Файл: 2. Молодежная социальная политика на современном этапе развития общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, в современной социально-политической системе роль государства, его структур на федеральном и региональном уровнях в реализации политики по отношению к молодому поколению занимает доминирующее положение.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

- обеспечения преемственности поколений, стабильного развития общества и глобальной конкурентоспособности страны через активную социализацию молодежи: создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;

- содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

- воспитания и образования молодежи;

- реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

- использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;

- создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

Государственная молодежная политика в современных условиях должна рассматривать исключительно, как механизм управления процессами социализации молодежи в интересах самого государства, его поступательного и непрерывного развития.
3. Особенности социальной работы с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации
В соответствии с Федеральным законом №195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года, в России создана и действует государственная система социальных служб, направленная на оказание помощи различным категориям населения, нуждающимся в поддержке.

В отношении молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, существует целый ряд нормативных документов, прежде всего, это Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года, направленный на индивидуальную профилактическую работу с подростками и молодежью.

Система социального обслуживания молодежи в целом регламентирована Инструктивным письмом Министерства образования РФ от 30 сентября 2002 года №3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» и примерным положением «Об учреждении органов по делам молодежи», разработанным в 2005 г. Департаментом государственной молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России.


Однако сложность такой социально-демографической группы как молодежь, заставляет искать дальнейшие пути учета ее потребностей и интересов, дифференциации спектра услуг с целью улучшения положения молодежи в нашей стране.

Понятие «трудная жизненная ситуация» прочно вошло в оборот специалистов, работающих с населением. Так, в соответствие с федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены следующие группы детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Аналогичного юридического определения в отношении молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не существует, и правовой статус молодых людей старше 18 лет определяется на общих основаниях для граждан РФ, получающих различные виды льготного обслуживания.

Исходя из анализа существующей социальной практики и тенденций социального развития в Российской Федерации, под трудной жизненной ситуацией молодых людей следует понимать такую ситуацию, при которой у молодого человека нарушен процесс нормальной позитивной интеграции в полноценную жизнь общества, и, прежде всего в жизнь местных сообществ.

Данное утверждение согласуется также и с мировой практикой определения молодежи в трудной жизненной ситуации и направления усилий по преодолению данной ситуации через интеграцию в жизнь местных сообществ: «Поддерживая и стимулируя участие молодежи в общественной жизни, местные и региональные власти способствуют социальной интеграции молодежи, помогая ей не только справиться со своими проблемами и трудностями, но и с вызовами современного общества, в котором зачастую доминируют обезличенность и индивидуализм».



В проекте «Шаг навстречу» Стратегии государственной молодежной политики выделяются следующие приоритетные группы молодежи в трудной жизненной ситуации:

- Молодые люди с инвалидностью;

- Сироты и выпускники интернатных учебных заведений;

- Молодые люди, покидающие воспитательные колонии и специальные учебно-воспитательные учреждения;

- Молодые люди, живущие с ВИЧ-инфекцией;

- Молодые люди мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы;

- Молодые люди, злоупотребляющие психоактивными веществами;

- Молодые одинокие матери (молодые одинокие родители).

Каждая из названных групп предполагает наличие общих оснований для успешного процесса их интеграции в общество и наличие специфических подходов повышающих эффективность данного процесса. Необходимо принимать срочные меры в отношении молодежи, находящейся в трудных жизненных ситуациях. В настоящее время эта категория молодежи оказалась в социальной изоляции, а ее количество имеет тенденцию к увеличению.

В современных российских условиях уже существует ряд определенных структур для обеспечения социальной помощи и поддержки в отношении молодежи в возрасте от 14 до 18 лет, в частности, защита прав и интересов лиц 14-18 лет, утративших по различным причинам попечение со стороны родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которые обязаны подбирать для них формы устройства, то есть обеспечивать их интеграцию в жизнь общества. Однако, во-первых, существующие структуры далеко не всегда оказывают молодежи в возрасте 14-18 лет эффективную помощь в преодолении трудной жизненной ситуации; во-вторых, как отмечается в специальных исследованиях, значительная часть воспитанников государственных учебно-воспитательных учреждений не готова к самостоятельному решению большинства жизненных ситуаций, а значит и к реализации молодежных инициатив.

