Файл: Реферат по теории и практике эффективного речевого общения Особенности восприятия информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отличается от обычного восприятия человеком неодушевлённых предметов и явлений и имеет свои, специфические законы. Восприятие человека человеком зависит от отношения воспринимающего человека к воспринимаемому, от обстановки, в которой происходит процесс восприятия, от психологического состояния воспринимающего и воспринимающего лица, от прошлого опыта воспринимающего лица и от многих других факторов, которые не действуют или действуют ограниченно при восприятии физических объектов. На восприятие человека человеком влияет профессиональная принадлежность воспринимающего и воспринимаемого лица, их положения в обществе, некоторые другие социально-психологические факторы.
1.4 Принципы восприятия информации
Группа психологов, вместе с Максом Вертгеймером, немецким психологом и основоположником гештальтпсихологии, сформулировали законы (принципы) восприятия, которые стали теоретической основой гештальтпсихологии. Гештальт –  актуальная в данный момент мысль, намерение, желание или чувство. Дословно с немецкого означает «фигура». 

Принцип близости: элементы, которые близки друг к другу в пространстве и во времени и кажущиеся нам объединенными в группы, мы воспринимаем совместно.

Принцип непрерывности: существует тенденция следовать в направлении, позволяющим связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или определенную ориентацию.

Принцип сходства: подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы. 

Принцип замыкания: существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.

Принцип простоты (закон содержательности, принцип хорошей формы, закон прегнантности): мы воспринимаем и интерпретируем составные или сложные объекты как простейшую форму или объединение простейших форм.

Фигура-фон: мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигуру) и задний фон, на котором он проявляется. Объект более ярок, значим, заметен.
1.5 Восприятие как система высшей нервной деятельности
Улавливаемые глазом комбинации световых лучей, передаваемых в мозг в виде кодированных сигналов, мало что значат сами по себе. Ни один бит информации не поступает в мозг без предварительной обработки сенсорными рецепторами. Механизм, помогающий преобразовать информацию в знания об окружающем нас мире, называется перцепцией, т.е. восприятием.


Закономерности условно-рефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и для человека. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его высшей нервной деятельности. У человека, в отличии от животных существует две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия.

Таким образом, под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Это система конкретных непосредственно чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных. Мозг человека мгновенно опознаёт привычные объекты, под каким бы углом зрения они не находились. Например, книга будет восприниматься только как книга независимо от того, лежит она или стоит. Однако форма и размер зрительного образа книги, который воссоздаётся на сетчатке, не всегда будет одинаковым. Если держать книгу горизонтально вблизи глаз, то мы получим её образ укороченным и сужающимся в перспективе. Но "видим" мы её по-прежнему в виде прямоугольника, потому что мозг автоматически адаптируется к разным образам, которые может создавать книга. Это явление называется устойчивостью перцепции.

Второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека, которая имеет дело со словесными символами. Это система обобщённого отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

По данным советского психолога А.Р. Лурии, глухонемой, который не обучен речи, не способен абстрагировать качество или действие от реального предмета. Он не может формировать отвлечённые понятия и систематизировать явления внешнего мира по отвлечённым признакам.
1.6 Нарушения восприятия информации
Иллюзии – это ошибочное восприятие реальных предметов и явлений.
Они могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и другими. При определенных условиях возникают у большинства людей и могут вызываться физическими (восприятие ложки в стакане чай, кажущейся изломанной), физиологическими (раздвоение изображения предметов, если в момент восприятия надавить сбоку на глазное яблоко) и психологическими причинами (переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными).



Иллюзия Эббингауза: оптическая иллюзия восприятия относительно размеров. Два предмета равного размера могут выглядеть по-разному. Если один предмет расположить среди более мелких предметов, то он будет казаться крупнее, чем если такой же предмет расположить среди более крупных предметов.

Иллюзия Понцо:это оптическая иллюзия восприятия. Марио Понцо предположил, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. Он нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, наподобие уходящего вдаль железнодорожного пути. В итоге, горизонтальные линии воспринимаются разными.

Иллюзия Цельнера:оптическая иллюзия, которая заключается в том, что параллельные линии, пересеченные серией коротких диагональных отрезков, кажутся расходящимися.

Иллюзия Мюллера — Лайера:оптическая иллюзия, возникающая при наблюдении отрезков, обрамленных стрелками. Отрезок, обрамленный «остриями», кажется короче отрезка, обрамленного «хвостовыми» стрелками.

Галлюцинации – это ошибочное восприятие при отсутствии предмета. Галлюцинации встречаются при злоупотреблении спиртным, наркотиками, психостимулирующими средствами, медикаментами, при психических заболеваниях.

