Файл: Анализ работы библиотеки мбоу сош с. Тазбичи имени Г. Х. Юсупова за 20212022 учебный год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ работы
библиотеки МБОУ «СОШ с. Тазбичи имени Г.Х.Юсупова»
за 2021/2022 учебный год
2021-2022 учебный год
Анализ работы школьной библиотеки за 2021/2022 учебный год
Школьная библиотека работала по плану, утверждённому администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Школьная библиотека прививала обучающимся интерес к чтению научно-популярной, художественной и публицистической литературе, развивала их потребности в самообразовании, учила ответственности. Библиотека много внимания уделяла работе, которая была направлена на изучение дополнительной литературы в помощь школьным программам.
Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса соответствующей литературой;
- формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
Перед библиотекой стояли следующие задачи:
- знакомство обучающихся с основами библиотечно-библиографических знаний;
- воспитание культурного, патриотического и гражданского самосознания путем знакомства с литературными и историческими произведениями;
- стимулирование у детей интереса к чтению, приобщение к книге.
Работа с книжным фондом.
Одним из главных направлений работы школьной библиотеки является комплектование фонда. В учебном 2021-2022 году пополнился учебный фонд в количестве 491 учебников. В этом году продолжилась работа по сохранности фонда и возмещению ущерба, причинённого книгам. Велась работа с задолжниками. Были проанализированы формуляры всех читателей, выявлены задолжники, списки поданы классным руководителям, постоянно контролируется состояние возвращаемой литературы, проводятся беседы с обучающимися о бережном отношении к книгам.
С обучающимися начальной школы проведён библиотечный урок «Правила обращения с книгой».
Проводится выявление устаревших по содержанию и ветхих изданий. По мере поступления книг в библиотеку осуществляется приём, запись в суммарную и инвентарную книгу.
Для учёта фонда заведена следующая документация:
- книги суммарного учёта основного и учебного фонда;
- инвентарные книги;
- инвентарная книга подарочных изданий;
- читательские формуляры.
Работа с учебным фондом
На учёте состоит - 2931 экз.
Поступило – 491экз.
Художественная литература – 257
Методическая литература- 163
Справочная литература-79
Электронных изданий- 312
Обучающиеся обеспечены учебниками на 100 %.
Проведена работа по оформлению заказа учебников на новый учебный год совместно с заместителем директора по УВР, учителями-предметниками. Составлен и оформлен заказ учебников на 2022/23 год . Поведена работа по проверке учебного фонда. Все вновь поступившие учебники своевременно инвентаризированы, обработаны и выданы обучающимся.
Библиотека систематически работала по воспитанию бережного отношения к учебникам, были проведены индивидуальные и коллективные беседы. В этой работе большую помощь оказывают классные руководители, учителя школы.
В этом учебном году проделана следующая методическая работа по учебному фонду:
- составлен график по сдаче и выдаче учебников на 2021-2022 уч. год;
- составлен и оформлен заказ на новый учебный год;
- подготовлены формуляры к выдаче учебников;
- подобраны комплекты учебников по классам;
- осуществлена выдача и прием учебников.
Показатели библиотечной статистики за _2021 – 2022_ учебный год.
№ | | | Кол-во |
1. | Контингент читателей | Всего | 114 |
| | обучающихся из них: записанных впервые | 90 6 |
| | учителей и прочих категорий | 24 |
2. | Контингент обучающихся | всего | 90 |
| | 2-4 классы | 30 |
| | 5-9 классы | 51 |
| | 10-11классы | 9 |
3. | Посещаемость | | 96% |
| Среднее количество посещений в день | | 26 |
4. | Читаемость | | 60% |
5. | Книгообеспеченность (учебники) | | 100% |
Основными показателями работы школьных библиотек являются: книгообеспеченность, читаемость и посещаемость.
Для анализа использовались средние показатели посещаемости библиотеки различными группами пользователей. В отчётном году максимальное количество недель, когда ученики могли посещать библиотеку и пользоваться её услугами, было 32, что означает при правильном планировании деятельности на уроках и во внеурочное время обучающиеся должны были посетить библиотеку не менее 32 раз, т.е хотя бы один раз в неделю, далеко не все обучающиеся смогли приблизиться к этой норме. Обучающиеся среднего и старшего звена, в основном, брали только программную художественную литературу. Активными читателями в этом учебном году были обучающиеся начальной ступени. По анализу работы библиотеки, наибольшее количество книг и периодических изданий было взято обучающимися начальных классов. Обучающиеся основного и среднего звена мало брали в школьной библиотеке книг и другой литературы, редко пользовались периодическими изданиями по своему желанию и интересу. Провожу библиотечные уроки с использованием новых информационных технологий мультимедийные презентации, экскурсии по виртуальным выставкам в Интернете. Такие уроки обучающиеся воспринимают лучше, чем простые беседы, так как структура традиционных библиотечных уроков не отвечает требованиям времени.
