Файл: Влияние занятий спортивным ориентированием на развитие выносливости. Реферат.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Физическая культура и спорт»
Выполнил студент гр. О-20-БИ-цэ-Б,
1. Спортивное ориентирование как вид спорта
2. Спортивное ориентирование как средство развития выносливости спортсменов
3. Подготовка юных спортсменов к занятиям спортивным ориентированием.
Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои требования к физической подготовленности спортсменов – уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации [3].
Виды, задачи и средства физической подготовки
Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности.
Задачи ОФП:
1) Повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма.
2) Развитие всех основных физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
3) Устранение недостатков в физическом развитии.
Средствами ОФП являются упражнения из своего и других видов спорта. Значительное место отводится также упражнениям на развитие ловкости и гибкости. Меньший удельный вес имеют упражнения на развитие общей выносливости.
СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.
Задачи СФП:
1) Развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта.
2) Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта.
3) Воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности.
4) Формирование телосложения спортсменов с учетом требований конкретной спортивной дисциплины. В процессе СФП следует направленно воздействовать на те компоненты телосложения, от которых зависит успех в избранном виде спорта и которые можно целенаправленно изменять с помощью средств и методов спортивной тренировки.
Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.
Соревновательные упражнения – это целостные действия или совокупность действий, которые служат средством ведения соревновательной борьбы в том же составе, что и в условиях соревнований по выбранному виду спорта.
В методическом соотношении различают: а) собственно соревновательные упражнения, которые выполняются в реальных условиях спортивного состязания, в полном соответствии с правилами соревнований, установленных в данном виде спорта; б) тренировочные формы соревновательных упражнений, которые совпадают с соревновательными упражнениями по составу действий и общей направленности, но отличаются от них по особенностям режима и форме действий.
Специально – подготовительные упражнения – это такие действия которые имеют существенные сходства с соревновательным упражнением по координационной структуре движений, пространственным, пространственно – временным, ритмическим и энергетическим характеристикам, нервно – мышечным напряжениям и по имущественному проявлению физических способностей.
Техническая подготовка спортсмена - ориентировщика
Техника – это приемы работы с компасом, измерение расстояния, движение по площадным и линейным ориентирам, выдерживание направления, преодоление препятствий и т. д.
Тактика – это выбор определенных приемов для прохождения определенных участков дистанции.
Количество технических и тактических приемов накапливается у ориентировщика с опытом участия в соревнованиях. Для этого нужно вести дневник и записывать и удачные, и неудачные находки. Удачные – отрабатывать на тренировках и использовать в дальнейшем, а от неудачных – быстрее избавляться.
4. Организация специальной физической подготовки
Для соревнований по спортивному ориентированию характерны протяженные и сложные по рельефу местности дистанции. Для успешного прохождения их наряду с такими физическими качествами как скорость и сила, необходима выносливость, которая является определяющим фактором физической подготовки спортсменов – ориентировщиков. При развитии общей и специально выносливости режим выполнения упражнений можно условно подразделить на непрерывный и «прерывный» (дискретный). При непрерывном режиме используются равномерный, переменный, контрольный и соревновательный методы тренировки, при дискретном – интервальный, повторный и повторно-переменный [4].
При беге спортсмен использует обширный диапазон скоростей – от самых низких до предельных. Тренировка выносливости в непрерывном режиме учитывает две составляющие нагрузки: скорость бега и длину дистанции (время).
Для контроля за развитием выносливости используют так называемый Гарвардский степ - тест. При этом надо по возможности сохранять все внешние условия. Применение тест-бега ориентировщиками на всех этапах подготовки дал отличные результаты. Помимо определения уровня развития выносливости он позволяет вносить коррективы в план дальнейших тренировок.
Круговой метод позволяет повысить скоростно-силовую подготовку и уровень выносливости. Одно из достоинств кругового метода – возможность строгой индивидуализации нагрузок в зависимости от возраста и уровня подготовленности спортсмена.
Повторный метод направлен на развитие скоростной выносливости и характеризуется повторным прохождением заданной дистанции с максимальной или предельной интенсивностью.
Физическая подготовка является основной для спортсмена – ориентировщика и определяет содержание других видов подготовки.
Физическую подготовку в спортивном ориентировании можно разделить на:
– Общую физическую подготовку (ОФП);
– Специальную физическую подготовку (СФП).
Цель ОФП заключается в повышении общей работоспособности организма. Средством ОФП могут быть и другие виды спорта: гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, плавание, лыжный спорт, туризм
СФП направлена на достижение результата в определенном виде спорта. Чтобы говорить о специальной подготовке в спортивном ориентировании, нужно четко представлять специфику этого вида спорта.