2. Способы представления информации
Восприятие и представление информации неразрывно связаны. Каждый человек старается выбрать именно тот вариант представления данных, который обеспечит их лучшее понимание. Различаемые типы представления описаны ниже.

Текстовая информация - передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

Числовая информация - в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

Графическая информация - в виде изображений, предметов, графиков.

Звуковая информация - устная или в виде записи и передачи лексем языка.

С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация, когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением.

Так, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. А образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка. 

3. Психотипы личности по способу восприятия информации
По способу восприятия были выделены следующие психотипы личности: визуал, аудиал, кинестетик и дигитал. Рассмотрим их подробнее.

Визуалы - воспринимают информацию через визуальный канал, для них важна внешняя атрибутика, мир они оценивают по критериям красиво/некрасиво, этому типу важна внешняя картинка. Они одеваются ярко, но часто неудобно. Запоминают информацию через зрительный контакт. Не любят прикосновения. В лексиконе содержатся слова: «кажется», «красиво», «яркий», «привлекателный», «приглядеться», «осмотреться». Мотив – красиво.

Аудиалы - воспринимают окружающий мир через звук. Часто обладают хорошими музыкальными данными. В диалоге немного наклоняют тело вперёд, чтобы "лучше слышать" собеседника. Часто имеют громкий, звонкий, выразительный голос. Они любят поговорить, если спросите: "Как дела?", в ответ услышите длинный с жизненными историями. Запоминают информацию аудиально. В речи используют слова: «тихий», «громкий», «слушать», «ритмичный», «разговор». Мотив - гармонично.

Кинестетики - воспринимают информацию через чувства, тактильные ощущения. Для них неважен внешний вид, главное - удобно. Кинестетику важны прикосновения, он постарается подойти ближе к вам, дотронуться, пощупать ткань вашей одежды. Этот тип любит запахи, вкусную, насыщенную и ароматную еду. В его доме, например, может быть беспорядок, но пахнут будет хорошо. Также отмечается присутствие приятных ковровых покрытий. В его лексиконе присутствуют слова: «чувствовать», «мягко», «тепло», «больно», «напряжение», «вкусно», «ароматно». Мотив - удобно.

Дигиталы - есть предположение, что они произошли от кинестетиков. Если последние чувствуют, то дигиталы знают. Они воспринимают информацию через цифры, схемы, ищут во всем смысл, особое значение. Прикосновения не любят. В их поведении нет ничего лишнего. Очень любят рассуждать, говорить с самим собой. Слова для них имеют большое значение, очень контролируют речь. Хорошо работают с документами. Важна полезность и целесообразность выполняемого. Мотив - функциональность.

Однако стоит заметить, что "чистые" типы редко встречаются, поскольку воспитание, окружающая среда и жизненные обстоятельства накладывают индивидуальный отпечаток на личность и могут сформировать в ней особые качества. Например, может быть кинестетик, который красиво одевается и воспринимает аудиальную информацию. Но в стрессовой или нестандартной ситуации человек отреагирует исходя из врожденных данных.

3.1 Как определить психотип личности с помощью языка тела
Невербальная коммуникация или же язык нашего тебя является самым достоверным источником информации. Каждое наше движение может о чем-то «рассказать» наблюдателю или же собеседнику.

Исследователи обратили внимание на взаимосвязь между процессами восприятия и обработки полученной информации с положением тела и неосознанными направлениями человеческого взгляда. Были отмечены специфические позы, часто повторяющиеся движения руками, примерно одинаковые типы дыхания и общность в направлении взгляда.

Для визуалов характерны быстрые жесты руками примерно на уровне лица и выше плечевой части. Плечи и голову, как правило, они держат прямо, тип дыхания – поверхностный и быстрый. Они очень часто направляют глаза наверх, можно часто отметить расфокусировку взгляда.

Кинестетика характеризуют общая расслабленность позы, неспешные жесты руками на уровне талии, наклоненность вниз головы, плеч и корпуса. Взгляд обычно опущен, речь неспешная с паузами, глубокое дыхание.

Для аудиалов характерны средние по всем параметрам показатели: спокойное дыхание в среднем темпе, жесты на уровне середины туловища, ритмичный, средней высоты голос, взгляд также на среднем уровне. Характеризует человека как аудиала и последовательное движение глазами вниз и сразу вправо, это явление называют внутренним диалогом.

Если научиться выявлять эти маркеры поведения как у одного человека, так и в группе собеседников, то можно получить возможность использовать это преимущество в соответствии с заданными целями. Зная, чем обусловлена реакция конкретного человека, можно усилить связь с ним при общении, либо наоборот полностью прекратить коммуникацию.
Заключение
Восприятие – процесс активный. Он развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.