Файл: Урока Класс 7 Б Тема урока Сочинительные и подчинительные союзы Тип урока урок усвоения новых знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поурочный план-конспект с технологической картой


Технологическая карта урока

Класс: 7 «Б»

Тема урока: «Сочинительные и подчинительные союзы»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: комбинированный

Цель урока:

обучающая:

- познакомиться с типами союзов;

- формировать умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

- формировать навык правильного употребления союзов в речи;

- формировать умения составления схем предложений, конструировать предложения с союзами;

- формировать пунктуационный навык.

воспитательная:

- воспитывать любовь и уважение к русскому языку;

- воспитывать культуру общения, уважения к собеседнику и учителю.

развивающая:

- развивать внимание, орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

Новые понятия, термины: сочинительные и подчинительные союзы

Опорные понятия, термины: союз, сочинительные предложения, подчинительные предложения

Формы контроля: письменная и устная работа

Домашнее задание: подберите из художественной литературы 10 предложений с сочинительными и подчинительными союзами

Технологии, методы и приемы обучения, ФОУД: репродуктивный метод, проблемно – поисковый, беседа, работа с учебником, работа с дидактическим материалом, индивидуальная работа

Оборудование к уроку: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, таблица, тетради, Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.






п/п

Этап урока,

мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Технологии, методы, ФОУД

Формируемые УУД

1

Организационный момент

(2 мин)

Приветствует учащихся, настраивает на плодотворную работу.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Беседа, фронтальная работа

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний

(4 мин)

Ставит учебную задачу на повторение пройденного.

Отвечают на вопросы учителя письменно и устно, повторяют ранее изученный материал.

Фронтальная работа

П.: установление причинно-следственных связей;

К.: аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации.

3

Целеполагание, объяснение нового материала

(23 мин)

Запись предложений под диктовку, графический диктант с взаимопроверкой, устная работа, комплексная работа над текстом

Работают с предложениями, определяют тип союза, самостоятельно составляют предложения с сочинительными и подчинительными союзами, чертят схемы.

Под руководством учителя пишут графический диктант, проверяют работу друг друга.

Устно работают над текстом, выполняют задания к тексту.

Проблемно – поисковый метод, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа с учебником, работа с дидактическим материалом

Л.: положительное отношение к учебной деятельности;

П.: извлечение нужной информации.

4

Рефлексия. Подведение итогов

(8 мин)

Проверочный тест, задает вопросы для контроля по теме урока.

Выполняют тест, отвечают на вопросы учителя, оценивают свою деятельность на уроке.

Фронтальная, индивидуальная работа

К.: формулируют собственные мысли; высказывают и обосновывают свою точку зрения;

Р.: оценивают свою работу.

5

Домашнее задание

(3 мин)

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы.

Фронтальная, самостоятельная работа







Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний 

Ребята записывают в тетрадь только ответы.

  • Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … (служебные)

  • К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)

  • Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это… (союз)

  • Союзы бывают … (простые и составные).

– Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной классификацией союзов. Запишите, пожалуйста,  тему урока.

III. Целеполагание, объяснение нового материала

1. Запись предложений под диктовку

1) Небо потемнело, и пошел снег.

2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями.

– Назовите союзы в данных предложениях? Что связывают эти союзы в первом и втором предложении? (В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.)

3) Небо потемнело, потому что пошел снег.

– Назовите союз в этом предложении? Что он связывает? (В данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного)

Микровывод: Таким образом, мы можем сказать, что  одни союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а другие только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого. В зависимости от этого союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
– сочинительные союзы (слайд 7)
– подчинительные союзы (слайд 8)
Ориентируясь  на таблицу, составьте 2 предложения с сочинительными и подчинительными союзами (устно)

2. Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза.

1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов.
2) Вечерняя заря начинается  ( ) когда солнце уже заходит за край земли.
3) Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом.
4) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.
5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору ( ) с которой было видно всю окрестность.


6) Слуга вышел и объявил ( ) что лошади готовы.

Микровывод (учащиеся делают сами): в сложном предложении перед сочинительными и подчинительными союзами и союзными словами ставится запятая.

– Итак, мы вспомнили о постановке знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Давайте теперь вспомним, как составляются схемы таких предложений.

  • Ребята очень устали, но работа была еще не закончена.

  • Путешественники приблизились к роднику, чтобы напиться воды.

(Учитель обращает внимание учащихся, что схемы CCП и  CПП строятся по-разному).

3. Графический диктант с взаимопроверкой

Учащиеся составляют только схемы предложений (схемы для проверки на слайдах)

Вариант 1.

1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело.

Вариант 2.

1. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.
2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.
3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман.
5. Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах.

4. Устная работа

Учитель читает предложение. Ребята называют союзы и отмечают, какие они, сочинительные или подчинительные.

1. Если хочешь много знать, надо мало спать.
2. Не учась и лаптя не сплетешь.
3. Делу время, а потехе час.
4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить.
5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
6. Корень учения горек, да плод его сладок.

5. Комплексная работа над текстом

1. Вдруг среди шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необыочностью звуки. 2. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. 3. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели.

4. Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило ветру немного утихнуть, как
скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нем отчетливо  улавливался  тембр. 5. Когда же ветер усиливался, звуки забирались все выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала.

6. Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины  на гребне песчаного холмика. 7. Я осторожно взял раковину, чтобы посмотреть повнимательнее, но ничего особенного не нашел. 8. Я положил ее на прежнее место и приготовился слушать, но раковина-музыкант молчала. 9. Похоже, что она рассердилась за то, что ее бесцеремонно потревожили, и ожидала, пока я снова уйду.

Задания к тексту

Определите тип и стиль речи. Докажите свое мнение.

1. Из предложений 5-8 выпишите слово (слова) с чередующейся гласной в корне слова.
2. Из предложения 6 выпишите слово, соответствующее орфограмее правописание приставок на з-/с-.
3. Из предложений 1-4 выпишите действительное причастие настоящего времени.
4. Выпишите из текста все сочинительные союзы
5. Выпишите из текста все подчинительные союзы
6. Из  предложений 3-5 выпишите сравнения.
7. Найдите предложение, соответствующее схеме [  (чтобы) ] и укажите его номер.
8. Укажите кол-во грамматических основ в 4 предложении.

Ответы: (слайд 20)

6. Проверочный тест (слайды 21-27)

IV. Рефлексия. Подведение итогов

Предлагаю вам оценить работу на уроке, используя начало предложения:

  1. Сегодня я узнал(а)...

  2. Было трудно…

  3. Я понял(а), что…

  4. Я научился(лась)…

  5. Я смог(ла)…

  6. Было интересно узнать, что…

  7. Меня удивило…

  8. Мне захотелось…

V. Домашнее задание. Подберите из художественной литературы 10 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.