Файл: Мифологема ворона в лирике Эдгара Аллана По.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мифологема ворона в лирике Эдгара Аллана По

Ключевые слова
Мифологема, ворон, лирика, литература


Аннотация: в статье раскрыто мифологическое значение ворона в одноимённом произведении английского писателя эдгара аллана по.
Рассмотрены некоторые вариации понятия мифологема, ворон
Рассмотрено стихотворение э. По ворон
введение

Основная часть

Заключение

1.1 биография эдгара аллана по – выбросить это!!!

Эдгар Аллан По (1809–1849) — американский писатель, поэт, редактор и литературный критик, вошёл в историю как основатель жанра психологической прозы и формы классического детектива, ввел в лирику мистические образы и смыслы.
Среди поэтических произведений, принесших автору мировую славу, является стихотворение «Ворон» (183…), в котором, помимо эстетической концепции, поэтом предлагается новое видение действительности, открывающееся человеку посредством мистического озарения.

Личная жизнь
Первой и единственной супругой Эдгара По стала его юная кузина Вирджиния. Однако семейное счастье длилось недолго — силы Вирджинии подтачивал туберкулёз, ставший причиной её ранней смерти.

Эдгар По, тяжело переживавший утрату, впал в глубокую депрессию и стал заливать горе вином. Скончался писатель 7 октября 1849 года. Причиной смерти стал затяжной алкоголизм.

    1. понятие мифологемы


В современном литературоведении проблема взаимодействия мифа и литературы не теряет своей актуальности. Научные исследования природы мифа зарубежных (Дж. Фрезер, К.-Г. Юнг, Н. Фрай, М. Элиаде, Р. Барт и др.) и отечественных (А. Потебня, Е. Мелетинский, Ю. Лотман, А. Лосєв и др.) ученых в ХХ веке лишь усиливают интерес к теории мифологического анализа художественного текста, поскольку вся художественная литература наполнена мифами, мифическими сюжетами и мифологемами. Если раньше история развития цивилизации двигалась в направлении «демифологизации», то в ХХ веке мы наблюдаем «ремифологизацию». Это связано с тем фактом, что мифология через свою символичность стала удобным языком описания модели личности и общественного поведения.

В «Литературоведческой энциклопедии» дается такое определение: «Мифологема — обломок мифа, мифема, потерявшая свои автохтонные характеристики и функции, вовлечена в фольклорный текст, в котором воспринимается как выдумка, образное украшение или сюжетная схема, которая уже стала традиционной» [5, с. 54].


В художественном тексте чаще всего разворачивается не сам миф, а его «обломки, подтекстовые ссылки, намеки, аллюзии на определенные моменты античных или библейских мифов» На ассоциативном уровне определенные мифологемы необходимы для реализации основной идеи литературного произведения. Они как-будто объединяют далекие по времени, содержанию, а также проблематике художественные тексты, придавая им новый, дополнительный смысл, акцентируя внимание на актуальных проблемах древности и современности.

Психолог С. Гуцол дает расширенное определение мифологемы — «как специфический гносеологический образ, отличительной чертой которого является непосредственное единство двух планов — предметного и символического, как константу мифологического мышления, минимальную единицу мифологического дискурса, который хранит качество мифа»

надо будет ещё про ворона поискать
Часть 2

история

Первое упоминание о «Вороне» относится к 1844 году; в 1842 году у жены Эдгара Вирджинии Клемм диагностировали чахотку и объявили о скорой смерти; в 1847 году она умерла в молодом возрасте 23 (можно ли цифрами?) лет. Чувствуя приближение трагедии, По написал ряд стихотворений, в том числе поэму «Ворон». Однако оно посвящено не жене, а поэтессе Элизабет Браунинг. Масштаб своей поздней поэмы «Великий ворон» По позаимствовал из ее стихотворения «Поклонник леди Джеральдины».

Поэма была опубликована в нью-йоркской ежедневной газете «Evening Mirror» в 1845 году. Хотя гонорар составил всего 5 долларов, произведение принесло автору невероятную славу. Этот успех привел к публикации нескольких сборников стихов.

разбор

Возлюбленную героя зовут «Линор». Это имя – отсылка на балладу Х. Бюргера «Ленора».

С древних времен самым большим страхом человечества был страх смерти. Однако собственная смерть может быть не так страшна, как смерть близкого человека. Для главного героя поэмы Эдгара По потеря любимого человека - это не просто смерть, а вечное горе, которое может даже уничтожить его. Главный герой боится, что не сможет справиться с постигшим его несчастьем, и воплощает этот страх в черном вороне. Примечательно, что автор делает стихотворение узнаваемым и как реальное событие, и как сон, мистический сон.

