ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6
DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.202
2016 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 16 Вып. 2
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.92
В. А. Абабков, К. Барышникова, О. В. Воронцова-Венгер, И. А. Горбунов,
С. В. Капранова, Е. А. Пологаева, К. А. Стуклов
ВАЛИДИЗАЦИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ОПРОСНИКА
«ШКАЛА ВОСПРИНИМАЕМОГО СТРЕССА-10»
В статье представлены результаты валидизации русскоязычной версии опросника «Шка- ла воспринимаемого стресса-10». Исследуемая версия опросника имеет высокий уровень ре- зультатов надежности и удовлетворительные результаты валидности. Эксплораторный фак- торный анализ показал хорошее соответствие теоретически ожидаемой факторной структуры опросника. Шкала воспринимаемого стресса имеет четкую внутреннюю согласованность. Ре-
Абабков Валентин Анатольевич — доктор медицинских наук, Санкт-Петербургский госу- дарственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб.,
7/9; ababkov@nm.ru
Барышникова Ковилка — PhD, Женевский Университет, Швейцария, 1205, Женева, Бульвар дю
Понт Д’арв, 40; Koviljka.Barisnikov@unige.ch
Воронцова-Венгер Ольга Викторовна — кандидат докторант, Женевский университет,
Швейцария, 1205, Женева, Бульвар дю Понт Д’арв, 40; olga_wenger@h otmail.com
Горбунов Иван Анатольевич — кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; i.a.gorbunov@spbu.ru
Капранова Софья Викторовна — Санкт-Петербургский государственный университет, Россий- ская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб, 7/9; sophiesharon2010@yandex.ru
Пологаева Елизавета Алексеевна — Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб, 7/9; elizabeth_polo2@mail.ru
Стуклов Кирилл Алексеевич — Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб, 7/9; kirillstuklow@gmail.com
Ababkov Valentin Anatolyevich — Doctor of Science in Medicine, professor, St. Petersburg State
University, 7/9, Uni versitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; ababkov@nm.ru
Barisnikov Koviljka — professor, University of Geneva, Bd Du Pont-d’Arve 40, CH-1211, Geneva 4,
Switzerland; Koviljka.Barisnikov@unige.ch
Vorontzova-Wenger Olga Victorovna — postdoctoral student, University of Geneva, Bd Du Pont- d’Arve 40, CH-1211, Geneva 4, Switzerland; olga_wenger@h otmail.com
Gorbunov Ivan Anatolyevich — PhD, St. Petersburg State University, 7/9, Uni versitetskaya nab., St.
Petersburg, 199034, Russian Federation; i.a.gorbunov@spbu.ru
Kapranova Sofi ya Viktorovna — student, St. Petersburg State University, 7/9, Uni versitetskaya nab., St.
Petersburg, 199034, Russian Federation; sophiesharon2010@yandex.ru
Pologaeva Elizaveta Alekseevna — student, St. Petersburg State University, 7/9, Uni versitetskaya nab.,
St. Petersburg, 199034, Russian Federation; elizabeth_polo2@mail.ru
Stuklov Kirill Alekseevich — student, St. Petersburg State University, 7/9, Uni versitetskaya nab., St.
Petersburg, 199034, Russian Federation; kirillstuklow@gmail.com
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016
DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.202
Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2
7
зультаты, полученные путем прямой проверки конструктивной валидности, в общем соответ- ствуют теоретически предсказанным. Полученные результаты дают основания полагать, что русскоязычная версия шкалы ШВС-10 — надежный и валидный инструмент, пригодный для использования как в национальных, так и в кросскультурных исследованиях. Библиогр. 4 назв.
Табл. 6. Рис. 1.
Ключевые слова: шкала воспринимаемого стресса, надежность, валидность, кросскультур- ные исследования.
V. A. Ababkov, K. Barisnikov, O. V. Vorontzova-Wenger, I. A. Gorbunov, S. V. Kapranova, E. A. Pologaeva,
K. A. Stuklov
VALIDATION OF THE RUSSIAN VERSION OF THE QUESTIONNAIRE “SCALE OF PERCEIVED
STRESS–10”
Th e results of validation of Russian version of questionnaire “Scale of perceived stress–10” are pre- sented. Th is version of questionnaire has high results of reliability and satisfactory results of validity.
An exploratory factor analysis revealed good correspondence of forthcoming factorial structure of the questionnaire. Th e Scale of perceived stress–10 has high internal coordination. Th e results received by direct testing of constructive validity in general correspond to theoretically predicted ones. Th e re- ceived results give basis to suppose that Russian version of questionnaire “Scale of perceived stress–10” is reliable and valid instrument for national and cross cultural investigations. Refs 4. Fig. 1. Tables 6.
