ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
● определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования
(использование в ходе совместного исследования таких методов, как мозговой штурм, круглый стол);
● выдвижение гипотезы;
● обсуждение методов исследования (статистические, экспериментальные, наблюдения и пр.);
● обсуждение способов оформления конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты, просмотры);
● сбор, систематизация и анализ полученных данных;
● подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
● корректировка результатов;
● получение выводов, выдвижение новых проблем исследования.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, прогрессивности его методики обучения.
Таким образом, под проектным обучением подразумевается обучение, приоритетно построенное на основе метода проектов, который предполагает наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска для ее решения.
Лекция 5/2020
Ди ктиче к е п екти ие, к к у л ие у пеш
п фе и ль еятель ти пе г г
Сущность, этапы и формы педагогического проектирования
Совершенствование качества обучения в образовательных учреждениях напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Возможность использования их творческого потенциала выражается в подготовке и внедрении ими в образовательный процесс разнообразных дидактических проектов, обеспечивающих более высокий уровень качества учебного процесса.
Сегодня наиболее значимой и актуальной задачей профессионально- педагогического образования является подготовка будущих педагогов к дидактическому проектированию. Цель подобной подготовки состоит
в формировании у будущих педагогов целостной системы проектно-методических знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств личности.
Доводы, позволяющие обусловить актуальность овладения основами проектирования.
Механизм дидактического проектирования подобен многоступенчатой системе решения задач обучения. Иными словами, благодаря ряду последовательных этапов (начиная от общей идеи и заканчивая точно описанными конкретными действиями) совершается механизм дидактического проектирования. Однако по данному вопросу в педагогической науке представлены различные мнения.
Так, Дж. К. Джонс (англ) продемонстрировал свою точку зрения, выделив в своей научной работе три этапа дидактического проектирования, а именно: дивергенцию, трансформацию и конвергенцию.
1) Так как понятие «дивергенция» означает расширение границ проектной ситуации, цель которого − обеспечить достаточно обширное пространство для поиска решения, становится понятным то, что на этом этапе происходит только информационная подготовка
2) На втором этапе (трансформация) происходит создание принципов и концепций. Именно здесь принимается решение, создается общая концептуальная схема проектируемого объекта.
Считаться полностью пройденным он будет тогда, когда будет согласован с этапом дивергенции.
3) Уже на завершающем третьем этапе (конвергенция) происходит выбор единственного варианта решения из множества альтернативных.
В своей работе Надежда
Николаевна Суртаева рассматривает проектирование как индивидуальную творческую деятельность педагога по созданию педагогических технологий. Автором подробно проанализирована структура, выделены особенности и этапы, раскрывающие сущность процесса проектирования.
Доводы, позволяющие обусловить актуальность овладения основами проектирования.
Механизм дидактического проектирования подобен многоступенчатой системе решения задач обучения. Иными словами, благодаря ряду последовательных этапов (начиная от общей идеи и заканчивая точно описанными конкретными действиями) совершается механизм дидактического проектирования. Однако по данному вопросу в педагогической науке представлены различные мнения.
Так, Дж. К. Джонс (англ) продемонстрировал свою точку зрения, выделив в своей научной работе три этапа дидактического проектирования, а именно: дивергенцию, трансформацию и конвергенцию.
1) Так как понятие «дивергенция» означает расширение границ проектной ситуации, цель которого − обеспечить достаточно обширное пространство для поиска решения, становится понятным то, что на этом этапе происходит только информационная подготовка
2) На втором этапе (трансформация) происходит создание принципов и концепций. Именно здесь принимается решение, создается общая концептуальная схема проектируемого объекта.
Считаться полностью пройденным он будет тогда, когда будет согласован с этапом дивергенции.
3) Уже на завершающем третьем этапе (конвергенция) происходит выбор единственного варианта решения из множества альтернативных.
