ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание на 15 сентября.
ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ.
Данный теоретический материал понадобится для выполнения практической работы № 1.
В интернете найти макеты сообщений 02, 200, 202. Макет сообщения должен содержать служебную и информационную фразы. Перечертить макеты сообщений 02, 200, 202 в тетрадь.
Кодирование информации.
Цель кодирования – представить информацию в более компактной форме, что существенно упрощает подготовку сообщений, передачу их по каналам связи и обработку в ЭВМ. Объектами кодирования являются в первую очередь: станции, дороги, отделения, подвижной состав, поезда, грузы, грузоотправители (ГО) и грузополучатели (ГП). Для кодирования объектов используются нормативные документы – классификаторы.
Код станции в АСУЖТ состоит из шести цифр. Первые пять цифр – основная часть кода, шестая – контрольный знак. Первая и вторая цифры кода – есть порядковый номер сетевого района, которому принадлежит станция. Сеть разделена на 99 сетевых районов, нумерация которых возрастает с запада на восток. Три последующие цифры кода – порядковый номер станции внутри сетевого района. Для станций, открытых для грузовых операций, пятая цифра всегда ноль. Поэтому для них применяются упрощенные коды, состоящие из пяти цифр. Первые четыре цифры есть код единой сетевой разметки (ЕСР), а пятая – контрольный знак. Коды станций на участке возрастают в четном направлении. В каждом сетевом районе выделяется важнейшая станция, открытая для грузовых операций, имеющая на конце кода ЕСР два нуля. Например, станция Пенза-3 имеет код ЕСР 6300, Рузаевка – 6400, а Дема – 6500, Орск-сорт – 8100. Расчет контрольного знака кода станции выполняется по модулю 11. С помощью контрольного знака проверяется правильность записи кодов указанных объектов в сообщение. Он позволяет выявить следующие ошибки: искажение одной цифры, перестановка двух соседних цифр, перестановка двух любых цифр и прочие ошибки. Расчет контрольного знака. Контрольная цифра определяется как остаток от деления на число 11 суммы поразрядных произведений соответствующих цифр кодов ЕСР на 1, 2, 3, 4. Если остаток равен 10, то следует выполнить аналогичные расчеты
, но каждая цифра кода ЕСР умножается на 3, 4, 5, 6. Если и во второй раз остаток равен 10, то контрольная цифра принимается равной 0.
Пример расчета контрольного знака для кода станции 6573 (Кинель).
6 5 7 3
х 1 2 3 4
6+10+21+12=49 Сумма делится на 11: (49611=4 и остаток 5).
5 – есть контрольное число. Код станции Кинель с контрольным знаком 65735.
Код дороги. Дорога, как правило, занимает несколько сетевых районов. Так Куйбышевская дорога занимает 63, 64, 65 районы, Южно-Уральская – 80, 81, 82.За код дороги принимают номер первого их сетевых районов, входящих в нее.
Нумерация вагонов. Номер пассажирского вагона имеет 8-ми значную нумерацию. Первая цифра всегда 0. Недействующие механизмы и локомотивы имеют 7-ную нумерацию. Первая цифра всегда 1. Номер вагона грузового парка кодируется цепочкой из 8-ми цифр. В коде, кроме собственно номера, заложены также характеристики вагона. Первая цифра номера обозначает род вагона: 2 – крытые, 4 – платформы, 5 – вагоны, принадлежащие предприятиям других ведомств, 6 – полувагоны, 7 – цистерна, 8 – изотермические вагоны, 3 и 9 – прочие. К прочим, начинающимся с цифры 9, относятся муковозы, зерновозы, вагоны для транспортировки минеральных удобрений, платформы для автомобилей и др. Вторая цифра обозначает осность (0-8 – четырехосные, 9 – восьмиосные). Кроме того, она содержит информацию об основных технических характеристиках вагона (объем кузова, наличие дверных проемов – у крытых вагонов, длине рамы – у платформ, наличие люков, торцевых дверей – у полувагонов, объеме котла и специализации по роду груза – у цистерн и др.). Третья цифра содержит дополнительную характеристику вагона, например, подробную специализацию пищевых цистерн (молочная, спиртовая и др.). Четвертая, пятая и шестая не содержат характеристик вагонов и совместно с остальными цифрами служат для формирования номера вагона. Седьмая цифра содержит сведения о наличии у вагона переходной площадки (0-8 – нет, 9 – есть). Восьмая цифра – контрольный знак.
