Файл: На сегодняшний день проблема выбора коррекционноадаптивных методик для оказания помощи детям с умственной отсталостью является одной из наиболее значимых в реабилитации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На сегодняшний день проблема выбора коррекционно-адаптивных методик для оказания помощи детям с умственной отсталостью является одной из наиболее значимых в реабилитации. В основном это связано с неоднородностью патологии и клинической картины этой группы, как по степени тяжести, так и по качественной специфике механизмов и причин, нарушающих соответствующее возрасту функционирование индивидуума. Такое разнообразие нарушений обусловлено выраженными органическими поражениями корковых и глубоких подкорковых структур центральной нервной системы (ЦНС).

Проблема роста числа умственно отсталых детей усугубляется тем, что число детей-инвалидов увеличилось почти в два раза. Общее число детей-инвалидов также значительно увеличилось. Умственная отсталость у детей с задержкой психического развития, включая детей с нарушениями интеллекта, включает значительную умственную отсталость (умеренная и тяжелая умственная отсталость) и множественную инвалидность (умственная отсталость в сочетании с сенсорными нарушениями или ЗПР).

Обычно у детей с тяжелой умственной отсталостью, включая детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, отклонения в психомоторном развитии очень велики, и образовательные вмешательства не могут устранить существующие дефициты, которые в основном могут быть скорректированы или сглажены. Однако опыт работы с ними показал, что их потенциал очень велик. Они могут научиться социальному поведению и выполнению простых задач, приобрести навыки грамотности и счета, сформировать и развить различные формы общения.

Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространенной. В мире насчитывается более 300 млн человек с умственной отсталостью. По данным Главного управления реабилитационной службы и специального образования Минобразования Российской Федерации, из 600 тыс. общего количества учащихся с отклонениями в развитии 60% составляют дети с умственной отсталостью (Сайт Федеральная служба государственной статистики). Специалисты, занимающиеся изучением данной категории детей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными проявлениями как в клинической картине, так и в комплексном нарушении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств.


У лиц с интеллектуальными нарушениями наблюдаются нарушения в развитии основных двигательных качеств: - отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и конечностей на 15-30%; - выносливости динамического характера на 2-4%; - быстроты движений на 10-20%; - гибкости и подвижности в суставах на 10-20%; - нарушение точности в движениях; - грубые ошибки при дифференциации мышечных усилий; - низкий уровень развития функций равновесия; - ограничение амплитуды движения в беге, прыжках, метаниях; 13 - отсутствие легкости и плавности в движениях; напряженность и скованность движений [1].

Степень этих нарушений варьируется от легкой до тяжелой. Физические возможности детей с нарушениями интеллекта часто отличаются от возможностей детей без нарушений. Такие дети быстро утомляются и нуждаются в длительном отдыхе. Многим детям очень трудно научиться новым двигательным действиям. Это связано с низкой пластичностью центральной нервной системы, сложившимися стереотипами движений и отсутствием жизненного опыта [2].

Наиболее эффективные методы развития таких детей связаны с физическими упражнениями, которые часто включаются в двигательный комплекс адаптивной физической культуры. Физические упражнения способствуют развитию всех физических качеств, функциональной работоспособности и двигательных навыков. Совершенствование двигательных навыков детей с умственной отсталостью является важной частью подготовки их к жизни, а также к физическому труду.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в структурированной адаптивной физической культуре, так как она является мощным фактором компенсации и коррекции двигательных нарушений. Систематическое участие в этих занятиях улучшает общее состояние здоровья, повышает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшает эмоциональное состояние, развивает физические качества, повышает самооценку и снижает уровень тревожности [3].

Методы и средства адаптивного обучения в школах значительно отличаются от спортивных занятий здоровых детей. Конечно, дети с умственными недостатками требуют особого отношения со стороны учителей и четкого понимания особенностей их обучения. Дети с ограниченными возможностями во всех областях, включая умственную отсталость, нарушения слуха и зрения и церебральный паралич

, должны иметь возможность стать активными членами общества.

Основными задачами адаптивного физического воспитания в ОУ представлены на схеме № 1.

Схема № 1

Основные задачи адаптивного физического воспитания в ОУ





Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков



Укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика заболеваний и вторичных заболеваний

Развитие дополнительных навыков


Умственная отсталость – самое распространенное заболевание человека. По оценкам, в мире насчитывается более 300 миллионов людей с задержкой психического развития. Специалисты в этой области определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразием особенностей как в клинической картине, так и в комплексном выражении физических, психических, интеллектуальных и эмоциональных качеств.

Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых детей может быть понята на основе теории уровней организации моторики Н.А. Бернштейна. Двигательные симптомы этих детей отражают дефицит психологической организации движений. Особенно ярко этот дефицит проявляется в организации второго моторного сигнала. Этот термин не имеет семантического значения и не регулирует двигательную активность. Дефициты в организации семантического предметного уровня движения вызывают компенсаторное выполнение двигательного действия на более сохранном пространственном уровне.

Двигательная нервная система отражает специфику состояния организационного уровня движения и подавляет выраженность подкорково-спинальных автоматизмов. Это сопровождается дисфункцией на нижележащем церебральном уровне, где клинически проявляются специфические для каждого уровня двигательные нарушения. Эта дисфункция проявляется в виде дисрегуляции мышечного тонуса с повышенными или пониженными рефлексами напряжения, застоем в неудобных позах, неспособностью
удерживать конечности в постоянном положении, выразительностью при пространственном перемещении и плохой пластикой движений. Дефицит на теепно-моторном уровне приводит к слабости в решении интеллектуальных и двигательных задач на память и трудностям автоматизации целевого движения из-за внимания к деталям движения.

Поэтому при работе со здоровыми детьми не используются специальные упражнения, включающие движения на координацию, которые бы воздействовали на вестибулярный аппарат. Любое упражнение в той или иной степени может быть использовано для этой цели. Однако у детей с отклонениями имеются серьезные недостатки во включении, координации и поддержании баланса движений, и восстановить их общими упражнениями не представляется возможным. Реабилитация умственно отсталых детей делится на общеподготовительные и общеразвивающие упражнения, выполняемые в небольших классах, и специальные упражнения (ходьба, бег, лазание и т.д.), которые обычно не относятся к этой группе.

Лица с нарушениями интеллекта не могут заниматься самостоятельно. Существуют вводные, основные и заключительные занятия. Как правило, физиологическая кривая нагрузки бывает односторонней или двусторонней. Количество упражнений на первом занятии составляет 6-7, постепенно увеличиваясь до 10-15.

Объем каждого упражнения не должен превышать 4-5 занятий. Статические и динамические дыхательные упражнения следует выполнять с акцентом на удлиненную экспирацию, учитывая специфику рефлекторной задержки дыхания при физической нагрузке. Это связано с необходимостью соблюдения охранительного режима.

Игра также занимает важное место в работе с детьми с ограниченными возможностями. Тайна и ценность игры имеет глубокие внутренние корни. Тайна этого явления лежит в психофизиологической сфере человека. Действительно, сидение в одном положении в течение длительного времени вызывает у детей желание двигаться.

Они бегают, прыгают, толкаются, двигаются без всякой цели. Конечно, некоторые игры – это способ выплеснуть накопившуюся энергию и переключиться с одного вида деятельности на другой.

Игра - важный элемент, связывающий жизнь, культуру и поколения.

Психологической основой игры является овладение эмоциями в сознании ребенка, свобода их выражения, искренний смех, слезы и восторг, которые составляют естественную эмоциональную природу ребенка и требуют выражения как в физической
, так и в психической сферах. Игра формирует личность ребенка. Маленькие дети - актеры.

Следует отметить, что если для здоровых детей дошкольного возраста существует множество программ физического совершенствования, и их число постоянно растет, то для детей с нарушениями развития существуют лишь единичные рекомендации и мало научных исследований.

Основные задачи, выполнение которых необходимо для достижения правильной организации физического воспитания и развития в школе представлены в таблице №1.

Таблица №1



Виды задач

Задачи

1

Образовательные

  • получение знаний, необходимых для осознания физических движений и новых навыков;

  • получение важных повседневных физических навыков;

  • ознакомление с методами физической активности, полезными для детей;

  • учиться ориентироваться в окружающей среде, понимать физические возможности и правильно считать.




2

Развивающие

  • увеличивать точность, реакцию и силу двигательной системы;

  • развивать практические навыки;

  • практически овладеть терминологией времени и пространства;

  • освежить словарный запас и развить языковые навыки.




3

Оздоровительные и коррекционные

  • укрепление и сохранение здоровья;

  • улучшение работы внутренних органов и систем, с акцентом на сердечно-сосудистую и дыхательную системы;

  • коррекция осанки, плоскостопия и других нарушений опорно-двигательного аппарата;

  • улучшение двигательных навыков;

  • преодоление психомоторных нарушений (страх высоты, клаустрофобия, нарушения самооценки).

4

Воспитательные

  • укрепление уверенности в себе;

  • преодоление внутренней несвободы;

  • развитие настойчивости, смелости, воли и способности к самостоятельной работе;

  • воспитание желания заниматься спортом;

  • осознание ответственности за собственное здоровье.




В связи с общим фоном ухудшения здоровья населения в современном обществе, а также с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации и играют важную роль в формировании мотивации к сохранению здоровья человека, особое значение приобретает сохранение, укрепление и формирование здоровья всех, кто участвует в образовательном процессе.