Файл: Забор воды из открытых водоисточников различными способами, в том числе с применением гидроэлеваторов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



«28» апреля 2022г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

для проведения занятий с личным составом ПЧ-65

по Пожарно-тактическая подготовка

«19» - «22» мая 2022г

проведения занятий с личным составом подразделений пожарной охраны местного пожарно-спасательного гарнизона
Тема: Забор воды из открытых водоисточников различными способами, в том числе с применением гидроэлеваторов
Вид занятия: практическое Отводимое время: 1 час

Литература, используемая при проведении занятия:
- Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения АСР».

- ГОСТ Р 50398-92 Гидроэлеватор пожарный. Технические условия.

- Справочник руководителя тушения пожара (РТП). Иванников В.П., Клюс П.П., 1987г.

Развернутый план занятия.


Учебные вопросы

Время, мин.

Содержание учебных вопросов, организационно-методические рекомендации

1

2

3

1. Подготовительная часть – 10 минут


1.1Подготовительная часть
Охрана труда


10 мин.



- проверка обучаемых согласно списка;

- проверка у обучаемых средств материального обеспечения занятий;

- содержание данного занятия.

Инструктаж по правилам охраны труда:

Допускать личный состав водителей к работе специально обученных по работе с насосом.

Разъяснительной работой среди личного состава о мерах предупреждения травматизма.

В процессе эксплуатации для предупреждения несчастных случаев запрещается:

- допускать к работе с автомобилем посторонних лиц или лиц, не прошедших обучение по специальной программе;

- работать на пожарном автомобиле, не включив стояночную тормозную систему и не установив противооткатные упоры;

- работать на пожарном насосе, находящемся в неисправном состоянии.

- подача воды в напорную рукавную линию от пожарного автомобиля во избежание разрыва рукавов от гидравлического удара должна осуществляться постепенным открытием вентилей напорных патрубков насоса.

- запрещается резкое повышение давления на насосе при работе рукавной линии.

1.2. Основная часть

1.3 Особенности использования техники караулов



30 мин.


Водоисточник – место естественного или искусственного скопления воды, используемой пожарной охраной для целей пожаротушения. Водоисточник должен обеспечивать требуемое для нормального функционирования системы противопожарного водоснабжения количество воды. От этой важной характеристики во многом зависит эффективность работы пожарных подразделений.

Различают водоисточники природные: водотоки (река, канал); водоёмы (озеро, водохранилище, пруд); моря; подземные воды (водонасосный пласт, подрусловая, шахтная и др. воды) и искусственные: водоём-копань; водоём-резервуар; наружные водопроводные сети с установленными на них пожарными гидрантами. При использовании воды из водоисточника для тушения пожаров учитываются её огнетушащие свойства, химическое взаимодействие воды с различными добавками, вводимыми для повышения эффекта её использования, и др. определяющие условия её применения свойства.

Забор воды из открытого водоема


Технические параметры автоцистерн позволяют закачивать в их резервуар жидкость из открытого водоема. Согласно нормативу, забор воды пожарной машиной из открытого водоема возможен при использовании рукавов диаметром 125 или 150 мм. Выкачка из открытого водоема происходит в следующей последовательности:

  • извлечь всасывающие рукава из пеналов, соединить друг с другом и поставить всасывающую сетку;

  • снять заглушки со всасывающего патрубка и подсоединить к нему рукава;

  • опустить рукава в водоем;

  • открыть вакуумный клапан;

  • включить газоструйный аппарат с постепенным увеличением частоты вращения вала двигателя;

  • после появления в вакуумном клапане жидкости его перекрыть и включить газоструйный вакуумный аппарат;

  • включить сцепление и постепенно увеличивать частоту вращения вала насоса;

  • при достижении напора открыть задвижку, перекрывающую поступление воды в рукавную линию.

При погружении рукавов в водоем максимальная глубина должна быть 7 метра, а всасывающую сетку можно опускать при этом на 30 см.

Наиболее частой проблемой при заборе пожарными машинами воды из открытого водоема является недостаточная частота вращения вала силового агрегата при включении газоструйной вакуумной установки. Вторично причиной сбоя процесса отбора воды является преждевременное уменьшение частоты вращения вала двигателя. Третья часто встречающаяся причина – превышение частоты вращения вала насоса и создание большого напора при открытии напорных задвижек.

Максимальная высота всасывания при заборе воды из открытого источника зависит от температуры жидкости.

Температура, °C

10

20

30

40

50

60

Высота всасывания, м

7.0

6.5

5.7

4.8

3.8

2.5


Если возникает необходимость сделать забор жидкости при температуре свыше 60°С или если максимальная высота всасывания превышает 7 метров, то насос и всасывающая линия заполняются водой из цистерны. Если происходит выкачка горячей жидкости, то насос ставят ниже ее уровня (фактически он работает «под заливом»).