Keywords: scale of perceived stress, reliability, validity, cross cultural investigations.
Вступление
Актуальность статьи состоит, прежде всего, в том, что в ней изложена проце- дура обеспечения психометрической обоснованности методики «Шкала восприни- маемого стресса-10» (ШВС-10) как измерительного инструмента. К сожалению, до сих пор в отечественной психологии такая обоснованность встречается не часто.
Опросник ШВС-10 (Th e Perceived Stress Scale-10, «PSS-10») — шкала, состоя- щая из 10 вопросов, задачей которой является определение, насколько стрессовым люди считают предыдущий месяц их жизни. Она была создана для оценки уровня воспринимаемого стресса, то есть субъективного восприятия уровня напряжен- ности ситуации.
Шкала включает в себя две субшкалы, одна из которых измеряет субъективно воспринимаемый уровень напряженности ситуации, а вторая — уровень усилий, прилагаемых для преодоления этой ситуации. В процессе адаптации методики ее факторная структура проверена на соответствие теоретическим идеям, которые разделяют уровень воспринимаемого стресса на два фактора. Надежность пунктов методики в определении общей шкалы воспринимаемого стресса проверялась по критерию α-Кронбаха. Изначально была разработана версия шкалы, включающая в себя 14 утверждений и оценивающая, «насколько испытуемые считали свою жизнь напряженной, непредсказуемой и перегруженной». Первоначальная версия опросника была создана в 1983 г., и данные валидизации шкалы были опубликова- ны в «Journal of Health and Social Behavior» [1].
Разработка французской версии опросника привела к его сокращению до
10 пунктов, так как в результате эксплораторного факторного анализа из опросни- ка были удалены пункты с низкой факторной нагрузкой.
Базой для создания русской версии Шкалы воспринимаемого стресса служила французская версия опросника — «PSS-10», которая была выбрана в связи с на- учными задачами межкультурного сравнения французской и российской выборок.
8
Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2
Основной причиной валидизации ШВС-10 для Российской Федерации являет- ся недостаток в российском тестологическом пространстве дифференцированных шкал, измеряющих субъективную оценку напряженности жизненной ситуации.
Предлагаемая шкала также обладает рядом преимуществ перед аналогами в силу компактности, универсальности вопросов и весьма высокими психометрическими показателями, которые шкала продемонстрировала в западных исследованиях [2].
Целью настоящей работы являлась адаптация французской версии теста
ШВС-10, для чего были решены следующие задачи:
1. Перевод-реперевод опросника.
2. Проверка соответствия факторной структуры опросника предлагаемому ключу.
3. Оценка шкалы по внутренней согласованности входящих в нее пунктов.
4. Оценка конвергентной валидности путем анализа половых и возрастных различий в оценках шкалы опросника, а также их корреляции с близкими по смыс- лу шкалами других опросников.
Материал и методы
Участники исследования.Пилотное тестирование: в предварительном иссле- довании приняли участие 35 человек (16 мужчин и 19 женщин), представители раз- личных социальных групп и профессий Российской Федерации. Возрастной диа- пазон — от 18 до 54 лет.
Основная выборка: в исследовании приняли участие 185 человек. Результаты десяти из них не были учтены из-за недобросовестного заполнения опросников
(неполные данные, заполнение наугад). Таким образом, окончательная выборка со- ставила 175 человека (110 мужчин и 65 женщин). На рис. 1 показано распределение возрастов исследуемых основной выборки.
Рис. 1. Распределение возрастов в основной выборке
Методики валидизации. Перевод и реперевод французской и российской версий опросника осуществлялся профессиональными переводчиками. По мне- нию экспертов, версии перевода и реперевода обнаружили соответствие смысла.
Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2
9
При оценке конвергентной валидности шкалы ШВС-10 в качестве эталона использовались опросники, уже адаптированные для российской популяции [3]:
PSM–25, Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вас- сермана (модификация В. В. Бойко) и Опросник самооценки состояний психиче- ской активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности
(модификация Н. А. Курганского). Тест PSM–25 использовался как близкая по смыслу шкала, в качестве эталона в измерении уровня стресса. Две другие методи- ки использовались для оценки стрессового синдрома.
Методы обработки данных. Проверка нормальности распределения всех ис- пользуемых в исследовании шкал осуществлялась с помощью критерия Колмогоро- ва-Смирнова. Для проверки адекватности разделения пунктов методики ШВС-10 на две предлагаемые авторами субшкалы использовался эксплораторный фактор- ный анализ (метод максимального правдоподобия). Для оценки надежности шка- лы применялся критерий α-Кронбаха. Половые различия по уровню воспринимае- мого стресса исследовались с помощью критерия t-Стьюдента. Дискриминативная валидность была проверена с помощью сравнения группы лиц с невротическими расстройствами и группы условной нормы по критерию t-Стьюдента. Для оценки конвергентной валидности был проведен анализ корреляций (r-Пирсона) между адаптируемой и эталонными шкалами.
Результаты
Надежность. Тест-ретест: в ходе проверки уровня надежности была проведе- на процедура, которая заключалась в повторном тестировании группы участников через две недели и определении уровня корреляции (r-Пирсона) между получен- ными результатами. Уровень корреляции между первым и вторым тестированием по интегральной шкале ШВС-10 составил 0,510 при значимости 0,01. Невысокий результат может быть связан с тем, что двухнедельный срок достаточен для изме- нения у испытуемых уровня воспринимаемого стресса.
Критерий α-Кронбаха: адаптированная версия теста показала достаточно вы- сокий уровень надежности, отражающийся в согласованности пунктов интеграль- ной шкалы (α-Кронбаха = 0,827). В табл. 1 приведены показатели согласованности шкалы при удалении из нее каждого из вопросов; номер пункта таблицы соответ- ствует номеру вопроса теста. Как видно из табл. 1, вклад каждого пункта в общую надежность шкалы достаточно велик и необходимости изымать пункты нет. С пол- ным текстом опросника, а также методикой подсчета итогового результата (в бал- лах) можно ознакомиться в приложениях 1 и 2. В данной методике оценка уровня воспринимаемого стресса производится (как и во франкоязычном варианте) путем сложения баллов по субшкале «Перенапряжение» и инвертированных баллов по субшкале «Преодоление стресса». На материале 175 испытуемых определена М + сигма для Шкалы воспринимаемого стресса — 30 баллов.
Также были посчитаны коэффициенты надежности для двух субшкал теста.
Уровень надежности для субшкалы «Перенапряжение» составил 0,838, а для шкалы
«Преодоление стресса» 0,673. Уровень надежности субшкал остается достаточно высоким. Несколько заниженные показатели по шкале «Преодоление стресса» об- условлены малым количеством пунктов в ней, по сравнению с первой субшкалой и тестом в целом.
10
Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2
Таблица 1. Критерий α-Кронбаха шкалы при удалении каждого из пунктов
Номер вопроса шкалы
α-Кронбаха
В1 0,803616
В2 0,809749
В3 0,803674
В4 0,808619
В5 0,842137
В6 0,806445
В7 0,829302
В8 0,805997
В9 0,799653
В10 0,806128
Факторный анализ. Для проверки структуры шкалы опросника был произ- веден эксплораторный факторный анализ методом максимального правдоподобия.
В ходе факторного анализа было выделено два фактора, в сумме объясняющие 57 % всей дисперсии, что соответствует предлагаемому ключу опросника и факторной структуре французской версии опросника [4].
Факторная структура: в табл. 2 приведены факторные веса, связывающие каж- дый из пунктов методики с двумя выделенными факторами. Факторные нагрузки для каждого из пунктов были средними либо сильными для своего фактора и сла- быми для другого фактора, кроме пункта 6. Факторная структура опросника со- впала с предлагаемым ключом.
Таблица 2. Факторные нагрузки различных пунктов шкалы на выделенные факторы
Номер пункта шкалы
Нагрузка на фактор 1
(воспринимаемый стресс)
Нагрузка на фактор 2
(прилагаемые усилия по
преодолению стресса)
В1 0,766873*
0,142603
В2 0,771768*
0,068973
В3
0,744859*
0,167856
В4 0,304464
0,693664**
В5
–0,202009
0,791317**
В6 0,471158 0,482696
В7 0,145438
0,573889**
В8 0,354133
0,680699**
В9
0,685817*
0,295658
В10
0,791286*
0,100794
Дисперсия, объясненная каж- дым из факторов
37,9%
19,1%
П р и м е ч а н и е. Жирным шрифтом указаны факторные веса большие 0,5.
* пункты, входящие в первый фактор.
** пункты, входящие во второй фактор.
Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2
11
Несмотря на то, что исключение шестого вопроса улучшило бы параметры модели, от этого шага было решено отказаться, так как важно было сохранить со- вместимость адаптированного опросника с результатами международных исследо- ваний. В результате получена факторная структура, в которой первый фактор соот- ветствует субшкале «Перенапряжение», а второй фактор соответствует субшкале
«Преодоление стресса».
