ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 1/2020
ие и к е е ции
С 1 сентября 2013 года: Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Федеральный Закон об образовании № 273, вступивший в силу 1 сентября
2013 года, соответствует актуальным процессам и требованиям системы образования.
Основные принципы Закона об образовании РФ
1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне- специального и высшего образования;
2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
4. перевод процесса образования в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
Ключевые функции 273-ФЗ об образовании
1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
3. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
4. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
5. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
6. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
7. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
8. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли.
Типы образовательных учреждений в Российской Федерации
Дошкольные учреждения
Предшкола, ясли, детский сад
Общеобразовательные учреждения
учреждения начального общего образования
(начальная школа, прогимназия) учреждения основного общего образования (школа, гимназия, национальная гимназия, лицей, учебно-воспитательный комплекс, экстернат) учреждения среднего (полного) общего образования (школа с углубленным изучением предметов, профильная школа)
Учреждения профессионального образования
учреждения начального образования (ПТУ, профессиональный лицей, технический лицей) учреждения среднего образования (колледж, техникум) учреждения высшего образования (академия, институт, университет, федеральный университет, национальный исследовательский университет) учреждения послевузовского образования
(институт повышения квалификации по отраслям)
Лекция 2/2020
Пе г гиче к е п екти ие
Педагогическое проектирование (см. также англ. интерпретацию термина Instructional design) — это один из методологических подходов
современного
образования. Оно основано на осмыслении ценностей педагогических процессов и явлений; на ценностном согласовании педагогической теории с собственными мировоззренческими взглядами; на гармонизации социальных и личностных значений образования.
1.
Механизм разработки технологии в педагогической теории и практической деятельности. (Волынкин)
2.
Создание предположительных вариантов педагогической деятельности и прогнозирования ее результатов. (Седова)
3.
Это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, функция любого педагога.
Цель педагогического проектирования — создание педагогического процесса, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития; профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения.
Методологическое значение педагогического проектирования состоит в том, что проект обязательно предполагает ценностносмысловое значение поиска
неизвестных условий его осуществления, поиска внешних и внутренних латентных возможностей. Проект изначально ориентирует на инновацию, на эксперимент, на прогнозирование. При проектной деятельности возможна фактическая независимость результата от начальных ресурсов.
Принципы педагогического проектирования
o
Принцип человеческих приоритетов o
Принцип саморазвития o
Прогностичности o
Пошаговости o
Нормирования o
Обратной связи o
Продуктивности o
Культурной аналогии o
Саморазвития
Педагогический проект - Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течении заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации.
Исследователи заметили, что в отличие от технического или инженерного проекта, педагогический проект:
– во_первых, совершенствуется неоднократно;
– во_вторых, реализуется в динамической системе развития человеческих устремлений и взаимоотношений, и поэтому не может быть статичным и рассчитанным со стопроцентной вероятностью;
– в третьих, проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей.
Виды педагогических проектов:
Учебные проекты
Досуговые проекты
Проекты в системе профессиональной подготовки
Социально-педагогические проекты
Проекты личностного становления
Сетевые проекты
Международные проекты
Проект — это фактически социальная услуга, потребителем которой является государство. Для продвижения «услуги» необходимо соблюдение по крайней мере двух условий:
– позитивный педагогический опыт, общественное признание эффективности педагогической деятельности в каком-либо направлении.
– организационная и структурная стабильность, имеющийся педагогический имидж.
Принципы педагогического проектирования
o
Принцип человеческих приоритетов o
Принцип саморазвития o
Прогностичности o
Пошаговости o
Нормирования o
Обратной связи o
Продуктивности o
Культурной аналогии o
Саморазвития
Педагогический проект - Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течении заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации.
Исследователи заметили, что в отличие от технического или инженерного проекта, педагогический проект:
– во_первых, совершенствуется неоднократно;
– во_вторых, реализуется в динамической системе развития человеческих устремлений и взаимоотношений, и поэтому не может быть статичным и рассчитанным со стопроцентной вероятностью;
– в третьих, проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей.
Виды педагогических проектов:
Учебные проекты
Досуговые проекты
Проекты в системе профессиональной подготовки
Социально-педагогические проекты
Проекты личностного становления
Сетевые проекты
Международные проекты
Проект — это фактически социальная услуга, потребителем которой является государство. Для продвижения «услуги» необходимо соблюдение по крайней мере двух условий:
– позитивный педагогический опыт, общественное признание эффективности педагогической деятельности в каком-либо направлении.
– организационная и структурная стабильность, имеющийся педагогический имидж.
Лекция 3/2020
Пе г гиче к е п екти ие
Педагогическое проектирование – целенаправленная деятельность преподавателя по созданию проекта образовательного процесса, включающего замысел будущего процесса обучения, воплощенный в виде модели и реализующей ее технологии (цель, задачи, содержание обучения, организация деятельности субъектов образовательного процесса, управление деятельностью, контроль и коррекция результатов).
Проектная деятельность – это средство изменения педагогической действительности и обеспечения личностного роста преподавателя.
Педагогическое проектирование можно также рассматривать в качестве:
● специфического вида деятельности, направленного на создание проекта как особого вида продукта;
● научно-практического метода изучения и преобразования действительности практико-ориентированной науки;
● формы порождения инноваций, характерной для технологической культуры;
● определенной управленческой процедуры;
● отдельной технологии обучения;
● средства обучения.
Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.
Педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования.
Педагогические системы – целостное единство всех факторов способствующих достижению поставленных целей развития человека (малые, средние, большие, супербольшие)
Педагогический процесс – способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.
Педагогическая ситуация - составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.
Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.
ВИДЫ педагогического проектирования:
● социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;
● психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;
● образовательное проектирование, ориентированное на качество образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.
Уровни педагогического проектирования
1 Концептуальный
Концепция, модель, проект результата
Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня.
2 Содержательный
Положение (о научном или образовательном учреждении), программы
(образовательные, исследовательские, развития), государственные стандарты предполагает получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения.
3 Технологический
Должностные инструкции, организационные схемы управления, учебные планы, технологии, методики осмысляется как алгоритм действий в заданном контексте.
4 Процессуальный
Алгоритм действий, дидактические средства, программные продукты, графики учебного процесса, методические рекомендации
Связан с получением продукта, готового к практическому применению
Принципы педагогического проектирования
1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека
- участника подсистем, процессов или ситуаций - является главным.
2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
Выделяют три этапа (ступени) проектирования (Волынкин Валерий
Иванович):
I этап - моделирование;
II этап - проектирование;
III этап - конструирование.
Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей
(общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Технология педагогического проектирования — это стимулирование педагогов увидеть проблему и найти свой путь ее решения.
Имея высокую культуру педагогического проектирования, преподаватель ориентируется на инновационные действия, избегает шаблонов в рассуждениях и выборе педагогических средств.
Лекция 4/2020
П екти ие к к ы и п фе и ль -пе г гиче к
еятель ти. Мет п ект
В современной педагогике нет единой трактовки понятия педагогического проектирования. Сложность и многогранность этого феномена как механизма саморазвития профессионального сознания личности требуют интегративного подхода к его изучению.
Педагогическое проектирование способно стать источником новых знаний, а реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции преподавателя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся.
Метод проектов можно рассматривать как инновационный способ обучения, форму активизации обучения, которая соотносится с другими методами
(исследовательским, эвристическим, лабораторным). Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в педагогике в качестве одной из форм реализации в образовании инновационного исследовательского принципа: обучающиеся в процессе работы самостоятельно констатируют новые факты или приходят к новому выводу.
Метод проектов как исследование предполагает следующий алгоритм: постановка проблемы, выбор объекта, предмета, формулировка цели и гипотезы; логические действия, получение результата; оценка достоверности, новизны, значимости.