Чтобы осуществить забор из открытого водоисточника, к нему оборудуют подъездные пути. В случае неудовлетворительного их состояния используют следующие системы забора:

  1. Если расстояние от возможной безопасной стоянки автомобиля до линии воды небольшое, то используют удлиненную всасывающую линию, состоящую не менее чем из трех рукавов длиной по 4 метра. Высота всасывания при этом – не более 5 метров;

  2. При невозможности подъехать к водоему используют переносные или прицепные мотопомпы. Их закрепляют на отдельных площадках в максимальной близости к водоему. От мотопомпы вода подается в цистерну.


Забор воды из водоема с помощью гидроэлеватора



Забор воды с помощью гидроэлеватора организуется из открытых водоисточников в следующих случаях:

- когда уровень воды в водоеме ниже оси насоса по вертикали до 20 м;

- когда водоем удален от пожарного автомобиля по горизонтали на расстояние до 100 м;

- когда толщина слоя воды в водоеме 5-10 см.






Забор воды автоцистерной от открытых водоисточников осуществляется при помощи одного или нескольких гидроэлеваторов по различным принципам.

При заборе воды по принципу "насос – гидроэлеватор – цистерна" емкость цистерны используют как промежуточную. Эта схема применяется при подаче на тушение одного ручного ствола с диаметром насадка 19 или 13 мм.

По команде: "Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора – ставь!"пожарный № 2 прокладывает рукавную линию Ø 66 (77) мм от напорного патрубка насоса к водоему, переносит к водоему гидроэлеватор. Пожарный № 4 прокладывает рукавную линию Ø77 мм от автомобиля к гидроэлеватору, присоединяет к гидроэлеватору рукавные соединительные головки, опускает его в водоем, обеспечивает работу гидроэлеватора. Водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса, работает на насосе. Пожарный № 2 опускает конец рукавной линии, идущей от гидроэлеватора, в цистерну через люк.

В случаях, когда на тушение необходимо подать два ствола (расход до 10 л/с), а диаметр трубопровода из цистерны в насос недостаточен для поддержания уровня воды в емкости и стабильной работы насоса, необходимо всасывающий рукав от насоса опустить в емкость цистерны через люк (принцип "насос – гидроэлеватор – цистерна – насос").

По команде:"Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора и всасывающего рукава – ставь!"пожарный № 2 прокладывает рукавную линию Ø 66 (77) мм от автомобиля к водоему, присоединяет ее к напорному патрубку насоса, переносит к водоему гидроэлеватор. Пожарный № 3 прокладывает рукавную линию Ø 77 мм от автомобиля к гидроэлеватору, один конец линии опускает в горловину цистерны, присоединяет к гидроэлеватору рукавные соединительные головки, опускает его в водоем, обеспечивает работу гидроэлеватора. Пожарный № 4 и водитель снимают с автоцистерны всасывающий рукав (рукава), один его конец присоединяют к всасывающему патрубку насоса, другой опускают в горловину цистерны, водитель работает на насосе.

Работа с гидроэлеватором по принципу "насос – гидроэлеватор – насос".

По команде: "Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора и водосборника – ставь!"пожарный № 3 прокладывает рукавную линию Ø 66 (77) мм от напорного патрубка насоса к водоему, переносит к водоему гидроэлеватор. Пожарный № 4 прокладывает рукавную линию Ø 77 мм от автомобиля к гидроэлеватору, присоединяет к гидроэлеватору рукавные соединительные головки, опускает его в водоем, обеспечивает работу гидроэлеватора. Водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса, снимает заглушку с всасывающего патрубка, навинчивает рукавный водосборник, присоединяет к нему рукавную линию от гидроэлеватора, работает на насосе.

При подаче воды на тушение пожара в количестве 10...20 л/с забор воды осуществляется с помощью двух гидроэлеваторов (личный состав привлекается с другой АЦ или АНР). При этом пожарный № 1 прокладывает рукавную линию от всасывающего патрубка насоса к первому гидроэлеватору, переносит и устанавливает гидроэлеватор. Пожарный № 2 прокладывает рукавную линию от всасывающего патрубка насоса ко второму гидроэлеватору, переносит и устанавливает гидроэлеватор. Пожарные № 3, 4 прокладывают рукавную линию от напорного патрубка насоса до разветвления. Пожарный № 3 переносит и устанавливает разветвление, прокладывает рукавную линию от разветвления к первому гидроэлеватору, соединяет линию с разветвлением и гидроэлеватором, опускает гидроэлеватор в водоисточник, работает на разветвлении. Пожарный № 4 прокладывает линию от разветвления до второго гидроэлеватора, соединяет ее с разветвлением и гидроэлеватором, опускает гидроэлеватор в водоисточник, работает на гидроэлеваторах. Водитель присоединяет рукавную линию от разветвления к напорному патрубку насоса, навинчивает на всасывающий патрубок насоса водосборник, присоединяет к нему рукавные линии от гидроэлеваторов, работает на насосе.


2. Заключительная часть - 5 минут

2.1 Разбор занятия

5 мин.

Руководитель занятия проводит детальный анализ занятия. Подведение итогов занятия, ответы на вопросы личного состава.