по глухости-звонкости образуют [γ] – [х], а [к] оказывается внепарным глухим.


[X] В некоторых говорах (особенно в соседних с финно-угорскими языками) в слабой позиции реализация <х> «смешивается» с [ф], а в сильной позиции фонема <х> чаще всего реализуется в виде [к]. В положении перед гласными: россома[к]а, пазу[к]а, [к]арактер, [к]одить и т.д. Перед сонорным: [кл]ев, про[кл]адно и т.д.

6. Комбинаторные и позиционные изменения согласных в говорах

Позиционные процессы:

1. Губные согласные во всех говорах получают палатализованную пару позже других согласных. Для многих из них характерно «отвердение конечных губных», т.е. произношение се[м], прору[п], голу[п], бро[ф], жура[ф]; конечные губные мягки только в некоторых среднерусских говорах, по всем признакам уже близких к литературной речи.

2. Шипящие [ш], [ж] во всех говорах являются непарными по твердости — мягкости согласными, однако если в большинстве севернорусских и во всех южнорусских говорах это твердые согласные (как и в литературном языке), то в говорах восточной части севернорусского наречия обнаруживаются остатки их исконной мягкости. – например в таких словах, как [ж’]eнa, [ш’]oл, [ш’]aгaть, [ж`]apкo, [ш]yм, дy[ш`]нo

3. Процесс отвердения фонемы [р']. По своему качеству произношение [р] в говорах и литературном языке различается — в говорах это более длительный и энергичный звук, почти всегда он кажется твердым, т.е. совпадает в этом с другими передненёбными, с [ш], [ж].

Комбинаторные процессы:

1. В некоторых среднерусских говорах перед гласными переднего ряда происходит отвердение мягкого согласного. В одних говорах отвердение происходит перед /е/, восходящим к древнерусским /е/, /ь/ (восточная часть среднерусских и южнорусские говоры). Противопоставление слога в целом типа [дэн'] 'день' — на[д'ён'] 'надень', [сэм'] — [c'eм'ja], [в˙эс'] — [в'ёс'т'и] здесь является важной функциональной особенностью: противопоставлены слоги с мягким согласным перед ['е < ê] и слоги с твердым согласным перед [е] другого происхождения.

Отсутствие оглушения звонких на конце слова и перед глухими согласными отмечено в севернорусских говорах, здесь вместо звонких иногда слышатся полузвонкие, т. е. безразличные к признаку голоса согласные. на всем пространстве распространения среднерусских говоров, восходящих к севернорусским, и отмечается произношение, которое записывают таким образом: зу[бы] (с призвуком «ы») зуб, с [нуогы] с ног, мюо[ды] мёд, [нуожы] нож, [моруозы] мороз, гря[з’]и (c призвуком «и»)] грязь.

Литература


1. Лекции.

2. Русская диалектология / Под ред. С.В. Бромлей. – М., Академия. – 2012.

3. Русская диалектология / Под ред. В.В.Колесов. – М., Дрофа. – 2006.