Так, например, по данным Российского детского фонда, в течение года после выхода из сиротских интернатов треть выпускников становится преступниками, пятая часть не имеет определенного места жительства, каждый десятый совершает самоубийство. Данный факт свидетельствует о недостаточном развитии механизмов социального сопровождения молодежи в трудной жизненной ситуации после достижения ею 18 лет. Интеграция в жизнь общества молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, если ее осуществлять без подготовки, может нанести ей глубокие психологические травмы и еще больше увеличить пространство отчуждения. Интеграционные процессы обязательно должны быть связаны с процессами развития личности молодого человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Необходимо осуществлять постепенную интеграцию молодежи в трудной жизненной ситуации в жизнь общества, в первую очередь, формировать готовность молодежи интегрироваться в общество и готовность местных сообществ интегрировать молодежь в трудной жизненной ситуации. В настоящее время молодежь испытывает огромный дефицит в учреждениях и структурах, способных содействовать им в преодолении трудных жизненных ситуаций. В связи с этим важно увеличение количества таких организаций и структур, которые способны оказывать ей мобильную социальную помощь по интеграции в общество, чрезвычайно важны консолидация усилий государственных и общественных организаций, работающих с молодежью в трудной жизненной ситуации, и повышение качества их работы. Высокая степень интегрированности молодежи в трудной жизненной ситуации - жизненная устойчивость. Ее могут характеризовать следующие качественные характеристики - повышение уровня образования,
трудовая занятость, семейное благополучие, - которые придают устойчивость процессам интеграции молодежи в трудной жизненной ситуации. Они позволяют молодежи в трудной жизненной ситуации реализовать потребность в создании семьи; построить индивидуальную траекторию образовательного, профессионального и карьерного роста; принять деятельное активное участие в социальном служении и процессах самоуправления. Рассмотрим приоритетные направления интеграции разных групп молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации: . Приоритетные направления интеграции молодых инвалидов Стратегии государственной молодежной политики РФ В настоящее время российская молодежь в целом испытывает большие трудности в социализации, интеграции и самореализации. В отношении любого молодого человека важно вести интеграционную работу, касающуюся его межличностных отношений, образования и профессиональной деятельности. Однако особо внимание следует уделить категориям молодежи, которые имеют слишком низкие стартовые возможности для вхождения в полноценную жизнь общества, и которые без общественно-государственной поддержки не смогут интегрироваться в обществе. Молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются одной из наиболее незащищенных категорий населения в современном российском обществе. Если по отношению к детям-инвалидам или пенсионерам государство и общество проявляет хоть какое-то внимание, то молодых инвалидов как будто и не существует вовсе. Если уж молодым людям без серьезных физических ограничений непросто найти свое место в жизни, то что можно сказать в отношении молодых инвалидов 1-й и 2-й группы? А ведь эти люди всеми силами своей души стремятся влиться в 13 окружающую их жизнь общества, стать полезными, а кому-то даже необходимыми. Сегодня в стране не сформированы достаточные условия, позволяющие любому человеку, имеющему ограничения здоровья, самостоятельно реализовать свои возможности. В первую очередь и в большей мере это отражается на молодых людях. Важнейшими задачами в работе с этой категорией молодежи: вывести эту группу из статуса потребителя бюджета в статус нормального налогоплательщика; сократить, а затем и ликвидировать разрыв стартовых возможностей при вхождении обычного молодого человека, и молодого человека с ограничениями здоровья, в зрелую жизнь; уже на ранних стадиях возрастного общения убрать основания для возникновения дискриминации и создать условия равноправного участия в любых повседневных отношениях, что объективно нивелирует различия, вызванные ограничениями здоровья, и снимет психологический дискомфорт, вызывающий негативную реакцию на данную социальную группу.


Молодые люди, инфицированные ВИЧ. В настоящее время недостаточное внимание уделяется общим вопросам профилактики СПИДа в группах молодежи ТЖС, в том числе в том, что касается права людей на информацию о путях передачи ВИЧ и способах лечения. Опасность заражения ВИЧ существенно возрастает в колонии или в других местах содержания под стражей, где рано или поздно оказывается весьма значительная часть российских наркопотребителей, большая часть которых - молодежь в возрасте до 30 лет. ЛЖВС, которые отваживаются открыто заявить о своем ВИЧ-статусе, дискриминируются в доступе к работе и государственным социальным услугам и подвергаются стигматизации и нарушениям. Не в последнюю очередь это связано с распространенным заблуждением, что ВИЧ передается при бытовом контакте.

Именно низкий уровень знаний основных фактов о ВИЧ/СПИДе служит важным фактором дискриминации и стигматизации ЛВС, о широком распространении которых в России свидетельствуют многочисленные источники. По данным Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом в Российской Федерации сегодня зарегистрировано инфицированных вирусом иммунодефицита более 30 тысяч человек, в том числе более 10 тысяч детей. Особенно стремительны темпы распространения ВИЧ-инфекции среди наркоманов: частота выявления ВИЧ-инфекции составляет 73 на 1000 обследованных, при этом в 90% случаев такой ВИЧ- инфицированный является «внутривенным» наркоманом. В последние годы в России начала формироваться новая группа социального риска, которая способствует возникновению инфекций, преимущественно передаваемых половым путём. Оперативный эпидемиологический анализ показал, что с 2003г. впервые с начала регистрации эпидемии, половой путь стал ведущим среди причин заражения ВИЧ-инфекцией. Группы «раннего риска» - это дети и подростки, как 15 правило, рано начавшие половую жизнь, употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся проституцией. Последние в России в возрасте 11- 24 года составляют примерно 480 тысяч человек.

Молодые люди, злоупотребляющие психоактивными веществами Показатель наркотизации несовершеннолетних и молодежи в Российской Федерации, в соотнесении с темпами урбанизации, роста мобильности трудовой жизни, глобализации стиля жизни, интенсификации информационного обмена и роста риска психологического стресса, в целом не отличается от наркотизации молодежи в экономически развитых странах на аналогичной стадии их социально-экономического развития, более того, по своим масштабам - в России ниже. Значительно выше наркотизации алкоголизация молодежи в России.