Файл: 3. 2 Образовательные технологии как способ мотивации учащихся системы дополнительного образования. Использование икт в дополнительном образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Методика преподавания по программам дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Грядовкина Юлия Николаевна

Преподаватель:

Семенова Евгения Викторовна
Задания по теме 3.2 Образовательные технологии как способ мотивации учащихся системы дополнительного образования. Использование ИКТ в дополнительном образовании.

Цель занятия: Формирование умения использовать образовательные, в том числе информационные,  технологии в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, реализующего  программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

  Задание 1. На основе изучения материалов лекции и учебной литературы составьте характеристику основных образовательных технологий (развивающие и личностно-ориентированные образовательные технологии, игровая технология, коммуникативно-диалоговые технологии, технология проблемного обучения  и др.), имеющих потенциал  для формирования мотивации учащихся системы дополнительного образования по  следующей схеме:

- Название технологии,

- Структура (алгоритм реализации),

- Специфика  применения,

- примерные  результаты применения в дополнительном образовании.

Ответ:

Игровая технология образования:

Характеризуются наличием игровой модели, реализации сценария какой-либо игры, ролевых позиций и т.д. в процессе обучения.

Используемые в рамках технологии игры могут быть классифицированы в зависимости от подхода:

  • В зависимости от характера моделируемой ситуации;

  • В зависимости от характера игрового процесса;

  • В зависимости от способа передачи и переработке учебной информации.

Игровая технология включает в себя три основных компонента:


  • Организационный;

  • Дидактический;

  • Квалифицирующий.

Информационные технологии:

Технологии, в основе которых лежат информационные и компьютерно-программные средства переработки и подачи учебной информации.

Данный вид технологий является наиболее актуальным, так как он способствует не просто повышению эффективности образовательного процесса, но и направлен на ознакомление учащихся с новейшими информационными достижениями в области компьютеризации.

Основными средствами и условиями использования информационных технологий в образовательном процессе являются:

  • Формирование у учащихся навыков работы с ИКТ;

  • Формирование навыков индивидуальной и коллективной работы, принятия решений;

  • Овладение опытом работы с ПК, Интернет-ресурсами и т.д.;

  • Овладение навыкам решения типовых задач с использование ИКТ.

Адаптированная система обучения (АСО) А.С. Границкой:

В основе данной технологии лежит работа учащихся в парах (статических и динамических), с переходом от информативного обучения к развивающему.

Основными положениями АСО являются:

  • Повышение уровня самостоятельной работы учащихся на уроках;

  • Снижения уровня загруженности учащихся домашней работой за счет оптимизации аудиторных занятий;

  • Совмещение индивидуальной работы каждого учащегося с педагогом и другими учащимися;

  • Адаптация учебного процесса к индивидуальным потребностям и возможностям учащихся.

Проблемно-развивающая технология:

Основанная на создании научной проблемной ситуации, при решении которой учащиеся получают новые учебные знания, овладевают умениями и навыками практической деятельности.

Основой данной технологии является вопросно-ответное взаимодействие между педагогом и учащимися. Постановка проблемных вопросов, создание преподавателем проблемных ситуаций.

В педагогической практике существуют также авторские, индивидуальные технологии. Например: технология коллективного способа обучения (А. Г. Ривина, В. К. Дьяченко); комбинированная система организации процесса обучения (технология В. Ф. Шаталова) и т. п.

Рейтинговые технологии:

Направлены на повышение качества обучения за счет внедрения рейтинговой (балльной) оценки достижений учащихся.



Образовательный процесс построен по модульному типу. В основу обучения заложен соревновательный момент по освоению модулей и повышению собственного рейтинга. Одной из особенностей данной технологии является то, что во время обучения значительно увеличено число контрольных точек. В том случае, если технология используется в рамках профессионального учебного заведения, то в основу освоение модулей и повышения рейтинга может быть заложено какое-либо право.

Например, при успешном освоении модулей конкретного учебного курса и высокого рейтинга, студент может получить право на повышение стипендии.

Личностно-ориентированные технологии:

Представлены технологиями, которые имеют гибкие модели организации образовательного процесса, ориентированные на личность учащихся, носят коррекционный и вариативный характер.

Данные технологии предусматривают приоритет «субъект – субъектное обучение». В рамках технологии осуществляется диагностика личностного роста учащегося, используются такие методы обучения, которые способствуют включению в учебные задачи жизненные проблемы и ситуации, способствующие адаптации личности в современном социуме.

Личностно-ориентированные технологии не только учат, но и воспитывают, стимулируют учащегося на всестороннее и полноценное развитие, создают условия для его самодвижения и саморазвития.

Задание 2. На основе анализа материалов лекции и учебной литературы представьте характеристику и особенности использования технологии портфолио в дополнительном образовании.

Ответ:

Технология «Портфолио»

Это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.

Педагогическая идея портфолио предполагает:

  • Смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;

  • Интеграцию количественной и качественной оценок;

  • Доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.


Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

  1. Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  2. Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  3. Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;

  5. Содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;

  6. Создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.

В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:

  • Портфолио документов;

  • Портфолио достижений;

  • Рефлексивный портфолио;

Кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.

Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и др. портфолио должен включать три обязательных элемента:

  1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.

  2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов (artifacts).

  3. Самоанализ и прогноз или план на будущее.

Приведите конкретный пример использования данной технологии при реализации  программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства  в дополнительном образовании, при этом укажите, какие разделы выделяются в структуре портфолио: «Документы», «Грамоты», «Результаты деятельности», «Диагностические методики», каково их  примерное наполнение.

Задание 3. На основе анализа Интернет-источников выявите особенности использования ИКТ в учреждении дополнительного образования. Опишите цели и  задачи  использования ИКТ, приведите конкретные примеры использования данных технологий для решения задач дополнительного  образования.

Ответ:

Цели:

Способствовать формированию мотивации на использование ИКТ в образовательной деятельности педагога дополнительного образования, осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования.

Задачи: 

  • Мотивировать педагогов на внедрение и использование на занятиях интерактивных форм и приемов обучения;

  • Способствовать повышению у педагогов уровня развития профессиональной компетенции посредством интерактивных приемов и методов.

  • Проанализировать и определить влияние современных образовательных технологий на качество образования детей.


Использование компьютерных технологий помогает в работе:

  • Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

  • Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

  • Формировать информационную культуру у обучающихся;

  • Активизировать познавательный интерес;

  • Реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении;

  • Дисциплинировать самого педагога дополнительного обазования, формировать его интерес к работе;

  • Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Таким образом, преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

  • Позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;

  • Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала;

  • Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

  • При использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;

  • С помощью компьютера можно смоделировать ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.)

Пример:

Использование мультимедийных презентаций при проведении родительских собраний, оформление родительского уголка, Наличие собственного сайта предоставляет возможность нашим родителям получать оперативную информацию о жизни учреждения. Общение с родителями по электронной почте, в смс - дискуссиях, по мобильному телефону (WhatsApp, Viber, Telegram Messenger, ВКонтакте, ВЧате).

Задания по теме 3.3 Требования к подготовке и проведению занятий по реализации программ дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Цель: формирование умений осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития педагога дополнительного образования, реализующего  программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.