Массовая работа. Работа с читателями.
Массовая работа в школьной библиотеке ведётся по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия, для удовлетворения познавательного интереса, для возможностей самовыражения), содействие воспитательным программам школы, содействие учебному процессу. В процессе проведения массовых мероприятий решалась задача количественного и качественного обслуживания.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В нашей библиотеке они оформлялись к юбилейным и знаменательным датам:
-
Всероссийская неделя детской и юношеской книги. -
Книжная выставка«Юмор в детских книжках». -
Выставка детских рисунков «Мир Космоса». -
Книжная выставка«Книги-юбиляры 2022 года». -
Книжная выставка «Я читаю книги о войне». -
Конкурс рисунков «Этих дней не смолкнет слава». -
Книжная выставка«Ужасно интересно всё то, что неизвестно» все воспитанники. -
Выставки книг к юбилейным датам русских писателей (в течение года). -
Выставки книг к юбилейным датам зарубежных писателей (в течение года).
К началу учебного года были обновлены постоянно действующие краеведческие выставки: «С любовью о Родине»
Обслуживание читателей осуществлялось в соответствии с графиком работы библиотеки. На младшие классы в начале учебного года был составлен график посещения библиотеки с учителем. В первой половине года посещение было активным, во второй половине во многих классах дети в библиотеку стали приходить в основном самостоятельно.
В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у школьников информационной, культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования проводились библиотечные уроки, на которых обучающиеся знакомились со строением книги, справочным аппаратом библиотеки, с расстановкой книг в библиотеке:
-
«Как построена книга» -
«Первое знакомство с библиотекой» -
«Древние русские библиотеки»
Для приобщения обучающихся к творчеству писателей и популяризации литературы использовались различные формы библиотечной работы. Мероприятия проводились вместе с учителями начальной школы, учителем русского языка и литературы. Важное место в этой работе занимают беседы, экспресс информации, презентации, литературные викторины, обсуждения, конференции:
-
Беседа-диалог «Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться». -
Слайд - беседа «Край родной – навек любимый». -
Час информации «Край в годы войны». -
Беседа «Имею право на права». -
Беседа «Кто рисует ваши книги?» (художественное оформление, иллюстрации). -
Беседа «Гардероб» для книги» (элементы книги). -
Беседа «Все мы разные, и все мы люди» -
Беседа «Я и мое здоровье». -
Слайд - беседа «Сказки дедушки Корнея». -
Слайд – беседа «Дети в годы войны». -
«Поэзия доброты» путешествие по творчеству А.Барто. -
Беседа «Этот мир для меня» (об экологии). -
«Душа хотела быть звездой» (знакомство с местными поэтами).
В школьной библиотеке ежегодно в марте проводится традиционная «Неделя детской и юношеской книги». Основной целью мероприятия, безусловно, является пропаганда чтения среди школьников. Для раскрытия фонда и привлечения внимания к книгам оформлены выставки: «Неделя детской и юношеской книге», «Литературный калейдоскоп». Многие мероприятия, проводимые на «Неделе детской книги», приурочены к юбилейным и памятным литературным датам. Ребята познакомились с биографией писателей, с большим интересом обсуждали произведения, ответечали на вопросы литературной викторины.
В работе использовались различные формы и приемы, которые помогают обучающимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий. С этой целью проводились библиотечные часы. Также, для привлечения детей к чтению, оформлен стенд «С днем рождения, писатель!», где своевременно выставляется портрет писателя и его произведения, если они имеются в наличие в библиотечном фонде школы. Дети активно принимают участие в изучении авторских произведений. В течение года проводится анализ по определению читательских потребностей обучающихся: «На какие темы дети любят читать» и «Что детей привлекает в книге».
Школьная библиотека оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати. Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2021/2022 учебный год.
Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.
Задачей на новый 2022/ 2023 учебный год ставлю: расширение ассортимента библиотечно - информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий.
Проблемы, выявленные в анализе, ставят перед библиотекой задачи, которые предстоит решать в будущем учебном году:
– Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда;
– Обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами, имеющимися в библиотеке;
– Работа с коллективом школы по привлечению детей к чтению.
Исходя из этого, в следующем 2022/2023 учебном году необходимо уделить внимание:
-воспитанию обучающихся в умении пользоваться библиотекой;
-сохранности учебного фонда;
-повышению престижа библиотеки в школе.
Школьная библиотека и в дальнейшем будет продолжать начатую работу, а также будет работать над усовершенствованием и расширением форм работ по продвижению книги и чтения среди обучающихся школы.