В своей работе Надежда
Николаевна Суртаева рассматривает проектирование как индивидуальную творческую деятельность педагога по созданию педагогических технологий. Автором подробно проанализирована структура, выделены особенности и этапы, раскрывающие сущность процесса проектирования.
Некоторые исследователи (Гонца В. И.) рассматривают проектирование как метакатегорию, коррелирующуюся с диагностированием, моделированием, прогнозированием, технологизированием, конструированием и планированием.
Пропуск этих этапов или нарушение их очередности может привести к снижению эффективности обучения.
Связь этапов дидактического проектирования
Проектирование дидактического процесса направлено на создание проекта совместной деятельности педагога и учащихся по достижению конкретных целей с учетом факторов и условий их протекания, а также результатов, к которым они приходят. В дидактическом процессе можно выделить четыре уровня его рассмотрения:
- теоретический (предполагает рассмотрение учебного процесса как системы);
- уровень проекта учебного плана и программ по предметам;
- создание проекта конкретного процесса в форме его плана на год, учебную тему;
- уровень реального образовательного процесса (т. е. конкретного учебного занятия).
Определяющим компонентом дидактического цикла является цель. От цели зависят форма организации обучения, содержание, структура, средства и методы обучения - технология в целом.
Понятно, почему при разработке целей важно соблюсти все предъявляемые к ним требования.
1.
Диагностичность. Требование диагностичности предполагает такое описание формируемого качества (знания, умения и т.д.), чтобы его можно было безошибочно отличить от любого другого качества и безошибочно измерить при его диагностике.
2.
Инструментальность. Требование инструментальности предполагает наличие адекватного инструмента для выявления и оценки результата в процессе объективного контроля.
3.
Соподчиненностъ (взаимосогласованность). Предполагает такую систематизацию целей, которая построена на основе их естественной взаимосвязи по восходящей иерархии: через достижение целей частного порядка - к целям, отражающим интегральные (общие) требования к подготовке специалиста.
4.
Полнота. Требование полноты предполагает, чтобы в описании целей были указаны все изменения, которые должны произойти в результате формирования специалиста в данном дидактическом цикле.
Лекция 6/2020
П их л гиче кие ы пе г гиче к г п екти ия
Педагогическое проектирование — это процесс одновременно нормативный и творческий. Нормативный — потому что строго регламентирован. Он имеет этапы, формы, принципы, приёмы реализации, отражается в определённых педагогических теориях. Проектирование требует эмоционального подхода.
Понять педагогическое проектирование как искусство. Проектирование для педагога — искусство, то оно требует большого напряжения, сил, чувств, сложнейшей работы мысли. Оно всегда индивидуально требует от педагога особых личностных качеств: артистичности, изобретательности, вдохновения, оригинальности. Таким образом, педагогическое проектирование тесно связано с творчеством. Педагогическое творчество — это почти изобретательство.
Психология педагогического творчества мало изучена. Педагогическое творчество — это почти изобретательство. Изобретательство, в свою очередь, есть отход от традиций, привычек, стереотипов. Недаром педагоги-новаторы преобразуют традиционный урок, дополняют традиционные методы, развивают и обогащают традиционные принципы
Виды творчества в педагогическом проектировании
1.
Моральное творчество — это деятельность в сфере морально- этических отношений учащихся и педагогов с использованием неповторимых, оригинальных подходов, дающая качественно новый результат.
Моральное творчество необходимо, прежде всего, при проектировании
педситуаций.
Моральное творчество
— это искусство создания высоконравственных, доброжелательных отношений педагога с учащимися.
2.
Дидактическое творчество — это деятельность в сфере обучения по изобретению, различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения учащимися.
Дидактическое творчество — самое распространенное и доступное для педагога и учащегося.
3.
Технологическое творчество — это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых педсистем, педпроцессов н учебных педситуаций, способствующих повышению результативности воспитания учащихся.
Это самый сложный вид педагогического творчества.
4.
Организаторское творчество — это творчество в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педагогов и т. д.