Конвергентная валидность. Для оценки конвергентной валидности был про- веден анализ корреляций между исследуемой шкалой и эталонными шкалами, сре- ди которых:
1. PSM-25 — шкала, измеряющая уровень психологического стресса по сомати- ческим, поведенческим и эмоциональным признакам.
2. Опросник самооценки состояний психической активации, интереса, эмоци- онального тонуса, напряжения и комфортности предназначен для оценки психоло- гического состояния. Под психическим состоянием авторы понимают целостную картину психического функционирования в ограниченный промежуток времени.
Оценка корреляций производилась с помощью критерия r-Пирсона.
Таблица 3. Уровень корреляции валидизируемой шкалы с эталонными шкалами
(представлены только значимые корреляции)
Шкалы опросников
ППН
ПА
ЭТ
К
ШВС
-10 0,351**
0,212**
0,217**
0,208**
П р и м е ч а н и е. ** P < 0,01.
Как видно из табл. 3, шкала ШВС-10 значимо коррелирует со шкалой опрос- ника PSM-25: интегральным показателем психической напряженности (ППН), а также со шкалами опросника «самооценки состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности»: психическая ак- тивация (ПА), эмоциональный тонус (ЭТ) и комфорт (К).
Шкала опросника ШВС-10 значимо коррелирует с близкой по смыслу шкалой теста PSM-25 (ППН), что согласуется с предполагаемым назначением шкалы. От- носительно слабые, хотя и значимые, значения корреляций, возможно, связаны с тем, что PSM-25 измеряет выраженность стресса по внешним признакам, а ШВС-
10 оценивает субъективный аспект восприятия стресса. Также положительные корреляции со шкалами модифицированного Опросника психическая активация, эмоциональный тонус и комфорт согласуются с теоретической моделью конструк- та «воспринимаемый стресс».
Половые и возрастные различия. Для оценки нормальности распределения использовался критерий Колмогорова-Смирнова. В результате проверки выясни- лось, что распределение является нормальным (см. табл. 4).
Таблица 4. Определение нормальности распределения
с помощью критерия Колмогорова-Смирнова
N
Критерий Колмогорова-Смирнова
p
175 0,8415 0,20
12
Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2
Поскольку было установлено, что эмпирическое распределение значений по шкале ШВС-10 не отличается от нормального, необходимости переводить шкалу в стены или стенайны не было.
Таблица 5. Нормативные значения шкал для выборки стандартизации
при оценке уровня воспринимаемого стресса, уровня напряжения
и уровня противодействия стрессу
Пол
N
Среднее
Стандартное отклонение
Шкала воспринимаемого стресса
175 24,44 6,58
Субшкала перенапряжение
175 13,62 2,75
Субшкала противодействие стрессу
175 10,82 4,29
Независимость методики от гендерных и половых особенностей была опре- делена путем сравнения средних показателей выборок мужчин и женщин (см. табл. 5). Границы нормы для различных возрастов не определялись. Сравнение по- казателей мужчин и женщин по критерию t-Стьюдента не выявило значимых раз- личий между ними (значение t-критерия 1,387, p = 0,85)
Дискриминативность методики по разделению нормы от патологических состо- яний проверялась с помощью сравнения выборки условно психически здоровых лю- дей (175 человек) и выборки больных неврозами (23 человека). Сравнительный анализ групп условной нормы и патологии был осуществлен с помощью параметрического критерия t-Стьюдента. Результаты сравнительного анализа приведены в табл. 6.
Таблица 6. Сравнительный анализ групп условной нормы и патологии
Шкала
N
Группа
Среднее
Стандартное отклонение
p-уровень значимости
Общий уровень
175
Контрольная
91,211 25,6557 0,014 23
Экспериментальная
105,261 24,0760
Уровень социаль- ной фрустрирован- ности
175
Контрольная
1,7325 0,7741
< 0,001 23
Экспериментальная
2,6174 0,5844
Шкала восприни- маемого стресса
175
Контрольная
24,686 6,5844 0,002 23
Экспериментальная
29,174 5,6861
Психическая акти- вация
175
Контрольная
12,600 4,5461
> 0,05 23
Экспериментальная
12,652 4,2384
Интерес
175
Контрольная
10,806 4,2368
> 0,05 23
Экспериментальная
11,826 4,3553
Эмоциональный тонус
175
Контрольная
10,051 4,1940
> 0,05 23
Экспериментальная
11,435 4,1101
Комфортность
175
Контрольная
10,800 3,7263
> 0,05 23
Экспериментальная
12,087 3,5408
Возраст
175
Контрольная
30,194 11,1508
> 0,05 23
Экспериментальная
34,304 11,9180