Файл: Рассмотреть этапы проведения инвентаризации имущества и обязательств.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 976

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К аналитическим регистрам по учету финансовых результатов относиться анализ счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки», в котором показаны движения с другими счетами.

Регистрами синтетического учета являются: главная книга, обороты счетов и оборотно-сальдовая ведомость. Также после закрытия года формируется главная книга.

Главная книга – основной сводный регистр бухгалтерского учета, в котором отражаются данные за отчетный год по всем счета бухгалтерского учета, применяемым ООО «Стройка».

По каждому счету в Главной книге записываются из соответствующих регистров (журналов-ордеров и т.п.):

  • сальдо на 1 января отчетного года;

  • дебетовый (в корреспонденции с кредитуемым счетом) и кредитовый (одной суммой) обороты за месяц;

  • сальдо на конец месяца.



  1. Порядок проведения и документального оформления инвентаризации активов и расчетов организации

Годовая инвентаризация проводится в IV квартале текущего года — с 1 октября по 31 декабря.

Для проведения инвентаризации в организации создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состоящая из трех человек: руководитель организации, главный бухгалтер и бухгалтер.

Руководитель организации издает приказ (форма № ИНВ-22) (Приложение Л), в котором указываются: должности и Ф.И.О. председателя и членов инвентаризационной комиссии; причина проведения инвентаризации, т.е. составление годовой бухгалтерской отчетности; срок проведения инвентаризации; виды инвентаризируемых объектов учета.

До начала проверки инвентаризационная комиссия получает последние к моменту инвентаризации приходные и расходные документы.

В ходе инвентаризации комиссия выявляет фактическое наличие имущества, сведения о которых записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, составляемые не менее чем в 2 экземплярах. Проверка проводится обязательно в присутствии материально ответственного лица.

Годовая инвентаризация в ООО «Стройка» начинается с инвентаризации ТМЦ.

Перед началом процесса пересчета товарно-материальных ценностей организации заполняется автоматически и распечатывается из 1С: Бухгалтерия документ «Инвентаризация товаров на складе», в котором указывается наименование ТМЦ, количество по учету, артикулы, цена и суммы.

В процессе инвентаризации товарно-материальных ценностей в присутствии материальных ответственных лиц осуществляется полное переписывание, пересчет и взвешивание всего, что числиться на балансе. Фактические данные заносятся в документ «Инвентаризация товаров на складе». Данные по данному документу вносятся и обрабатываются в бухгалтерской программе, после чего выдается инвентаризационная опись по результатам инвентаризации с данными бухгалтерского учета и фактическими данными унифицированной формы № ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей» (Приложение М).


После того, как описи заполнены, определяются ТМЦ, по которым выявлены расхождения между фактическим наличием и бухгалтерскими данными. Все расхождения отражаются в сличительной ведомости формы № ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ» (Приложение Н).

Оформление сличительной ведомости осуществляется в двух экземплярах, один из которых передан на хранение в бухгалтерию, второй экземпляр находиться у материально ответственного сотрудника.

После проведения процесса бухгалтерской сверки инвентаризационная комиссия проводит тщательный анализ полученных результатов, и выявляет причины появление излишков и недостач. Результаты заседания комиссии оформляется в виде заключительного протокола.

Последнее слово в процедуре инвентаризации имеет руководитель организации, который подписывает результаты и приказ, утверждающий результаты проведенной сверки.

Инвентаризация основных средств проводится раз в три года.

До начала инвентаризации основных средств проверяется:

  • наличие и состояние инвентарных карточек, описей и других регистров аналитического учета;

  • наличие и состояние технических паспортов;

  • наличие документов на основные средства.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи, составленные по форме № ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств» (Приложение П), полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические показатели.

В процессе проведения инвентаризации в ООО «Стройка» расхождений с учетом не было выявлено, все объекты основных средств имеются в наличии и находятся в исправном техническом состоянии.

При годовой инвентаризации отдельный приказ о проведении инвентаризации денежных средств в кассе не требуется, поскольку инвентаризация денежных средств и денежных документов – часть общего процесса инвентаризации всего имущества и обязательств организации. А вот если проводится внеплановая инвентаризация кассы, к примеру, при смене кассира, при проверке остатка наличных в кассе, при выявлении хищений в кассе, руководитель должен издать приказ о проведении инвентаризации, указав в нем состав инвентаризационной комиссии и причину инвентаризации. Инвентаризация кассы проводится по следующим направлениям:

  • инвентаризация наличных денежных средств в кассе;

  • инвентаризация денежных средств в пути.


Инвентаризация денежных средств в кассе производится в присутствии материально ответственного за денежные средства лица. Инвентаризационная комиссия пересчитывает деньги в кассе и сверяет их с остатком по кассовой книге. Во время инвентаризации комиссия также изучает кассовую книгу, отчеты кассира, ПКО и РКО и т.д.

Результат проверки оформляют актом форма № ИНВ-15 (Приложение Р). При годовой инвентаризации оформляется 2 экземпляра акта, при смене кассира – 3 экземпляра. Один экземпляр остается у кассира, сдающего наличные деньги, второй – у принимающего кассира, а третий передается в бухгалтерию. Акты подписывают все члены комиссии и лица, ответственные за сохранность ценностей.

Во время инвентаризации денежных средств в кассе операции по приему и выдаче денег не производятся.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банке, проводится путем сверки остатков сумм, отраженных на соответствующих счетах бухгалтерского учета, с выписками банка.

Расхождения, найденные при инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете в месяц проведения инвентаризации.

При недостаче очень важно правильно понять истоки проблемы. Недостачи и порчи отражают на дебете счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Излишек активов учитывают в составе прочих доходов организации по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В ходе инвентаризации проверяется не только имущество организации, но и все ее обязательства.

При инвентаризации финансовых обязательств в ООО «Стройка» проверяются кредитовые остатки по следующим счетам бухучета:

  • 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — долги организации по оплате приобретенных товаров (работ, услуг);

  • 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — в частности, суммы полученных авансов в счет предстоящих поставок;

  • 68 «Расчеты по налогам и сборам» — долги перед бюджетом;

  • 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — расчеты с ФСС по пособиям;

  • 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — задолженность перед работниками;

  • 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — суммы перерасходов по авансовым отчетам, подлежащие возмещению подотчетникам;

  • 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» — задолженность перед работниками не по зарплате;

  • 75 «Расчеты с учредителями» — в частности, долги перед участниками по выплате доходов;

  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».


Расчеты проверяются по каждому покупателю, поставщику, и т.д.

По данным, содержащиеся на счетах 60 и 62, в ходе инвентаризации комиссия выявляет:

  • задолженность, с которой контрагенты согласны,

  • несогласованную задолженность,

  • безнадежную задолженность, по которой срок исковой давности истек (3 года с момента образования), либо должник неплатежеспособен.

При проверке расчетов с контрагентами составляют акты сверки расчетов. На основании актов сверки с контрагентами составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17 Приложение С). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у комиссии.

Инвентаризация расчетов по налогам и сборам и по страховым взносам проводится на основании справок, выданных налоговым органом и внебюджетными фондами. Далее сверяются данные с учетом организации. Члены инвентаризационной комиссии обращают внимание на своевременность сдачи отчетности (т.е. декларирования задолженности) и перечисления средств. При обнаружении задолженности по указанным счетам также обращается внимание на дату, когда она образовалась.

По расчетам с персоналом в первую очередь инвентаризируется оплата труда – сверкой первичных ведомостей с данными бухгалтерских регистров, устанавливается правильность данных. 

Инвентаризируя средства, выданные под отчет, обращают внимание на:

  • соблюдение сотрудниками порядка возврата выданных сумм, сдачи авансовых отчетов;

  • соблюдение порядка выдачи – деньги должны выдаваться только сотрудникам, внесенным в соответствующий приказ;

  • соблюдение порядка использования выданных средств – не передавались ли они после выдачи под отчет другому лицу.

Подотчетные суммы выдаются по распоряжению директора или по заявлению подотчетного лица на каждую сумму. Эти документы подлежат обязательной проверке.

При сверке расчетов с работниками организации нет невыплаченных сумм по оплате труда, а также иных сумм.

Выявленные при инвентаризации расхождения между физическим наличием активов, обязательств и данными бухгалтерского учета отражаются проводками, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Бухгалтерские записи по отражению результатов инвентаризации активов и обязательств.




Документ-основание

Содержание хозяйственной операции

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

Акт инвентаризации ИНВ-15

Обнаружена недостача денежных средств в кассе

2000

94

50

2

Справка бухгалтерии

Отражена сумма недостачи денежных средств, подлежащая взысканию с виновного работника организации

2000

73

94

3

Приходно-кассовый ордер

Виновник вернул недостающую сумму денежных средств в кассу

2000

50

73

4

Сличительная ведомость ИНВ-19

Выявлена недостача ТМЦ

1500

94

41

5

Распоряжение директора

Списание недостачи в пределах норм естественной убыли


1500

44

94

6

Платежное поручение, акт ИНВ-17

Неверно перечисленные денежные средства поставщику

5000

76

51

7

Платежное поручение

Возврат неверно перечисленных денежных средств от поставщика

5000

51

76

8

Справка бухгалтерии, акт ИНВ-17

Списание дебиторской задолженности с истекшим сроком давности

4000

91

62



Заключение

За период учебной практики изучено ведение бухгалтерского учета в ООО «Стройка». В организации бухгалтерский учет соответствует всем нормам и требованиям.

За период практики изучены первичный учет и порядок начисления заработной платы, источники формирования и бухгалтерский учет собственного капитала в организации, а также изучены порядки проведения и основные формы документов по инвентаризации.