Файл: Технология ремонта ходовой части колёсного трактора мтз80.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1311
Скачиваний: 54
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Мишкинский агропромышленный колледж
Выпускная письменная экзаменационная работа
Тема: Технология ремонта ходовой части колёсного трактора МТЗ-80
Выполнил:
обучающийся группы 9
Апсатаров Даниил Вадимович
Проверил: преподаватель
Шипаев Г.А.
Мишкино, 2023 год
Содержание
1. Цель работы стр. 3
2. Введение стр. 4
3. Основная часть
3.1 Трактор МТЗ-80. Технические характеристики трактора МТЗ-80 стр.6
3.2 Назначение и устройство технического обслуживания ходовой части трактора МТЗ-80 стр.16
3.3 Виды технического обслуживания ходовой части трактора МТЗ-80 стр. 19
3.4 Операции по техническому обслуживанию ходовой части трактора МТЗ-80 стр. 20
3.5 Контроль качества технического обслуживания ходовой части трактора МТЗ-80 стр.24
3.6 Техника безопасности при ремонте трактора МТЗ-80 стр.26
Заключение стр. 28
Список используемой литературы стр. 29
1. Цель работы
Цель выпускной письменной экзаменационной работы - изучить всё, что связано с ходовым устройством трактора МТЗ-80, больше узнать о техническом обслуживании и ремонте ходового устройства трактора МТЗ-80, чтобы в будущем при работе на предприятии мы могли более эффективно исполнять свою работу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:
- изучить общее устройство ходовой части трактора МТЗ-80;
- исследовать принципы работы ходовой части трактора МТЗ-80;
- ознакомиться с процессом технического обслуживания и ремонтом ходовой части трактора МТЗ-80;
Предметом исследования является трактор МТЗ-80.
Ходовая система оказывает существенное влияние на эксплуатационные показатели трактора. Например, чем ниже несущая способность почвы, тем меньше должно быть давление в шинах. Колесные тракторы используют для обработки пропашных культур с различной шириной междурядья. Безопасность движения трактора определяется зазором в подшипниках передних колес, сходимостью колес, величиной свободного хода рулевого колеса, техническим состоянием гидроусилителя руля и исправностью тормозов. В связи с этим механизатор периодически контролирует техническое состояние ходовой системы, рулевого управления и проводит ее обслуживание.
2.Введение
Значимость выбранной профессии «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства». Весной и осенью трактор впрягается в многокорпусный плуг и ведёт вспашку для посева. После окончания пахоты тракторист принимается за боронование полей. Работа сравнительно несложная, но крайне важная для высокого урожая. Боронование способствует правильному задержанию влаги в почве, размельчает крупные комки, «заставляет» работать каждый комочек земли. А потом трактор «впрягается» в многорядные сеялки. Сыплется в борозды отборное семенное зерно, присыпается удобрением. И через несколько дней поле покрывается зелёным шелком всходов. Участвует трактор и в прополке посевов. Иначе пропадёт весь труд - сорняки задушат молодые, слабые ещё всходы, отберут у них и влагу, и свет, и питательные вещества. Такая механизированная прополка называется культивацией. Труд очень напряжённый. Ему беспрерывно приходится следить за состоянием хлеба, поверхностью поля, действием механизмов. Все время нужно прислушиваться и к шуму мотора, делая вывод об их работе. Во время уборки трактористы становятся настоящими героями села. В их руках судьба урожая. Во время уборочной страды рабочий день тракториста длится 15-17 часов. За последние десятилетия семья трактористов значительно выросла. Есть комбайны, убирающие кукурузу и немедленно перемалывающие её в зелёную массу. Эту массу можно сразу использовать как высококалорийный корм для скота или закладывать на хранение в силосные ямы. Словом, трактор решает одну из самых важных и самых трудных сельскохозяйственных проблем - проблему уборки урожая. Без трактора на посеве всегда не хватало бы рабочих рук. Тракторист машинист – это работник, профессиональная деятельность которого заключается в управлении колесными и гусеничными тракторами. Трактор был изобретен в 19 веке с целью облегчения труда человека. Именно поэтому он изначально находил себе применение исключительно в сельском хозяйстве. Со временем данная машина совершенствовалась, дополнялась специальным оборудованием, благодаря которому стала многофункциональной. Таким образом, примерно с середины 20 столетия трактор стал эксплуатироваться не только в области сельского хозяйства, но и в горной промышленности, строительстве и других сферах. Значимость профессии тракториста машиниста в обществе и оплата труда. Как уже говорилось выше, основная «среда обитания» данной специальности – сельское хозяйство. Значимость ее в этой сфере – огромная. Тракторист машинист сельскохозяйственного производства работает не только на тракторах, но и на различных сельскохозяйственных машинах, зерноуборочных комбайнах, грузовых автомобилях. Оплачивается труд работников данной профессии по-разному. В первую очередь это зависит от солидности и благосостояния компании. Как правило, большинство представителей этой профессии получают низкую зарплату. Исключением являются сотрудники крупных развитых организаций, которые имеют достойную оплату труда. К примеру, заработная плата трактористов, которые трудятся в штате иностранных компаний сельскохозяйственной специализации, достигает 80 000 руб. Такие специалисты отлично владеют современной техникой, ремонтным оборудованием, имеют специальную подготовку и являются настоящими профессионалами своего дела. Представители этой профессии делают огромный вклад в народное хозяйство. Без тракториста не смогут работать коммунальные службы, фермы, промпредприятия и многие другие организации. Так как люди с такой специальностью присутствуют на многих предприятиях с разным направлением деятельности, то профессию тракторист можно смело назвать востребованной. Тракторист больше всего рискует, когда ремонтирует свою технику. Как утверждает статистика, больше всего травматизма связано именно с ремонтом машин, а не их использованием.
Чаще всего эти машины работают там, где нет пешеходов и других транспортных средств, потому врезаться не во что. Но все же трактора иногда выезжают на проезжую часть, и тогда вполне может произойти авария, поэтому человеку в кабине нужно быть внимательным во время езды. Положительные черты этой работы зависят от того, с чем сравнивать. Тракторист выполняет работу силой трактора, а не своими руками — это уже плюс.
3. Основная часть
3.1 Трактор МТЗ – 80. Технические характеристики трактора МТЗ-80
Продукция, выпускаемая Минским Тракторным Заводом, на территории бывшего Советского Союза, уже не одно десятилетие является лидирующей на рынке различной сельскохозяйственной техники. Но неоспоримым флагманом и локомотивом на протяжении многих лет, остается универсально пропашной, легендарный трактор МТЗ-80 и его многочисленные модификации. Чем же эта машина заслужила такую популярность? Ответ прост — это универсальность, невысокая стоимость, простота в обслуживании и ремонтопригодность. Именно совокупность этих факторов делает этот трактор столь привлекательным как для крупных, так и небольших фермерских хозяйств.
История создания МТЗ-80
Постановление о строительстве Минского тракторного завода подписал лично И. В. Сталин в 1946 году. На начальном этапе это должно было быть предприятие способное выпускать 50 машин на гусеничном ходу в сутки с дизелями мощностью 37 л. с. Начать производство планировалось в 1948 г.
Гусеничный КД-35 на МТЗ выпускался всего 9 месяцев, так как в том же 1948 г. минские конструкторы работали уже над своим первым универсально – пропашным колесным трактором. И вот 18 июля 1949 года, в торжественной обстановке из ворот цеха вышел первый, опытный колесный трактор, полностью заводской конструкции. В этом же году было выпущено еще несколько образцов, которые были подвергнуты длительным испытаниям.
Но решающей для завода стала дата 14 октября 1953 года, после испытаний и доработок с главного конвейера сошли первые МТЗ-1 и МТЗ-2 «Беларус». Это событие определило дальнейшую судьбу и основную специализацию завода.
Шли годы, завод совершенствовал существующие и разрабатывал новые модели. В 50-х годах выполнял правительственное задание по разработке и производству гусеничных трелевочных машин. Но работа над колесными тракторами не прекращалась.
МТЗ шел в ногу со временем и когда появлялась нужда в новой: более мощной, маневренной, более приспособленной под те или иные условия модели, завод тут же реагировал. Так, на свет появилась обширная линейка универсальных пропашных тракторов: МТЗ-5, МТЗ-7 в конце 50-х годов.
В 60-х модернизация производственных мощностей и выпуск МТЗ-50, МТЗ-52. А в 1972 году завершились испытания МТЗ-80, этот трактор был разработан путем глубокой модернизации «пятидесятки» и стал по сути абсолютно новой машиной. Трактор получил новый дизель 80 л. с., а также массу других конструктивных изменений и доработок. Количество прицепного и навесного оборудования к трактору выросло до 230-и наименований, а транспортная скорость возросла до 35 км/ч. В своей современной версии трактор МТЗ-80.1 выпускается и по сей день, спустя четыре десятка лет, на том же самом Минском тракторном заводе!
Технические характеристики трактора МТЗ-80
• Модель двигателя – Д-240
• Тяговый класс — 1,4 т.
• Мощность (Дизель) – 59 (80) кВт/л. с.
• Количество передач вперед/назад – 18/4
• Габариты трактора длина/ ширина/ высота – 3815/1970/2470 мм.
• Колея по передним/задним колесам – 1200–1800/1350–2100 мм.
• Масса — 3160 кг.
• Диапазон скоростей – от 1,3 до 35 км/ч.
• Агротехнический просвет – 470 мм.
• Радиус поворота – 4,1 м.
Двигатель трактора МТЗ-80
Дизель Д-240, четырехтактный, четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением, производства Минского тракторного завода. Рабочий объем цилиндров составил 4,75 л. При номинальной частоте вращения 2200 об. мин. этот двигатель развивает мощность в 80 л.с. Камера сгорания полураздельного типа.
Масса дизеля составляет 430 кг. Некоторые модификации предусматривают установку предпускового подогревателя ПЖБ-200Б.
Существует два варианта пуска двигателя: электростартерный, или с помощью пускового карбюраторного двигателя. Имеется блокировка пуска, на случай если трактор стоит на скорости.
Для того чтобы этот надежный двигатель вас не подводил и работал как часы, необходимо проводить технический осмотр и обслуживание каждые: 60, 240 и 960 моточасов. Полный перечень работ каждого ТО описан в инструкции по эксплуатации.
Коробка передач трактора МТЗ-80
Коробка передач на «Беларус» устанавливается механическая, девятиступенчатая с понижающим редуктором, это дает нам вместе с пониженными скоростями 18 передач вперед и 4 назад. Опционально устанавливается ходоуменьшитель, если того требуют условия выполняемых работ. Если при работе коробки слышны стуки, которые исчезают на других передачах, это прямое свидетельство выкрашивания зубьев или усталостного разрушения отдельных шестерен.
Часть тракторов, старше 1985 года выпуска оснащались гидроупровляемой КПП с возможностью переключения скоростей под нагрузкой. На тракторах с такой коробкой можно включать любую из четырех передач, в пределах одного из 4-х диапазонов, не выключая при этом муфту сцепления. Задний мост снабжен функцией блокировки дифференциала. На тракторах старых моделей управление дифференциалом механическое, при помощи педали. На более свежих модификациях гидравлическое, с переключателем режимов на приборной панели.
Посторонние шумы в КПП и нагрев корпуса в отдельных участках, говорит о неисправности подшипников валов.
Ходовая часть и управление трактором
Передний мост балансирный, имеет полужесткую подвеску, благодаря балансиру способен повторять неровности поверхности независимо от положения заднего моста и остова трактора. Задняя подвеска жесткая, колеса крепятся клеммовыми соединениями на ведущих осях, это позволяет менять ширину колеи бесступенчато, в диапазоне 1400–2100 мм. Передняя колея регулируется ступенчато, шаг составляет 100 мм. Тормоза дисковые.
«Беларус», в помощь водителю, оснащен гидравлическим усилителем руля. Принцип его работы примерно одинаков с работой ГУР любого автомобиля. Масляный насос создает в системе давление, а гидрораспределитель, получая сигнал от рулевого колеса при помощи карданных валов, направляет масло в одну из полостей гидроцилиндра.
Кабина трактора МТЗ-80
Кабина на МТЗ-80 сварная, из тонколистовой стали. Внутренняя обшивка специальными материалами утепляет и шумоизалирует рабочее место тракториста. К остову трактора кабина крепится на четыре резиновых амортизатора, существенно смягчающих тряску и вибрацию.