Показывая скорбящего, сломленного человека, Эдгар По напоминает нам, как важно быть сильным и стойким перед лицом судьбы. Это и есть главная мысль поэмы. Поэма наполнена меланхолией, на что указывают измученное состояние главного героя и время суток - глубокая ночь. В конце концов, сонливость переходит в тревогу и возникает ощущение беды.



Трансформация образа ворона меняет настроение стихотворения, а также развивает его, включая новые темы. Первое предположение лирического героя заключается в том, что в его дверь стучится посетитель, хотя и запоздалый. Казалось бы, ничего необычного и беспокоиться не о чем. Однако, когда он открывает дверь, там никого нет. С этого момента в сознании главного героя поселяется страх и не покидает его. В открытое окно даже влетает ворона, чтобы позабавить испуганного юношу. По общению со зловещей птицей главный герой понимает, что его ждет беда. Ворон воспринимается его жертвами как демон, посланник Аида. Тема смерти - это смерть не только возлюбленной, но и всего прекрасного в жизни юноши.

Одним из основных средств художественной выразительности в «Вороне» является эпическая поэма. Этот прием позволяет автору создать в поэме соответствующую атмосферу мрака и ужаса. Ассонанс также присутствует в рефрене крика ворона Quoth the Raven «Nevermore».

Метафора является основной формой выражения в поэме. Ворон - символ страха и бесконечной скорби, а его черные перья - предвестник страданий после смерти. Яркой метафорой является взгляд ворона. Горящие глаза ворона теперь выжжены в сердцевине моего сердца».

Эдгар По неоднократно обращается к антитезе. Черный ворон противопоставлен белому мрамору, а буря, бушующая снаружи, противопоставлена спокойствию внутри. В образе ворона также присутствует контраст. Он величественный и одновременно неприличный, комичный и страшный. Серия контрастных выражений представляет собой смятение в душе главного героя. Это происходит потому, что мы видим птицу его глазами.

Эдгар Аллан По следовал ряду критерий, для создания стихотворения. Первое требование относится к объему произведения. Объем его должен быть таким, чтобы читатель мог прочитать его на одном дыхании, не прерываясь, чтобы сохранить «единство впечатления» и «единство эффекта». По мнению По, такое единство может быть достигнуто, если объем стихотворения составляет около 100 строк, как это видно в «Вороне» (108 строк).

Следующий этап - выбор «впечатления или эффекта», который, по словам Эдгара По, состоит из «возвышенного восторга души». Эффект» - краеугольный камень поэтики Эдгара По. Ему подчинены все элементы произведения, от темы и сюжета до формальных аспектов, таких как объем стихотворения, строфы, ритмическая структура и использование метафоры. Все должно работать на мастера, а мастер - это «эффект», концентрированное эмоциональное воздействие стихотворения на читателя.


Интонация играет важную роль в достижении этого эффекта. По считал, что меланхолическая интонация здесь наиболее уместна. На протяжении всего произведения поэт использует ряд пантомимических и трагических интонаций, которые в основном создаются повторами и аллитерацией (созвучием). Установив объем и интонацию стихотворения, автор считает необходимым найти такие элементы в структуре стихотворения, чтобы на них могло строиться произведение в целом. Таким элементом является рефрен. Рефрен не должен быть длинным, напротив, он должен быть коротким.

Эдгар По также экспериментирует с ритмом и строфами. Он использовал обычный стихотворный размер - хорей, но располагал строки таким образом, чтобы придать звучанию своих стихов особую оригинальность, а растянутый ритм помогал достичь «эффекта». Музыкальность лирических произведений Эдгара Аллана По хорошо известна. Он почитал музыку как высшую форму искусства. Музыкальность означала, что вся звуковая организация лирического поэтического произведения, включая ритм, стихотворный размер, метрику, рифму, строфу, рефрен, ассонанс и аллитерацию, органично сочетается со смысловым содержанием. Эдгар По неоднократно подчеркивал слияние "музыки и мысли", поэтому "мелодия" его лирики столь же печальна, как и ее содержание.

Поэт активно экспериментирует в процессе "создания ритмической красоты" и по-разному отходит от поэтической традиции. Впервые он вводит так называемые "внутренние" рифмы, такие как dreary - weary, remember - December, uncertain - curtain и подобные. Каждая строфа представляет собой шестистрочное стихотворение, где пять строк служат для развития темы, а короткая фраза в конце является своего рода суровым, окончательным ответом и заключением. Эти короткие фразы вносят моменты диссонанса в мелодию произведения в целом.

Литература

5.                  Літературознавча енциклопедія. У 2 т. Т. 2 / Авт.-уклад. Ю. Ковалів. — К.: Академія, 2007. — 624 с.