Спортивное ориентирование – это циклический вид спорта с элементами ациклической работы (преодоление препятствий).
Хотя ориентировщик и стремится к равномерному бегу, но бег на дистанции является неравномерным, с элементами «равного» бега.
Наличие неровностей и препятствий повышает требования к ОДА.
Наличие при физической работе отвлекающих факторов – чтение карты, слежение за местностью, за поведением участников и т.д.
Ориентирование предъявляет повышенные требования к скоростной и силовой выносливости
Энергообеспечение преимущественно анаэробно и анаэробного характера [5].
Ориентирование – это тяжелая физическая работа, совмещенная с интенсивной интеллектуальной деятельностью (запоминание, восприятие, анализ, выбор тактики прохождения, иногда счет расстояния – и все это в оптимальном беговом режиме).
Зависимость умственной работы от интенсивности физической деятельности.
Из многообразия традиционных физических упражнений выделим несколько наиболее важных для спортивного ориентирования.
-
Бег через лес с равной интенсивностью. -
Бег через болото. -
Бег по колено в воде. -
Бег по песку. -
Бег в подъем с равной интенсивностью. -
Бег с волокушей. -
Бег с отягощением (утяжеленный пояс). -
Бег с забинтованной эластичным бинтом грудной клеткой (для развития межреберных мышц, участвующих в дыхании). -
Бег по лестнице. -
Бег по лесу в тяжелой обуви. -
Бег по склону «по горизонтали». -
Бег по склону «серпантином». -
Бег через кустарники. -
Многоскоки по грунту и песку. -
Преодоление препятствий по узкой опоре. -
Всевозможные варианты прыжков со скакалкой, с отягощением и без него. -
Преодоление на скорости искусственных и естественных препятствий. -
Бег с изменением расстояния в разных условия (песок, кустарник, подъем, спуск, высокотравье) .
В основе всех специальных упражнений лежит бег, потому что именно быстрое передвижение определяет результат в ориентировании.
Заключение
Подводя итог проделанной работы по изученной теме, можно сказать, что, рассмотрев интересующий вопрос в различных источниках информации, можно приди к определенным выводам и сформулировать основные принципы занятий спортивным ориентированием.
Во-первых, решается самая главная задача обучения современных школьников или студентов – это применение здоровье-сберегающих методик, которые оказывают положительное влияние на формирование растущего организма в целом и отдельных систем в частности.
Во-вторых, применение этой системы не требует никаких солидных денежных вливаний в большой зависимости от постоянного финансирования.
В-третьих, специалистами этой области занятий физической культуры доказано положительное влияние спортивного ориентирования на организм человека, в частности на развитие выносливости.
В ходе нашего исследования были проведены методики, позволяющие на конкретных примерах показать положительное влияние спортивного ориентирования на организм, и были выработаны конкретные рекомендации по их активному применению в общеобразовательных учреждениях и системе дополнительного образования.
Результаты нашего исследования показали, что выносливость является одним из важнейших физических качеств, необходимых спортсменам - ориентировщикам для участия в различные рода соревнованиях.
Кроме этого, в ходе проведенных исследований и методик
, удалось доказать, что специальные тренировки оказывают положительное влияние на развитие выносливости. Данные, приведенные в этой работе нашли конкретное подтверждение и могут служить доказательством важности применения специальной тренировки в выработке выносливости спортсменов - ориентировщиков.
Список литературы
1.Алексеева О.В., Банзаракцаев А.С., Косыгина Л.В. Основы спортивно оздоровительного туризма : учеб. пособие / О.В. Алексеева, А.С. Банзаракцаев, Л.В. Косыгина. – Улан-Удэ: БГУ, 2019. – 179 с.
2. Асташкин И.А. Спортивный туризм как метод развития общей выносливости у детей среднего школьного возраста // Проблемы педагогики. – Иваново: ООО «Олимп». - 2020. - №4 (36). - С. 35-40.
3. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков; под общей ред. Г.В. Барчуковой. – 5-е изд., стер. – М. : КноРус, 2019. – 366 с.
4. Бондаревский Е.А. Физическая подготовка подростков / Е.А. Бондаревский. - Минск, 2018. - 172 с
5. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учеб. пособие / Ю. И. Евсеев. - Изд. 8-е, испр. - Ростов н/Д. : Феникс, 2021. - 446 с.
6. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры : учебник / О.Ю. Масалова. – М. : Феникс, 2018. – 572 с.