Разработки педагога
1.
Рацпредложение — это новое решение, посредством которого идет усовершенствование уже имеющихся и ранее применяемых отдельных компонентов педсистем, педпроцессов, педситуаций. Новизна в этом случае носит как бы местный, локальный характер. Творчество педагога на этом уровне называется новацией.
2.
Изобретение в педагогике — это предложение, существенно отличное от уже имеющегося, позволяющее значительно улучшить развитие учащихся и педагогов. К таким изобретениям можно отнести некоторые педагогические теории.
3.
Творчество в педагогике возможно на уровне открытия. Оно связано с установлением ранее неизвестных объективных закономерностей функционирования педсистем, протекания педпроцессов и разрешения педситуаций. Как правило, открытия совершают те исследователи, которые близки к практике.
Человеческий фактор в процессе проектирования играет огромную роль.
Нужны специальные правила проектирования процесса обучения с учетом психофизиологических способностей учащихся, подростков и юношей, а также преподавателя или мастера. Только при этом проектирование становится в высшей степени педагогическим.
Кроме мотивации есть другие виды человеческих факторов, знание которых необходимо при педагогическом проектировании: антропометрические характеристики учащихся (вес, рост, мускулатура), физиологические данные
(состояние здоровья, половозрастные особенности), психологические (уровень развития познавательных процессов), социально-психологические (убеждения, отношения, оценки, вкусы, привычки), педагогические (обучаемость и обученность, воспитуемость и воспитанность).
Моральное творчество
— это искусство создания высоконравственных, доброжелательных отношений педагога с учащимися.
2.
Дидактическое творчество — это деятельность в сфере обучения по изобретению, различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения учащимися.
Дидактическое творчество — самое распространенное и доступное для педагога и учащегося.
3.
Технологическое творчество — это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых педсистем, педпроцессов н учебных педситуаций, способствующих повышению результативности воспитания учащихся.
Это самый сложный вид педагогического творчества.
4.
Организаторское творчество — это творчество в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педагогов и т. д.
Разработки педагога
1.
Рацпредложение — это новое решение, посредством которого идет усовершенствование уже имеющихся и ранее применяемых отдельных компонентов педсистем, педпроцессов, педситуаций. Новизна в этом случае носит как бы местный, локальный характер. Творчество педагога на этом уровне называется новацией.
2.
Изобретение в педагогике — это предложение, существенно отличное от уже имеющегося, позволяющее значительно улучшить развитие учащихся и педагогов. К таким изобретениям можно отнести некоторые педагогические теории.
3.
Творчество в педагогике возможно на уровне открытия. Оно связано с установлением ранее неизвестных объективных закономерностей функционирования педсистем, протекания педпроцессов и разрешения педситуаций. Как правило, открытия совершают те исследователи, которые близки к практике.
Человеческий фактор в процессе проектирования играет огромную роль.
Нужны специальные правила проектирования процесса обучения с учетом психофизиологических способностей учащихся, подростков и юношей, а также преподавателя или мастера. Только при этом проектирование становится в высшей степени педагогическим.
Кроме мотивации есть другие виды человеческих факторов, знание которых необходимо при педагогическом проектировании: антропометрические характеристики учащихся (вес, рост, мускулатура), физиологические данные
(состояние здоровья, половозрастные особенности), психологические (уровень развития познавательных процессов), социально-психологические (убеждения, отношения, оценки, вкусы, привычки), педагогические (обучаемость и обученность, воспитуемость и воспитанность).
В человеческий фактор входят также индивидуальные особенности, как учащихся, так и педагогов. Ныне от них требуются такие качества, как высокая исполнительность, аккуратность, точность и саморегулирование. В то же время педагогическое и техническое проектирование требует высокого творчества, а значит, и таких качеств, как заинтересованность, сильно развитое воображение и фантазия, воля и эмоциональное отношение к жизни, высокое личное мастерство.
Обладать такими полярными качествами одному человеку непросто.