Метод проектов – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы (по особой технологии), которая должна завершиться реальным практическим результатом. Способ имеет прагматическую направленность на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению (cooperativelearning), предполагает решение какой-то
проблемы и предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интеграции знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологий, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть реальными (конкретное решение теоретической проблемы или практической задачи): доклад, реферат, проект закона, предложения по совершенствованию, преобразованию чего-либо, сценарий фильма и т. д.
Правила для преподавателя, решившего результативно работать с помощью метода проектов, были разработаны Ассоциацией Дальтон-план-школ
(Нидерланды). В соответствии с данными правилами преподаватель:
●самостоятельно выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов, никто не может предписать ему это решение;
● отвечает за успех обучающихся, участвующих в проекте;
●считает учеников равноправными участниками общей работы
(осуществляет принцип партнерства);
●вырабатывает новую позицию: от позиции лектора и контролера переходит к позиции помощника, наставника (тьютора);
● предоставляет учащимся возможности для самостоятельной работы;
● следит за правильностью и корректностью своей речи.
В современной практике распространено широкое понимание термина
«проект» как совокупности мероприятий, объединенных программой или общей организационной формой целенаправленной деятельности (образовательный проект, издательский проект, телевизионный проект); как завершенного цикла продуктивной индивидуальной или совместной деятельности (проект отдельного учащегося, проектной группы, коллектива, образовательной организации и т. п.).
Метод проектов может использоваться в процессе индивидуальной или групповой работы. Он предполагает определенную совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.
Участие в образовательном проекте должно оставить у обучающихся эмоциональный след (например, чувство победителя, переживание радости творчества) за счет преодоления препятствий, познания новой информации, социального признания полученных результатов. Е. Коллингс в книге «Опыт работы по методу проектов» отмечает, что учащихся особенно привлекают в проектировании стремление добиться новой для них, неизведанной цели (стимул цели), а также возможность испытать определенные переживания в самом процессе деятельности.
В основе метода проектов лежит возможность формирования профессиональных компетенций при разработке и реализации проекта.
Е. С. Полат выделяет следующие основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Результаты выполненных проектов должны быть реальными (конкретное решение теоретической проблемы или практической задачи): доклад, реферат, проект закона, предложения по совершенствованию, преобразованию чего-либо, сценарий фильма и т. д.
Правила для преподавателя, решившего результативно работать с помощью метода проектов, были разработаны Ассоциацией Дальтон-план-школ
(Нидерланды). В соответствии с данными правилами преподаватель:
●самостоятельно выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов, никто не может предписать ему это решение;
● отвечает за успех обучающихся, участвующих в проекте;
●считает учеников равноправными участниками общей работы
(осуществляет принцип партнерства);
●вырабатывает новую позицию: от позиции лектора и контролера переходит к позиции помощника, наставника (тьютора);
● предоставляет учащимся возможности для самостоятельной работы;
● следит за правильностью и корректностью своей речи.
В современной практике распространено широкое понимание термина
«проект» как совокупности мероприятий, объединенных программой или общей организационной формой целенаправленной деятельности (образовательный проект, издательский проект, телевизионный проект); как завершенного цикла продуктивной индивидуальной или совместной деятельности (проект отдельного учащегося, проектной группы, коллектива, образовательной организации и т. п.).
Метод проектов может использоваться в процессе индивидуальной или групповой работы. Он предполагает определенную совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.
Участие в образовательном проекте должно оставить у обучающихся эмоциональный след (например, чувство победителя, переживание радости творчества) за счет преодоления препятствий, познания новой информации, социального признания полученных результатов. Е. Коллингс в книге «Опыт работы по методу проектов» отмечает, что учащихся особенно привлекают в проектировании стремление добиться новой для них, неизведанной цели (стимул цели), а также возможность испытать определенные переживания в самом процессе деятельности.
В основе метода проектов лежит возможность формирования профессиональных компетенций при разработке и реализации проекта.
Е. С. Полат выделяет следующие основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.