ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное образовательное учреждение
Ростовской области
Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса
и дизайна имени В.В. Самарского
СРС
По дисциплине Налоги и налогообложение
По теме: «Налогообложение некоммерческих организаций»
Выполнила: студентка группы БУ-21
Пастушкова Дарья Сергеевна
Руководитель: Гришко С.С.
Волгодонск, 2023 год
Основные принципы и порядок налогообложения некоммерческих организаций У некоммерческих организаций получение прибыли не является главной целью деятельности. Они создаются для достижения социальных, благотворительных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в других целях, направленных на достижение общественных благ. Многие некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, но доходы от нее они обязаны направлять на осуществление своей уставной деятельности. В отношении НКО действовал принцип исключения их из числа налогоплательщиков, до момента введения гл. 25 НК РФ. В настоящее время эти организации являются плательщиками налога на прибыль, но из объекта налогообложения исключают отдельные операции, касающиеся их деятельности. Рассмотрим порядок налогообложения, а также обозначим те проблемы, которые возникают при исчислении налогов у некоммерческих организаций [11, с.150]. НКО ведут свою уставную деятельность за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений. Основная особенность этих средств заключается в том, что средства целевого финансирования направляются на строго определенные проекты (мероприятия), а целевые поступления - на ведение уставной деятельности некоммерческих организаций. К средствам целевого финансирования относится полученное и использованное по назначению некоммерческой организацией, имущество в виде: бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также субсидий автономным учреждениям; полученных грантов, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, НКО, иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на реализацию конкретных программ, связанных с деятельностью некоммерческих организаций [14, с.238]. Имущество, полученное от коммерческих организаций (российских и иностранных) и иностранных физических лиц, не является грантом для целей налогообложение. Поэтому НКО не включает в налоговую базу по налогу на прибыль бюджетные средства. А это значит, что и расходы, осуществляемые за счет средств целевого финансирования, не могут учитываться в целях налогообложение. Также в целях налогообложение при определении налоговой базы не учитывается в качестве доходов стоимость любого имущества, полученного от собственника бюджетного учреждения по решению органов исполнительной власти всех уровней. Не облагается налогом на прибыль организаций и имущество, безвозмездно полученное на ведение уставной деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями, негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности. В целях налогообложение прибыли в бюджетных учреждениях доходами от коммерческой деятельности признаются доходы, получаемые от юридических и физических лиц по операциям, связанным с реализацией товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также внереалезационные доходы. Доходы, полученные от оказания платных услуг, изначально направляются на покрытие расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности, а затем на уплату налогов в соответствии с налоговым законодательством. Оставшаяся часть прибыли полностью зачисляется в доход соответствующего бюджета и доводится до учреждения в качестве бюджетного финансирования. Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль организаций не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения [16, с.340]. Бюджетные учреждения ограничены в свободе распоряжения доходами от коммерческой деятельности. Поэтому средства, полученные бюджетными учреждениями от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в части, оставшейся после уплаты налога, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов. А доходы, получаемые от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, признаются доходами бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В сметах доходов и расходов бюджетного учреждения может быть предусмотрено два варианта финансирования расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств. Первый вариант - осуществлять финансирование за счет двух источников. Тогда в целях налогообложение принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). Однако в этой сумме для указанных целей не учитываются внереалезационные доходы. Второй вариант - в сметах бюджетного учреждения не предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств. Указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по коммерческой деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением этой деятельности. В п. 3 ст. 321.1 НК РФ указан подобный порядок учета общехозяйственных расходов бюджетного учреждения. Следует отметить, что перечень распределяемых расходов является закрытым, т. е. все другие расходы не подлежат распределению между источниками финансирования. Но Минфин России в письме от 15 октября 2008 г. N 03-03-06/4/72 счел данный порядок применимым и в отношении земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество организаций при условии, что предпринимательская деятельность ведется с использованием всего имущества [15, с.178-180]. Бюджетное учреждение может приобретать основные средства за счет средств от предпринимательской деятельности и использовать их в ней. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ возможность амортизировать эти средства в целях исчисления налога на прибыль у бюджетного учреждения имеется. В письме Минфина России от 3 октября 2003 г. N 04-20-05/3/74 говорится, что в случае приобретения основных средств за счет целевых поступлений, но используемых в предпринимательской деятельности, налоговым законодательством не предусмотрено распределение сумм начисленной амортизации между уставной и коммерческой деятельностью некоммерческой организации. Во избежание налоговых рисков не следует начислять амортизацию основных средств, если они одновременно используются в уставной и предпринимательской деятельности независимо от источника их приобретения. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации имущества, не являющегося амортизируемым налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией. Расходы же, учитываемые в целях налогообложение прибыли, должны отвечать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Убытки от реализации основного средства, которое эксплуатировалось в уставной деятельности, не направленной на получение дохода не соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и поэтому не учитываются в целях налогообложение прибыли [17, с.260]. Автономные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг, необходимых для реализации полномочий соответствующих государственных или муниципальных органов в пределах их компетенции в сферах, указанных в п. 1 ст. 2 Закона «Об автономных учреждениях». Если у бюджетного учреждения имущественная ответственность ограничена только находящимися в его распоряжении денежными средствами, то автономное учреждение отвечает по обязательствам не только денежными средствами, но и любым другим закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом, за исключением движимого и недвижимого, указанного в п. 4 ст. 2 Закона «Об автономных учреждениях». Собственник имущества (учредитель) автономного учреждения не вправе претендовать на получение дохода от деятельности такого учреждения и от использования его имущества, поскольку указанные доходы поступают в распоряжение учреждения. Имущество, переходящее НКО по завещанию в порядке наследования, суммы финансирования из бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на ведение уставной деятельности таких организаций, а также средства и иное имущество, которые получены на благотворительность, не облагается налогом на прибыль организаций. Поступления от собственников учреждения, использованные по целевому назначению, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций [9]. Некоммерческие организации могут формировать целевой капитал, что регламентируется Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". Целевой капитал некоммерческой организации формируется за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества управляющей компании, переданная некоммерческой организации в доверительное управление для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности данной организации. В связи с этим не подлежат налогообложению не только денежные средства, полученные НКО на формирование целевого капитала, но и средства, полученные НКО - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал. Все иные поступления НКО, не вошедшие в список необлагаемых в соответствии со ст. 251 НК РФ, подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль. В случае использования средств целевого финансирования не по назначению, некоммерческая организация, в соответствии со ст. 251 НК РФ, должна уплатить в бюджет налог на прибыль. Поэтому важным условием освобождения целевых поступлений от обложения налогом на прибыль является организация раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений [7]. Некоммерческие организации также являются плательщикам НДС согласно ст. 143 НК РФ. Целевые средства, получаемые НКО, не связаны с реализацией работ, выполнением услуг, поэтому целевые и членские взносы, пожертвования, гранты, бюджетные ассигнования и т. п. не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Отдельные некоммерческие организации освобождены от уплаты НДС. Не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложение): реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса; услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые учреждениями культуры и искусства, в том числе реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий [19, с.130]. НДС, уплаченный при приобретении имущества, услуг НКО, учитывается в стоимости этого имущества (услуг). Если имущество и приобретаемые работы и услуги некоммерческие организации используют как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях, то суммы налога принимаются к вычету, либо учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС или освобожденных от налогообложения. В учетной политике организация сама определяет способ отражения "входного" НДС. При отсутствии раздельного учета НКО теряет право на налоговый вычет "входного" НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в рамках коммерческой деятельности и использованным в операциях, облагаемых НДС. При реализации имущества НДС рассчитывается со всей суммы продажи. Но если у НКО имеется счет поставщика на приобретение этого имущества, где указан НДС, учитываемый в составе стоимости имущества, налог рассчитывается с разницы между продажной ценой с НДС и покупной ценой с НДС, что соответствует требованиям п. 4 ст. 164 НК РФ [21, с.274-276] 1.2 Особенности налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации Налоговая система представляет собой систему налогов, сборов, пошлин и иных платежей, взимание которых происходит в установленном законом порядке. Порядок установления и взимания налогов и сборов регулируется налоговым законодательством Российской Федерации, основным элементом которого является НК РФ. При формировании дохода некоммерческие организации имеют право на широкое использование таких источников финансирования, как: вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, целевые поступления от физических и юридических лиц. Такое право предоставляется некоммерческим организациям в обмен на обязанность создавать преимущественно общественные блага, оказывать социальную поддержку, реализовывать профессиональные, любительские, общественные интересы отдельных групп населения, и не распределять возможную прибыль между учредителями (участниками) некоммерческой организации (исключение составляют потребительские кооперативы). Порядок поступления вступительных и регулярных взносов участников некоммерческой организации определяется учредительными документами либо решением ее органов управления. Механизм регулярных поступлений от учредителей определяется учредительными документами некоммерческой организации. Если учредителем является государство, то средства поступают в некоммерческую организацию на основе нормативного финансирования. Нормативы формируются на таком уровне, чтобы некоммерческие организации имели возможность обеспечить возмещение эксплуатационных доходов, расширить материально-техническую базу, осуществить капитальный ремонт, произвести денежный расчет с работниками и др. Нормативное финансирование осуществляется на основе специальных расчетных показателей, которые наиболее полно отражают результаты функционирования той или иной некоммерческой организации. Некоторые расходы некоммерческих организаций вовсе не удается пронормировать. Поэтому использование нормативного метода не всегда способствует достижению высоких качественных показателей, а иногда порождает затратные методы достижения конечных результатов [22]. Добровольные взносы и пожертвования - особая часть доходов некоммерческих организаций, которые предназначены для выполнения уставной деятельности некоммерческой организации. Эти средства поступают от граждан, предприятий, организаций. Также к ним относятся и спонсорские средства, которые представляют особую форму оплаты рекламной деятельности. Использование средств жертвователей дает возможность некоммерческим организациям успешно решать проблему реализации экономических благ с достаточно высокими издержками производства, что способствует укреплению их позиций по сравнению с коммерческими организациями. Целевые поступления от физических и юридических лиц, предназначенные для выполнения конкретных программ - важный источник формирования доходов некоммерческой организации. Эти средства часто поступают в некоммерческие организации через благотворительные и иные целевые фонды. Такое выделение ресурсов широко используется во многих странах мира и известно как «система грантов». Значительное место в составе доходов некоммерческой организации занимает выручка от реализации товаров и услуг. Этот вид дохода может складываться из выручки от реализации продукции, создание которой представляет основную либо предпринимательскую деятельность некоммерческой организации [12, с.311]. Средства поступают в некоммерческие организации в денежной форме, в виде поставок оборудования, сырья, материалов, выполнения работ, оказания услуг (техническая помощь, консалтинг, менеджмент, маркетинг, подготовка и переподготовка персонала, юридические услуги и др.). Источники формирования дохода некоммерческой организации зависят от формы собственности, вида создаваемых благ, характера их предоставления потребителям. Для развития некоммерческих организаций, созданных и функционирующих в благотворительных целях, целях оказания содействия и развития, существенное значение имеют добровольные пожертвования и целевые поступления. В таких некоммерческих организациях добровольные пожертвования, целевые поступления составляют более 30 процентов годового дохода. Взносы участников, доход от платной реализации товаров и услуг, собственности и прав образуют около 70 процентов доходов некоммерческих организаций сферы культуры и досуга, более половины дохода образовательных, благотворительных организаций [13, с.238]. В России налоговый статус некоммерческой организации во многом зависит от ведения или отсутствия предпринимательской деятельности. Если некоммерческая организация осуществляет только основную, уставную деятельность, то она имеет право на льготы при уплате налогов. Вместе с тем это не означает, что некоммерческая организация полностью освобождена от уплаты всех налогов. В случае ведения предпринимательской деятельности некоммерческая организация обязана уплачивать налог на прибыль и налог на добавочную стоимость, а также другие налоги и сборы. Однако и в этом случае предусмотрены льготы, как для отдельных некоммерческих организаций, так и по отдельным видам их деятельности. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие, не запрещенные законодательством поступления.