Файл: 1 Становление экономической науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Становление экономической науки.

Первые попытки изучения отдельных сторон экономических процессов известные еще из работ древних греческих и римских мыслителей , Аристотеля, Платона, Катона, Варрона, Коллумеллы, а также мыслителей Древнего Египта, Китая и Индии. Эти мыслители исследовали проблемы ведения домашнего хозяйства, земледелия, торговли, богатства, налогов, денег и т.п. Экономическая наука, как система знаний о сущности экономических процессов и явлений начала складываться лишь в XVI - XVII ст., когда рыночное хозяйство начало приобретать общие черты.

Рождение экономики как теоретической науки было вызвано объективными экономическими изменениями и формированием общественного хозяйства в рамках государства.

Социально-экономические предпосылки формирования экономической науки: Великие географические открытия XV – XVII вв., бурное развитие торговли колониальными товарами; первоначальное накопление капитала (торговый, ростовщический, пиратский); скачок в развитии производства, рост мануфактур.

2 Меркантилизм.

Меркантилизм – направление экономической мысли, согласно которому богатством государства является деньги, а его источником является среда обмена. (16-17 века)

- богатство страны – деньги (золото и серебро)

- источники богатства – торговля

Представители: У. Стаффорд

3 Классическая политическая экономия и ее значение.

Классическая политическая экономия (классическая школа) — первая школа в истории развития экономической науки, разработавшая для изучения экономики систему взаимосвязанных законов и категорий. Возникла во второй половине XVIII века

Основатели школы — А. Смит.

Впервые в истории развития экономики основным источником прироста национального богатства была признана сфера производства (а не торговля и сельское хозяйство, как в меркантилизме и физиократии).

Представители данной школы отстаивали необходимость установления запрета на государственное регулирование экономики

4 Учение физиократов и его значение.

В отличие от меркантилистов перенесли акцент исследования непосредственно на природу и производство. Тем не менее источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве. Считали, что промышленность, транспорт и торговля - бесплодные сферы, неприбыльные для общества, а труд людей в этих сферах лишь покрывает затраты на их существование.


XVIII века

Француа Кенэ

5 Экономическая теория А. Смита. 1723 1790,

Разделение труда, Естественная и рыночная цена товаров Общий смысл:

Величина естественной цены определяется устойчивыми причинами,

величина рыночной цены - относительно случайна, она колеблется вокруг естественной цены под влиянием спроса и предложения.

Значение теории А. Смита

Богатство общества зависит от численности производительных работников и производительности их труда.

Важнейший фактор роста производительности труда — это разделение труда.

Разделение труда неразрывно связано с обменом.

Возможности разделения труда определяются размерами рынка.

В процессе обмена возникают деньги.

Естественная цена, вокруг которой под влиянием конкуренции колеблется рыночная цена, определяется тремя видами дохода: заработной платой, прибылью и рентой.

Динамика заработной платы и прибыли зависит от накопления капитала относительно двух других факторов производства - труда и земли (природных ресурсов).

От накопления капитала зависит и разделение труда, а значит, и его производительность.

6 Экономическая теория Д. Рикардо. 1772 1823

Теория денег. Автор «Начал» писал, что «ни золото, ни какой-либо другой товар не могут служить всегда совершенной мерой стоимости для всех вещей». Кроме того, Д.Рикардо был сторонником количественной теории денег, увязывая изменение их стоимости как товаров с их (денег) количеством в обращении. Стоимость денег (покупательную силу) Рикардо определял обратно пропорционально их количеству. Чем больше денег в обращении, тем меньше их стоимость. Он также полагал, что «деньги служат всеобщим средством обмена между всеми цивилизованными странами и распределяются между ними в пропорциях, которые изменяются с каждым усовершенствованием в торговле и машинах, с каждым увеличением трудности добывания пищи и других предметов жизнен­ной необходимости для растущего населения». Наконец, по. его мысли, деньги как товары при снижении своей стоимости обусловливают необходимость роста заработной платы, что в свою очередь «...неизменно сопровождается повышением цены товаров».

Теория капитала.В теории Д.Рикардо о капитале прежде всего обращает на себя внимание положение о прямой зависимости снижения уровня меновой стоимости товаров от растущего использования в их производстве основного капитала и убежденность в том, что «чем большую долю составляет основной капитал, тем больше будет то падение». Что же касается сути категории «капитал», то ее автор «Начал» характеризует как «часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и пр., необходимых, чтобы при­вести в движение труд».



7 Значение и влияние классической школы.

Идеи представителей классической школы актуальны и по сей день, а в свое время они оказали огромное влияние на становление экономической науки. Это направление развивалось с XVII до начала XIX в. Представители классической школы выступали за либерализм, т. е. отстаивали позицию, что государство не должно вмешиваться в дела своих подданных. Считается, что период становления экономической теории как науки приходится как раз на время существования классической школы. Поэтому выделение экономики в отдельную науку считают заслугой представителей классической школы. Они начали развивать теорию стоимости, высказали мнение, откуда появляется прибавочная стоимость или берется прибыль. Ими было создано много работ о налогообложении и земельной ренте.

Основателями классической школы принято считать Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, Адама Смита, Давида Риккардо, Томаса Мальтуса, Джона Стюарта Милля. Они полагали, что экономика – это наука о богатстве и о том, как его достичь.

Перечислим основные идеи представителей классической школы.

1. Главная и практически единственная цель капиталиста – получение максимальной прибыли за минимальный промежуток времени.

2. Увеличение богатства может происходить лишь за счет накопления капитала.

3. Человек по своей природе эгоистичен, а посему самое главное для него – это получение выгоды.

4. Самое лучшее развитие государства будет достигнуто лишь при либерализме.

5. Величина зарплаты зависит и всегда будет зависеть от востребованности профессии на данный момент времени.

6. Должна существовать свободная конкуренция, для того чтобы работал «принцип невидимой руки Провидения», т. е. то, что сегодня принято называть законом спроса и предложения.

7. В сделках каждый должен быть экономически подкован и иметь представление обо всем, что происходит на любом из рынков (земельном, трудовом, товарном и т. п.).

8 Английский и французский утопический социализм.

.Французский утопический социализм. А. Сен-Симон и Ш. Фурье

Представители утопического социализма исходили из необходимости возвращения к извечно установленным законам естественного права, требующего справедливости и равенства людей. Они осуждали существующие общественные структуры, выступая против неравенства, эксплуатации и угнетения, как правило, по нравственным или религиозным мотивам. Кроме того, критике подверглась частная собственность, а свои модели устройства общества они предлагали распространить на все человечество.


К классикам утопического социализма относят А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.

Утопический социализм - концепция социального устройства, основанная на представлении о наиболее совершенном общественном строе, соответствующем социальным, экономическим, политическим интересам определенных социальных групп и являющемся конечной целью их стремлений и деятельности.

Утопический социализм. Особым направлением экономической мысли ХIХ в. стал утопический социализм, выдающимися представителями которого были французские мыслители Анри де Сен-Симон (1760–1825) и Шарль Фурье (1772–1837), а также англичанин Роберт Оуэн (1771–1858). Они выступили с критикой существующего капиталистического строя как несправедливого и эксплуататорского и выдвинули проекты общества будущего. В их социальном идеале частная собственность должна быть заменена общественной или коллективной, а вознаграждение каждого будет осуществляться по его труду. В таком обществе будет применяться планирование хозяйственной деятельности и исчезнет противоположность между умственным и физическим трудом.

9 Экономические идеи К. Маркса.

Марксизм философское, экономическое и политическое
учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом
Энгельсом. Так же Маркс впервые обосновал положение о
необходимости государственного регулирования. Это
положение впервые высказано авторитетно открыто в
1848г. в «Манифесте коммунистической партии».
Чтобы государство могло регулировать экономику,
государство должно быть сильным. Для этого
необходимо национализировать крупные компании,
банки, что позволит решить следующие социальные
задачи: - обеспечение работой; - бесплатное школьное
образование; - бесплатное медицинское обслуживание;
- обеспечение жильем.

Идеи Карла Маркса частная собственность должна быть упразднена; следует отказаться от денежных отношений; общество должно быть бесклассовым; религия – пережиток прошлого; прийти к коммунизму можно лишь с помощью пролетарской революции; должна быть установлена диктатура пролетариата – политическая власть, защищающая интересы класса рабочих. 

10.Историческая школа Германии.

Историческая школа возникла в XIX в. как одна из альтернатив классической школы.

Также представители исторической школы полагали, что экономические законы совершенно не похожи на природные (химические или физические). На основе таких размышлений они сделали вывод, что политическая экономия имеет универсальный характер, экономика зависит не только от экономических, но и от неэкономических факторов. К таким неэкономическим факторам можно отнести:


1) географическое положение, следовательно, климат;

2) особенности менталитета;

3) веру и ее особенности;

4) особенности исторического развития;

Вильгельм Рошер

11.Методология и методы маржинализма.

Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также в масштабе всего народного хозяйства (макроэкономика). В центре нового учения стоял субъект с его потребностями.

Маржинализм возник в 70-х гг. XIX в

Итак, методологии маржинализма были свойственны следующие черты: субъективно – психологический и внеисторический подход к экономическому анализу (известная его деидеологизация на основе отрицания значимости классовой, социальной структуры общества для экономических исследований), примат потребления над производством и, в конечном счете – функциональный подход к оценке экономических явлений.

12.Экономическое учение Дж. М. Кейнса. Джон Мейнард Кейнс (1883–1946)

Кейнсианство (Keynesian Economics) - это макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики.

Кейнсианство – это экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм.

13.Э. Хансен: денежная теория и финансовая политика.

Элвин Хансен (1887—1976) «Экономические циклы и национальный доход»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ДЕНЕГ КЕЙНСА:
скорость обращения денег изменяется вместе с
изменением уровня доходов, нормой процента и
другими параметрами;
норма процента (учетная ставка, ставка по кредитам,
ставка по депозитам) – основной рычаг, через
который условия денежного обращения влияют на
выпуск продукции и уровень занятости;
во время кризиса экономики ее регулирование
возможно только административными методами.

14.Экономическая мысль в России XI—XII вв.

На развитие русской экономической мысли XI—XVII вв. оказали влияние следующие факторы:

  • феодальный уклад хозяйственной и политической жизни,

  • православное христианство,

  • Русь XI—XII вв. представляла собой раннее средневековое государство с натуральным характером хозяйственной жизни.

«Русская Правда» (30-е годы XI в.) — кодекс феодального права, закрепляла феодальную эксплуатацию