Файл: Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 648

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.

Содержание


Введение 3

1.Принцип концепции формирования умственных действий и понятий 4

2.Этапы формирования умственных действий по П.Я. Гальперину. 8

Заключение 10

Список источников и литературы 11



Введение


Пётр Яковлевич Гальперин (1902 - 1988 гг.) является выдающимся отечественным психологом. Он известен своими исследованиями в области психологии мышления и психологии обучения. Гальперин разработал уникальную методику обучения - метод действенного обучения, который стал широко применяться в образовательной практике. Он также изучал вопросы психологии личности и социальной психологии. В 1976 году Гальперин был удостоен звания Героя Социалистического Труда за свой вклад в развитие науки и образования.

П.Я. Гальперин сформулировал и экспериментально обосновал положение о поэтапном формировании мыслительных процессов, которое осуществляется в процессе обучения. Оно состоит в том, что каждое новое знание формируется на основе ранее усвоенного путем интеграции с ним. Поэтапное развитие мыслительных операций предполагает использование трех основных принципов: постепенности, преемственности и опосредованности. Обзор теории поэтапного развития Гальперина - формирование мыслительных действий и понятий основано на представлении о том, что психическое развитие происходит в ряд фаз, каждая из которых надстраивается над предыдущей. Теория выделяет пять фаз психического развития, которые характеризуются различными мыслительными действиями и представлениями. Эти фазы включают сенсомоторную фазу, перцептивную фазу, фазу формирования понятий, обобщающую фазу и систематическую фазу.

Цель контрольной работы - проанализировать  теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи контрольной работы:

  • изучить принципы концепции формирования умственных действий и понятий;

  • выявить этапы формирования умственных действий по П.Я. Гальперину.
  1. Принцип концепции формирования умственных действий и понятий


Одной из более популярных концепций в педагогической психологии является теория поэтапного формирования умственных действий, которая создана П.Я. Гальпериным. Данная теория предусматривает учение как систему конкретных видов деятельности, в ходе которых образуются новые знания и умения. Известно, что основополагающими «единицами» деятельности являются действия. Поэтому основной акцент в ней делается на анализ освоения действий, а знания описываются как образования,
производные от действий и качества их освоенности1.

Следует указать, что данная теория П.Я. Гальперина вытерпела стремительное движение и выдержала в конкуренции понимании, а также перевоплотилась из общей схемы в оригинальную, довольно конструктивную концепцию освоения. Эта теория включает в себя четыре взаимосвязанные части: положение об ориентировочной деятельности как сущностной характеристике психики и предмете психологии; положение об эволюции человеческой психики, филогенезе, антропогенезе и онтогенезе как составных частях эволюционного процесса; положение о формировании умственной деятельности человека; положение о видах и формах познавательной сферы.

Данная теория рассматривает учение в виде системы определенных видов деятельности, в процессе выполнения которых, исполнитель приобретает новые знания и умения или формируются новые качества у ранее приобретенных знаний и умений. Освоение новых знаний и умений может происходить в различных видах деятельности, не только в процессе обучения. Главной особенностью является то, что учебная деятельность специально организована для усвоение нового опыта, но в других случаях усвоение проходит параллельно реализации других целей и задач2.

Учением называется усвоение в условиях определенной организации процесса либо человеком, либо прибегая к помощи специализированной для этого программы. Само же учение имеет ряд отличительных признаков. Во-первых, процесс усвоения является основным и направлен на приобретение новых знаний и умений или на совершенствование уже имеющихся. Во-вторых, процесс происходит в специально организованных условиях. Учение в психологии рассматривается как один из основных видов деятельности человека. В свою очередь каждый вид деятельности состоит из действий, объединенных мотивом и обеспечивающих достижения цели самой деятельности. Для выполнения анализа учения нужно выделить деятельность, которую необходимо выполнить для решения поставленной задачи, затем выделить слагающие действия деятельности, а после произвести структурный и функциональный анализ каждого слагающего. Значит, основным звеном данной теории выступает действие как единица деятельности самого учения3.

Учение, выступая в качестве деятельности обучаемого, включает в себя несколько видов действий с различной классификацией. Если поделить их по месту и функционалу, то одни выступают в роли предмета усвоения, а другие будут средствами усвоения. Если же выполнить подход со стороны их содержания, то действия подразделяются на две группы: общая (действия не зависимы от особенностей предмета) и специфические (отражающие особенности изучаемого предмета и их применение ограничено спецификой предмета).



При выполнении действия предполагается наличие у субъекта представлений как о самом действии, так и об условиях, при котором действие выполняется. Любое действие подразумевает под собой совокупность операций, выполняемых в заданной последовательности и в соответствии с определенными правилами. Последовательность выполнения операций составляет процесс выполнения действия.

В теории П.Я. Гальперина образы действия и среды самого действия объединяются в структурный элемент, имеющий название ориентировочной основой действия. Ориентировочная основа действия - это система условий, на которую опирается субъект при выполнении действия. Она может совпадать и не совпадать с объективно необходимой. Зачастую субъект учитывает объективно необходимые условия частично.

Под деятельностью понимается процесс решения задач субъектом, который порождается целью, на достижение которой он направлен. Действие же побуждается не целью, а мотивом деятельности, в состав которой они входят. Способы для осуществления действия называются операциями. Например, решение любой арифметической задачи будет деятельностью, если есть совпадение мотива и цели. То, что на одном этапе обучения является действием, то на другом этапе станет операцией. Однако, действие всегда может стать деятельностью и наоборот. Например, если учащийся первоначально выполнял задания без присущего интереса, им руководит лишь долг и обязанность обучаться, то процессом решения задания является выполнение учащимся действий. Но если учащегося на определенном этапе выполнения заинтересовали данные задания и у него появился интерес к их выполнению, то процесс решения станет деятельностью, в связи с тем что мотив сместился к цели и стал совпадать с ней. Если же учащийся пройдет данные этапы в обратном порядке, в период выполнения интерес к заданию пропадает, то учащийся совершит обратный переход - от деятельности к действию. Действие по выполняемому функционалу подразделяется на три части: ориентировочную, контрольную и исполнительную4.

Согласно гипотезе, выдвинутой П.Я. Гальпериным, умственные действия являются итогом преобразования внешнего материального действия во внутреннее действие, а результат переноса внешнего действия в план восприятия, представлений и понятий. В процессе переноса, который реализуется поэтапно, происходят изменения действия по параметрам. По каждому параметру действие характеризуется одним определенным показателем, а сочетание показателей по всем имеющимся параметрам дает представление о состоянии самого действия в целом.


Гальперин неоднократно выделял, что для формирования действия необходима строгая последовательность отработки этапов и на каждом из них - свойств действия. Данная последовательность связана с более высокой формой и образуется на основе предыдущей формы. Исследования, которые проходят уже более шестидесяти лет подтверждают верность суждения в выдвинутой гипотезе.

Принцип концепции формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина заключается в том, что все умственные действия и понятия формируются на основе действий с объектами, а не на основе простого употребления слов и образов в фразах. Главный акцент делается на активном взаимодействии человека с окружающим миром, при котором он учится понимать свои ощущения, формировать представления о свойствах и качествах объектов, а также развивать свою мыслительную деятельность и общение с другими людьми. Такой подход позволяет развивать умственные действия и понятия учащихся более эффективно, чем простая передача знаний и умений.

Принцип концепции формирования умственных действий и понятий подразумевает, что процесс обучения должен быть построен на основе систематического и последовательного представления нового материала, который связывается с уже известными понятиями и закономерностями. Важно, чтобы ученики понимали, как новый материал связан с их предыдущими знаниями и как его можно применять на практике.

Кроме того, принцип концепции формирования умственных действий и понятий подчеркивает важность практического опыта и обучения, основанного на решении реальных задач. Это помогает студентам лучше понимать, как применять свои знания и умения на практике и развивать свои умственные способности в процессе деятельности.

Важным элементом концепций Гальперина является активное использование знаний при решении задач. Он считает, что ученик должен активно взаимодействовать со знаниями, строить гипотезы, проверять их на практике и корректировать свои знания в процессе обучения.

Таким образом, концепции формирования умственных действий и понятий Гальперина имеют большое значение для психологии обучения. Они помогают лучше понимать механизмы усвоения знаний и разработать более эффективные методы обучения.


  1. Этапы формирования умственных действий по П.Я. Гальперину.



П.Я. Гальперин выделяет следующие этапы формирования умственных действий:

1. Предъявление образца. На этом этапе ребенку показывают, как выполнять задание, демонстрируют образец правильного решения.

2. Обучение действиям. Ребенок начинает практиковать выполнение задания, используя инструкции и подробные объяснения.

3. Закрепление действий. Ребенок начинает выполнять задание самостоятельно и повторять его, чтобы закрепить умственные действия в памяти.

4. Создание обобщенных действий. Ребенок начинает применять умственные действия в других ситуациях и находить общие принципы, которые можно применять к различным задачам.

5. Контроль и корректировка. Ребенок научится контролировать свои умственные действия и корректировать их, если необходимо, чтобы достичь оптимальных результатов.

Особое место в концепции поэтапного формирования умственных действий занимает учение об ориентировочной основе действия (ООД). ООД складывается на этапе, когда ученик еще не приступает к выполнению задания. Тем самым качество будущего действия (понятия) в значительной мере определяется в самом начале обучения характером выработанной его ориентировочной основы.

Исходя из этого ученый выделил три типа ООД, которые были положены им в основу типологии учений. Типология ООД строилась им в опоре на три критерия: степени полноты, меры обобщенности и способа получения ориентировочной основы. По степени полноты ООД может быть полная и неполная - полнота ориентировочной основы определяется наличием в ней сведений обо всех операциях действия. Обобщенность ООД (обобщенная - конкретная) характеризуется широтой класса объектов, к которым применимо данное действие. По способу получения ООД может быть самостоятельно построенной и заданной другим (учителем)5.

Типология ООД (Объектно-ориентированного дизайна) по П.Я. Гальперину включает в себя три типа объектов:

1. Объекты предметной области - это объекты, которые являются представлением реальных объектов или понятий в предметной области. Они характеризуются своими свойствами и методами.

2. Объекты интерфейса - это объекты, которые представляют пользовательский интерфейс, через который пользователь взаимодействует с приложением. Они могут содержать элементы управления