Файл: Компоненты адаптивного (продуктивного) старения Компоненты неадаптивного старения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1.
| Компоненты адаптивного (продуктивного) старения | Компоненты неадаптивного старения |
Социально-психологические характеристики личности | Активная гражданская, социальная позиция в жизни. Созидательные действия. Нарабатывание социальных связей и контактов. Стремление к движению физическому, духовному и росту. | Социальная изоляция. Отсутствие желания к физическому движению и развитию. Нежелание поддерживать коммуникативные связи и участвовать в социальной жизни. |
Восприятие старости | Старость воспринимается как естественный закономерный период жизни каждого человека. Стабильное эмоциональное состояние. Позитивное мышлении. | Старость воспринимается как «смерть» и конец жизни. Чувство одиночества, брошенности, ненужности. Высокий риск к деструктивным мыслям, действиям. |
Физическая активность | Присутствие в жизни физической активности, посильные нагрузки, увлечение каким либо видом спорта, хобби. | Отсутствие в жизни физической активности, увлечений, нагрузок. Пассивный образ жизни. |
Профессиональная активность | Стремятся как можно дольше продлить свою трудовую профессиональную деятельность. | В силу ощущения ненужности и бесполезности теряют мотивацию продления трудовой деятельности. |
Интересы за пределами трудовой деятельности | Пожилые люди с адаптивным типом старения находят себе хобби, творчество, йога, хотьба, садовые увлечения (цветы). | Отсутствие интересов. А также отсутствие наполняющего отыдха. |
Условия и образ жизни | Благоприятные условия и активный образ жизни. Достаточная гигиена в быту, следят за здоровьем, занимаются вопросами профилактики, лечения и реабилитации. | Отсутствие желания следить за гигиеной личной и бытовой. Игнорирование вопросов здоровья. |
Эмоциональная и социальная изоляция | Выстраивают близкие, доверительные отношения с родственниками, младшими. Передают опыт поколений, семейные традиции, ценности. Исполняют роли «бабушки», «дедушки». | Отрезают семейные связи и контакты, не поддерживают связь сродственниками. Не реализуют роли «бабушки», «дедушки». Не передают семейные традиции, истории, опыт. |
Задание 2.
-
Мысли о быстротечности Времени, сожаления о прошлом (упущенном времени и возможностях), негативная оценка своих действий, личное самообесценивание, мысли о смерти. -
Воспоминания из прошлого имеют нечеткий (смутный) характер, негативное вспоминается легко и быстро. Период детства не запечатлился в памяти. Окружает чувство сожаления и тоски. -
Чувство одиночества и сожаления. Тревожное проживание периода угасания жизни. Неудовлетворение своей жизнью. Роптание на быстротечность времени, условий жизни. -
В данном случае наблюдаем неадаптивный тип старения. Можно представить два варианта развития событий:
- герой перестраивает жизненные стратегии на адаптивно-эффективные – занимается созидательным, позитивным, осознанным. Включается в социальную среду, физическую активность, восстанавливает близкие (когда то) контакты, связи, находит себе хобби, занятие увлечение хобби, круг людей по интересам (отличная возможность посмотреть – как проживают этот период другие люди).
- оставаясь в прежнем состоянии – грусть, тоска, депрессия.