Метод расчета контрольного знака по модулю 10 позволяет обнаружить все ошибки, вызванные искажением одной цифры кода и большую часть двойных ошибок от перестановки соседних цифр. Расчет контрольного знака для номера вагона выполняется следующим образом. Все цифры номера, стоящие в нечетных позициях начиная слева, умножаются на 2 , а в четных на 1. Затем выполняется сложение цифр полученных произведений. Цифра, дополняющая последнюю цифру полученной суммы до 10, включая ноль – есть контрольный знак.
Пример расчета контрольного знака для номера вагона 6700151.
6 7 0 0 1 5 1
х 2 1 2 1 2 1 2
12 7 0 0 2 5 2
1+2+7+ 0+ 0+ 2+ 5+ 2 = 19 Контрольная цифра 10 – 9 = 1. Код вагона 67001511.
Характеристики вагона заложены в первой, второй, третьей и седьмой цифрах его номера. Вагоны, имеющие одинаковые цифры в указанных разрядах имеют одинаковую массу тары, длину и грузоподъемность.
Коды грузов имеют шесть знаков. Они содержатся в алфавитном списке Тарифного руководства. Две первые цифры кода указывают тарифную группу в Тарифном руководстве. Третья цифра – номер позиции в группе. Четвертая и пятая – наименование груза в позиции. Шестая цифра – контрольный знак, который рассчитывается по модулю 11 аналогично коду станции. Ниже приводятся коды отдельных грузов без контрольного знака. Трубы железобетонные – 25417; станки паросиловые – 35139; машины для землеройных работ – 35103; лошади – 06309; коровы – 06106; гречиха – 01801; пшеница – 01100; пшеничная мука – 50102; кукурузная мука – 50402; молоко – 55502; масло кукурузное – 55612; кислота серная – 48120; кислота азотная – 48111; газ углекислый сжиженный – 48714; бензин – 21100; керосин – 21204; уголь – 16111; железная руда – 14114; лесоматериалы – 08109.
Перевозка некоторых грузов требует охраны. К ним относятся, например: автомобили легковые – 38108, мебель мягкая – 12721, сахар – 52107, бензин – 21103, керосин – 21202, вино – 59101.
Коды грузоотправителей и грузополучателей имеют четыре знака. Для кодирования выделен диапазон номеров с 1001 по 9999. Порядок кодирования изложен в алфавитном списке наименований клиентуры. При этом каждой букве выделено определенное число номеров.
Нумерация поездов. Поезд идентифицируется номером и индексом. Номер поезда имеет четыре знака. Например, нумерация сквозных грузовых поездов 2001 -2998, пригородные поезда – 6001-6998 и т. д. Ввод индекса поезда связан с тем, что номер поезда неоднозначно его определяет. В пути следования поезд может поменять номер, а также имеются случаи повторения номеров. Индекс поезда сохраняется на всем пути его следования. Он имеет 10 знаков. Первые четыре цифры – код станции формирования (без контрольного знака), две последующие – номер поезда по порядку 01-99 (отправляемые поезда нумеруются по каждому направлению), последние четыре цифры – код станции назначения поезда.
Виды сообщений. Понятие макета сообщения.
Информация поступает в виде сообщений. Сообщения подразделяются на:
-
информационные, с помощью которых информация о различного рода объектах управления (состав поезда, поезд, локомотив и др.) и эксплуатационных событиях с ними (прибытие, отправление, смена локомотива, грузовые операции и др.) заносится в базу данных; -
корректирующие для внесения изменений в базу данных; -
сообщения запросы, которые посылаются пользователями для получения из системы различных справок, отчетов и др.
