Файл: Чтение и использование факсимильных карт погоды Введение. 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтение и использование факсимильных
карт погоды
Введение.
1.
Гидрометеорологическая информация, поступающая на суда.
2.
Чтение факсимильных карт.
2.1.
Заголовок карты.
2.2.
Барический рельеф и барические образования.
2.2.1.1.
Тропические циклоны.
2.3.
Гидрометеорологические предупреждения.
2.4.
Фронты.
2.5.
Информация гидрометеостанций

ВВЕДЕНИЕ
Анализ аварийности мирового транспортного флота, постоянно проводи- мый Ливерпульской ассоциацией страховщиков, показывает, что, несмотря на современный уровень развитая навигаций, гибель судов из-за погодных усло- вий весьма велика.
От природных факторов зависит как безопасность плавания, так и эконо- мический эффект рейса. Известно, что прогнозы, получаемые, от береговых прогностических центров гидрометеослужбы, далёко не всегда удовлетворяют судоводителя. Причина в том, что при составлении прогнозов для судна не учи- тываемся "свежая" погода из района его нахождения. С большей достоверно- стью можно составить прогноз погода для себя на судне, имея грамотно про- анализированную карту погоды.
Методические указания предназначены для оказания помощи курсантам при выполнении практических занятий по разделу "Использование факсимиль- ных карт погоды для краткосрочных прогнозов" и судоводителям при чтении и анализе факсимильных гидрометеорологических карт.
В указаниях в основном рассмотрены факсимильные карты Токио как наи- более удачные, имеющие много полезной информации, в том числе и прогно- стической. Однако, пользуясь указаниями, можно успешно решать все задачи и используя другие факсимильные карты погоды: РМЦ Гуам, Пёрл – Харбор, Де- ли, Сан-Франциско, Кадьяк и т.д.
1. Гидрометеорологическая информация, поступающая на
суда
Сведения о погоде и состоянии моря, необходимые для решения вопроса о выборе курса следования или производстве работ в море, могут быть получе- ны из различных источников. Выбор источника определяется полнотой и точ- ностью помещенных в нем сведений, удобством и целями его использования, а также возможностей получения требуемых данных.
В настоящее время сложилась и регулярно действует мировая система гид- рометеорологического обслуживания мореплавания организованная усилиями метеорологических служб стран - членов Всемирной метеорологической орга- низации (ВМО). Текущей и режимной гидрометеорологической информацией судна обеспечивается не только в пределах своих прибрежных вод, но и по об- ширной акватории Мирового океана. Вся акватория Мирового океана разделена на зоны ответственности стран - членов ВМО за обеспечение гидрометеороло- гической информации судов, плавающих в океанах и морях.
Каждый региональный радиогидрометеорологический центр ведет переда- чи информации согласно расписанию, об изменениях которого регулярно опо- вещается путем публикация коррективов в извещениях мореплавателям.
На суда гидрометеорологическая информация может поступать в различ- ном виде:
В виде климатических гидрометеорологических пособий. По принципу ис- пользования гидрометеорологические пособия можно разделить на справочные и расчетные.


Справочные пособия содержат общие режимные сведения о гидрометеоро- логических параметрах, их повторяемости и вероятности наблюдения тех или иных значений. К таким пособиям можно отнести гидрометеорологические очерки лоций, гидрометеорологические карты и атласы физико-географических данных, атласы отдельных гидрометеорологических параметров (льда, темпера- туры, суммарных и постоянных течений, ураганов и т.п.), атласы гидрометео- рологических условий плавания судов морского флота, специальные пособия
(типа "Океанские пути мира"), гидрометеорологические обзоры.
Расчетные пособия позволяют определить или рассчитать по конкретным условиям и месту на определенный момент или период времени значение необ- ходимых параметров. Это таблицы и атласы приливных колебаний уровня и течений, расчетные таблицы волнения.
В виде метеорологических и морских бюллетеней. Составными частями этих бюллетеней являются:
Часть I. Штормовые предупреждения;
Часть 2. Обзор основных элементов приземной карты погода;
Часть 3. Прогнозы;
Часть 4. Анализы или прогнозы погоды международным кодом;
Часть 5. Выборочные судовые сводки;
Часть 6. Выборочные сводки с береговых станций.
Бюллетени чаще содержат первые три части, являющиеся, обязательными для передающих радиогидрометеорологических центров. Дополнительные час- ти 4-6 метеорологического или морского бюллетеня могут в него включаться; но, если они включены в бюллетень, то их не обязательно включать в том по- рядке, как это указано выше, они могут выпускаться и отдельно.
В виде сообщений с других судов о фактической гидрометеорологической обстановке в районе плавания (РДО) и собственных наблюдений за погодой и состоянием моря.
В виде специализированного обслуживания транспортных судов
(обслуживания судов по запросу и плавания судов по наивыгоднейшим в гид- рометеорологическом отношении путям).
В виде штормового предупреждения. Штормовые предупреждения пере- даются полным текстом на языке страны, составившей его, по-английски, или кодом.
Штормовые предупреждения содержат информацию о предстоящих в ближайшее время усилениях ветра и волнения до опасных для судоходства зна- чений и передаются гидрометеорологическими центрами не реже, чем через каждые 12 ч.
Информация о тропических циклонах передается каждые 2-3 ч. В некото- рых странах Европы, Северной Америки, в Японии и Австралии предупрежде- ния передаются радиостанциями незамедлительно по получении текста от ме- теорологической службы.
В тех случаях, когда в обслуживаемом районе шторма не ожидается, об этом сообщается в соответствующей части Метеорологического бюллетеня.


В виде факсимильных передач различных карт. Этот вид гидрометеороло- гической информации является наиболее информативным. Он характеризуется большим разнообразием, оперативность и наглядностью.
В настоящее время региональные гидрометеорологические центры состав- ляют и передают в эфир большое количество самых разнообразных карт. Ниже приводится список карт, наиболее информативных для нужд мореплавания.
• Приземный анализ погоды. Карта составляется на основе приземных метео- рологических наблюдений в основные сроки.
• Приземный прогноз погоды. Показывает ожидаемую погоду в указанном районе через 12, 24, 36 и 48 ч.
• Приземный прогноз малой заблаговременности. Приводится ожидаемое по- ложение барической системы (циклонов, антициклонов, фронтов) в при- земном слое на последующие 3-5 дней.
• Карта абсолютной топографии АТ500. На ней изогипсами представлены барическое и ветровое поля на высоте около 5,5 км. Составляются как фак- тические, так и прогностические карты на срок от 12 до 72 ч.
• Анализ поля волнения. Эта карта дает характеристику поля волнения по району (направление распространения волн, их высоту и период).
• Прогноз поля волнения. Показывает прогнозируемое поле волнения на 24 и
48 ч. (Направление волнения и высоту преобладающих волн)
• Карты анализа и прогноза температуры воды. На этих картах дан анализ и прогноз поля температуры поверхности моря за определенный период ос- реднения (пятидневки, декады).
• Карта относительной топографии OT
500
. На этой карте изогипсами пред- ставлено поле температуры воздуха на высоте около 5,5 км.
• Карта ледовых условий. Показана ледовая обстановка в данном, районе
(сплоченность, кромка льда, полыньи и другие характеристики) и положе- ние айсбергов.
• В последние годы в мореплавании все шире используются факсимильные карты нефелометрического анализа (карты погоды по данным спутников).
Все гидрометеорологические карты можно разделить на два основных класса: оперативные и режимные.
К оперативным относятся карты, которые содержат данные на конкретный момент времени: синоптические, ледовые, гидрологические и некоторые дру- гие.
Режимными являются климатические карты, содержащие многолетние средние или экстремальные гидрометеорологические параметры за какой-либо период (месяц, год и т.д.). Гидрометеорологические режимные карты часто на- зывают гидрометеорологическими картами или, более правильно, климатиче- скими (климатологическими) картами, а синоптические - картами погоды.
Карты погоды подразделяются на фактические и прогностические, при- земные и высотные.
Карты приземного анализа содержат данные о фактической погоде в ниж- них слоях атмосферы. Барическое поле на этих картах представлено изобарами

на уровне моря. Основные приземные карты составляют в сроки 00, 06, 12 и 18 ч. СГВ, кольцевые - за дополнительные сроки 03, 09, 15 и 21 ч.
Высотные карты, карты барической топографии, являются картами топо- графии стандартах изобарических поверхностей 850, 700, 500, 300, ... гПа. Они подразделяются на карты абсолютной (AT) и относительной (ОТ) топографии.
Все высотные карты составляются в сроки 00 и 12 ч СГВ.
Прогностические карты - это карты ожидающейся синоптической обста- новки. Они могут составляться на различные сроки: l2, 24, 36, 48, 72 ч. На при- земных прогностических картах, дается предполагаемое барическое поле, ука- зывается положение центра циклонов и антициклонов л фронтальных разделов.
На высотных прогностических картах указывается предполагаемое, будущее, высотное барическое (AT) и термическое (ОТ) поля.
Вспомогательные карты погоды, на которые наносятся сведения об от- дельных гидрометеорологических величинах или явлениях (карты волнения, температуры воды, ледовые карты и др.), могут составляться как за основные и дополнительные стандартные, так и за любые другие сроки наблюдения.
Карты погоды являются оперативными картами и служат основным сред- ством анализа и прогноза гидрометеорологической обстановки. Действенное использование этих карт возможно только при достаточно высокой гидроме- теорологической квалификации судоводителя.
Для построения бланков карт обычно используется стереографическая проекция с главным масштабом по параллели 60. Могут быть использованы также бланки меркаторской проекции (например, в метеорологическом центре
(МЦ) Пёрл-Харбора).
Масштабы бланков синоптических карт:
− для основных карт, охватывающих территорию, соизмеримую с, конти- нентами и океанами – 1 : 15 000 000;
− для карт полушарий и тропической зоны – 1 : 30 000 000;
− для дополнительных карт - кольцовок – 1 : 5 000 000 или 1:2 500 000.
Вспомогательные карты могут составляться на картах различного мас- штаба.
2. Чтение факсимильных карт.
2.1. Заголовок карты.
При чтении факсимильных гидрометеорологических карт первоначальную информацию штурман получает из заголовка карты.
Заголовок карты содержит следующую информацию:
− Тип карты;
− географический район, охватываемый картой;
− позывные гидрометеостанции;
− дата и время издания;

− дополнительные сведения.
Тип и район карты характеризуется первыми четырьмя символами, причем первые два характеризуют тип, а последующие два – район карты. Например,
ASAS – приземный анализ (AS – analysis surface) для азиатской части (AS –
Asia), FWPN – прогноз волнения (FW – forecast wave) для северной части Тихо- го океана (PN – Pacific North). Для факсимильных карт погоды Японии харак- терны следующие типы карт:
1. Карты анализа гидрометеообстановки.
− AS – приземный анализ (Surface Analysis);
− AU – высотный анализ (Upper Analysis) для различных высот (давлений);
− AW – анализ волнения/ветра (Wave/Wind Analysis);
2. Прогностические карты (на 12, 24, 48 и 72 часа).
− FS – приземный прогноз (Surface Forecast)
− FU – высотный прогноз (Upper Forecast) для различных высот (давлений).
− FW – прогноз ветра/волнения (Wave/Wind Forecast)
3. Специальные карты.
− ST – ледовый прогноз (Sea Ice Condition);
− WT – прогноз тропических циклонов (Tropical Cyclone Forecast);
− CO – карта температуры поверхности воды (Sea Surface Water Tempera- ture);
− SO – карта поверхностных течений (Sea Surface Current).
Для обозначения прайона, охватываемого картой, обычно используются следующие сокращения:
− AS – Азия (Asia);
− PN – Северная часть Тихого океана (Pacific North);
− JP – Япония (Japan);
− WX – Экваториальный пояс (Equator zone)
Четыре буквенных символа могут сопровождаться 1-2 цифровыми символа- ми, уточняющими тип карты, например FSAS24 – приземный анализ на 24 часа или AUAS70 – надземный анализ для давления 700 гПа.
За типом и районом карты следуют позывные радиостанции, передающей карту (например, JMH – Japan Meteorological and Hydrographic Agency). Во второй строке заголовка указывается дата и время составления карты. Дата и время приведены к Гринвичскому или Всемирному координированному време- ни. Для обозначения приведенного времени используются сокращения Z
(ZULU) и UTC (Universal Coordinated Time) соответственно, например,
240600Z JUN 2004 – 24 июня 2004 г., 06-00 по Гринвичу.
В третьей и четвертой строках заголовка расшифровывается тип карты и да- ется дополнительная информация.


Примеры заголовков карты:
Карта приземного анализа для азиатского района на 18-00 29 июня 2004 г. Всемирного координированного времени.
24HR SURFACE
PROG
Карта приземного прогноза для азиатского района выпущен- ная в 12-00 29 июня 2004 г. Всемирного координированного времени. Прогноз дан на 12-00 30 июня 2004 г. (24 часа).
ASAS JMH
291800UTC JUN.2004
SURFACE ANALYSIS
FSAS24 JMH
291200UTC JUN.2004
FCST FOR 301200UTC
2.2. Барический рельеф и барические образования.
Барический рельеф на факсимильных картах представлен изобарами – ли- ниями постоянного давления. На японских картах погоды изобары проведены через 4 гектопаскаля для давлений, кратных 4 (например, 988, 992, 996 … гПа).
Каждая пятая изобара, т.е. кратная 20 гПа, проведена жирной линией (980,
1000, 1020 …гПа). На таких изобарах обычно (но не всегда) подписано давле- ние. В случае необходимости, проводятся также промежуточные изобары через
2 гектопаскаля. Такие изобары проводятся пунктирной линией.
Пример изображения изобар на факсимильной карте.
Для определения давления в любой точке необхо- димо найти ближайшую “опорную” изобару (кратную
20 гПа) и, исходя из барического рельефа, определить значения двух ближайших обычных изобар. Давление в точке находится графическим интерполированием.
Так, ближайшая опорная изобара для точки А – 1020 гПа. Исходя из барического рельефа (антициклон, давление к точке А падает), соседние с т. А изобары равны 1016 и 1012 гПа. соответственно. С помощью графического интерполирования находим давление в т. А – 1013 гПа.
Барические образования на картах погоды Японии представлены циклонами и антициклонами. Циклоны обозначаются буквой L (Low), антициклоны – бук- вой H (High). Центр барического образования обозначен знаком «
×». Рядом указано давление в центре. Стрелка возле барического образования указывает направление и скорость его перемещения.

Примеры барических образований:
Существуют следующие способы обозначения скорости передвижения ба- рических образований:
− ALMOST STNR – практически неподвижный (almost stationary) – скорость барического образования менее 5 узлов;
− SLW – медленно (slowly) – скорость барического образования от 5 до 10 уз.;
− 10 kT – скорость барического образования в узлах с точностью до 5 уз.;
К наиболее глубоким циклонам даются текстовые комментарии. В тексто- вом комментарии дается характеристика циклона, давление в центре, координа- ты центра, направление и скорость перемещения, максимальная скорость ветра, а также зона ветров со скоростями, превышающими 30 и 50 узлов.
Пример комментария к циклону:
DEVELOPING LOW
992 hPa
56.2N 142.6E
NNE 06 KT
MAX WINDS 55 KT NEAR CENTER
OVER 50 KT WITHIN 360 NM
OVER 30 KT WITHIN 800 NM SE-SEMICIRCULAR
550 NM ELSEWHERE
− Характеристика циклона
-
DEVELOPING LOW
развивающийся ци- клон. Может также быть DEVELOPED LOW – развитой циклон;
− Давление в центре 992 гПа.;
− Координаты центра 56.2° N 142.6° E;
− Движется на NNE со скоростью 6 узлов;
− Максимальная скорость ветра 55 узлов вблизи центра;
− Графическое представление ветровых зон циклона: