Файл: Тренды цифровизации банков 2023 в каком направлении будут развиваться кредитные организации Российский рынок банковской цифровизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тренды цифровизации банков 2023

В каком направлении будут развиваться кредитные организации

Российский рынок банковской цифровизации

  • Ключевой тренд 一 замещение западных и американских систем и сервисов

  • Первоочередная задача 一 обеспечить непрерывность процессов

  • Информационная безопасность: новые подходы к оценке рисков и выбору решений

  • Борьба за кадры в области банковской цифровизации: как растут зарплаты

  • Сжатые сроки для проектов импортозамещения: сколько времени уходит на пилот

Основной фокус у банков стал концентрироваться не на развитии, а на стабильности. Стоит вопрос о стабильности систем вообще и о доступности приложений мобильных банков в частности. Для банков мобильные приложения — это важный канал коммуникации с клиентами, на котором они строили свое развитие и продажи продуктов.

В 2022 году добавились и некоторые новые тенденции. В частности, банкам пришлось столкнуться с массированными атаками на серверы, отключением провайдеров от крупных магистральных каналов, встраиванием вредоносного программного обеспечения, прекращением функционирования целого ряда защит зарубежных вендоров, появлением вредоносного кода в обновлениях ПО.

Задача ближайшего года — налаживание сотрудничества между ведомствами: Минцифры, которое отвечает за развитие цифрового канала всех отраслей, кроме финтеха; ЦБ РФ, который на базе Ассоциации «Финтех» (АФТ) сделал «песочницу» для создания новой платежной инфраструктуры. 

Сейчас активно развивается тема с цифровым рублем. Создание прототипа платформы цифрового рубля было завершено в декабре прошлого года. Планируется, что он станет еще одной формой денег в дополнение к наличному и безналичному рублю. Эмитент и оператор платформы цифрового рубля — ЦБ РФ, а клиенты открывают кошельки и проводят по ним операции через финансовые организации.

Карина- это в работу не вставляй, но сама для себя запомни. Зачем это государству? Во-первых, для повышения стабильности платежной инфраструктуры, перехода к онлайн-расчетам и созданию новых продуктов, например аккредитива между физическими лицами, а во-вторых, контроль за расходованием средств. До тех пор,
пока в обороте есть наличные деньги, они остаются практически невидимыми для государства, — это создает теневую экономику, из-за которой государство недополучает налоги в бюджет, и способствует коррупции.

И еще один важный тренд — это цифровые финансовые активы (ЦФА). С точки зрения технической реализации ЦФА напоминают криптовалюты: они выпускаются по технологии блокчейн с использованием принципа распределенного реестра, что обеспечивает высокую защищенность, прозрачность и надежность транзакций. Однако в отличие от большинства криптовалют ЦФА обеспечены реальными базовыми активами.

Можно однозначно сказать, что самое перспективное направление цифровизации банковской сферы сейчас — это разработка блокчейн-платформ и смарт-контрактов. С технической точки зрения все готово к их внедрению в деятельность кредитных учреждений.

Допуск граждан к ЦФА создает большие возможности для экономики шеринга (модель, в которой вместо приобретения товаров или услуг люди арендуют их или обмениваются друг с другом)

Банкам ЦФА интересны для расширения линейки продуктов инвестирования. Например, можно Банкам ЦФА интересны для расширения линейки продуктов инвестирования. Например, можно токенизировать дебиторскую задолженность (то есть превратить в цифровые токены-  это форма представления актива или ценности в блокчейне. ), кредитовать под залог ЦФА с использованием цифровых рублей, кредитовать под залог ЦФА с использованием цифровых рублей

Сейчас тот самый момент, когда создание технологии обогнало продуктовую разработку. Использовать технологию смарт-контрактов можно для удешевления транзакций при закупках товаров, услуг и материалов и повысить прозрачность процесса для надзорных органов. 

В 2023 г. будут создаваться платежные сервисы, которые позволят клиентам использовать нетрадиционные способы онлайн-оплаты. Некоторые банкиры видят много перспектив в модели банкинга на основе открытых интерфейсов – BaaS (banking as a service – «банк как услуга», B2B-услуга сдачи банками в аренду своей инфраструктуры). По мере запуска этих проектов можно ожидать нового всплеска интереса к сервисам подбора и агрегации финансовых продуктов, анализа и оптимизации расходов, построения индивидуальных моделей управления финансами и т. д.,



Цели и основные направления цифровизации финансового рынка на 2022–2024 годы.

Основные направления 2022–2024  годов сохраняют преемственность с  Основными направлениями 2018–2020 годов и были определены с учетом результатов опроса участников рынка о дальнейшем развитии финансовых технологий.

Также при их разработке были учтены документы стратегического планирования, в том числе:

  • Стратегия развития информационного общества в  Российской Федерации на  2017–2030  годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203;

  • Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208;

  • Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7;

  • Стратегия развития национальной платежной системы на 2021–2023 годы;

  • Проект Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов;

  • Проект Стратегии развития финансового рынка до 2030 года.

В рамках Основных направлений 2022–2024 годов Банк России ставит перед собой следующие цели:

    • повышение качества, доступности и ассортимента услуг на финансовом рынке, обеспечение возможности их предоставления в цифровом виде;

    • развитие конкуренции, поддержка внедрения инноваций на финансовом рынке;

    • снижение издержек при предоставлении услуг и сервисов на финансовом рынке;

    • снижение рисков, связанных с использованием на финансовом рынке новых технологий, в том числе в сфере информационной безопасности;

    • цифровизация взаимодействия Банка России с поднадзорными организациями.

Основными трендами года станут новые платежные решения, искусственный интеллект для скоринга и финансового мониторинга, улучшение голосовых помощников, low-code технологии и кибербезопасность. Дальнейшее развитие получит и удаленная идентификация клиентов по биометрии. Любой гражданин, сдав биометрию, должен иметь возможность без явки в офис получить продукты любого банка.


Таким образом, банковские тенденции в 2023 году и на последующие периоды с 2024 по 2030 годы для участников банковской отрасли будут связаны с глубоким влиянием технологических инноваций.