Каждое сообщение, поступающее в ЭВМ, имеет свою структуру, называемую макетом. Макету присваивается номер, по которому ЭВМ распознает, например, в какой массив базы данных следует поместить поступающую информацию, а также определяет программу ее первичной обработки (форматный и логический контроль).
Сообщения имеют служебный (один) и информационный блоки (может быть несколько). В служебном блоке передается, как правило, информация, относящаяся ко всему объекту, по которому передается сообщение, а в информационном блоке к отдельным составляющим объекта. Отдельные позиции блока называются словами.
Каждое слово имеет фиксированное число знаков, а также определенный диапазон их значений. Ошибки в структуре и содержании сообщения выявляются ЭВМ и приводят к непринятию сообщения и требованию повторного ввода.
Примеры информационных сообщений:
200 – отправление поезда со станции;
201 – прибытие поезда на станцию;
202 – проследование поездом станции;
203 – расформирование состава;
241 – погрузка вагона;
242 – выгрузка вагона;
1353 – перечисление вагона в группу неисправных.
Пример корректирующих сообщений:
09 – корректировка текста ТГНЛ по причине изменения состава поезда в пути следования (состав может измениться, например, по причине плановой отцепки/прицепки вагонов или отцепки вагона по технической или коммерческой его неисправности).
Пример сообщений запросов:
213 – запрос технологических документов на поезд, например ТГНЛ, СЛ;
212 – запрос документов о работе территориальных объектов дороги.
Структура сообщения 02 (ТГНЛ) и правила составления ТГНЛ.
ТГНЛ является основным информационным сообщением, так как служит основным
источником информации о подходе поездов, вагонов и грузов. ТГНЛ является передаваемой по каналам связи копией натурного листа. После отправления поездов со станции формирования ТГНЛ передаются в ДВЦ и накапливаются в виде отдельного массива в поездной модели дороги (ПМД). На дороге установлен перечень станций, куда поступают из ДВЦ ТГНЛ. Ими являются в первую очередь станции расформирования поездов, учета перехода поездов, смены локомотивов и локомотивных бригад. На перечисленные станции ТГНЛ поступает за 3-4 часа до прибытия поезда. Если поезд проходит станцию транзитом, то вместо ТГНЛ передается телеграмма – сводка ТГС (сообщение 01), которая содержит сведения о поезде в целом, итоговые данные о составе поезда и номера головного и хвостового вагонов.
Сообщение 02 состоит из служебной и информационной фразы. В служебной фразе помещается информация о поезде в целом, в информационной фразе – информация о каждом вагоне. При передаче в ЭВМ ТГНЛ обязательным является заполнение первых 11 полей служебной фразы. Остальные сведения о поезде рассчитывает ЭВМ.
Служебный блок:
-
если условная длина поезда менее 100, то впереди нее ставятся нули, аналогично, если вес поезда менее 1000 т. -
в графе «код прикрытия» проставляется код прикрытия наиболее опасного груза, перевозимого в составе поезда. Наиболее опасными являются грузы с кодом прикрытия 3,4,5,6,8,7,1,2. Нуль проставляется в случае отсутствия прикрытия. -
индекс негабаритности заполняется 4-х значным числом, включающим коды наибольшей степени нижней, боковой, верхней негабаритностей и вертикальной сверхнегабаритности в составе поезда. Нули проставляются в случае отсутствия негабаритности. -
при наличии в составе поезда «живности» проставляется код 1, иначе 0. -
в графе «маршрут»: 0 – поезд не является маршрутом и т. д.
Информационный блок:
-
информационная строка заполняется до последнего отличного от нуля показателя включая «Примечание». -
в графе «Код собственника и ….» в первых двух позициях проставляется код собственника вагона. Код равен 20, если собственником является Россия, 21 – Беларусь и т. д. В третьей позиции проставляется отметка о подшипниках: 0 – для подшипников скольжения, 1 – для роликов. -
масса груза в тоннах проставляется тремя цифрами, округленными до целых тонн по правилам округления. Для порожнего вагона масса груза проставляется 000. -
код станции назначения вагона имеет пять знаков. -
в графе «маршрут, нерабочий парк и т. д.» проставляются следующие коды: