Файл: Анализ работы библиотеки мбоу сош с. Тазбичи имени Г. Х. Юсупова за 20212022 учебный год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ работы

библиотеки МБОУ «СОШ с. Тазбичи имени Г.Х.Юсупова»

за 2021/2022 учебный год

2021-2022 учебный год

Анализ работы школьной библиотеки за 2021/2022 учебный год

Школьная библиотека работала по плану, утверждённому администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Школьная библиотека прививала обучающимся интерес к чтению научно-популярной, художественной и публицистической литературе, развивала их потребности в самообразовании, учила ответственности. Библиотека много внимания уделяла работе, которая была направлена на изучение дополнительной литературы в помощь школьным программам.

Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:

- обеспечение учебно-воспитательного процесса соответствующей литературой;

- формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.

Перед библиотекой стояли следующие задачи:

- знакомство обучающихся с основами библиотечно-библиографических знаний;

- воспитание культурного, патриотического и гражданского самосознания путем знакомства с литературными и историческими произведениями;

- стимулирование у детей интереса к чтению, приобщение к книге.

Работа с книжным фондом.

Одним из главных направлений работы школьной библиотеки является комплектование фонда. В учебном 2021-2022 году пополнился учебный фонд в количестве 491 учебников. В этом году продолжилась работа по сохранности фонда и возмещению ущерба, причинённого книгам. Велась работа с задолжниками. Были проанализированы формуляры всех читателей, выявлены задолжники, списки поданы классным руководителям, постоянно контролируется состояние возвращаемой литературы, проводятся беседы с обучающимися о бережном отношении к книгам.

С обучающимися начальной школы проведён библиотечный урок «Правила обращения с книгой».

Проводится выявление устаревших по содержанию и ветхих изданий. По мере поступления книг в библиотеку осуществляется приём, запись в суммарную и инвентарную книгу.

Для учёта фонда заведена следующая документация:

- книги суммарного учёта основного и учебного фонда;


- инвентарные книги;

- инвентарная книга подарочных изданий;

- читательские формуляры.

Работа с учебным фондом

На учёте состоит - 2931 экз.

Поступило – 491экз.

Художественная литература – 257

Методическая литература- 163

Справочная литература-79

Электронных изданий- 312

Обучающиеся обеспечены учебниками на 100 %.

Проведена работа по оформлению заказа учебников на новый учебный год совместно с заместителем директора по УВР, учителями-предметниками. Составлен и оформлен заказ учебников на 2022/23 год . Поведена работа по проверке учебного фонда. Все вновь поступившие учебники своевременно инвентаризированы, обработаны и выданы обучающимся.

Библиотека систематически работала по воспитанию бережного отношения к учебникам, были проведены индивидуальные и коллективные беседы. В этой работе большую помощь оказывают классные руководители, учителя школы.

В этом учебном году проделана следующая методическая работа по учебному фонду:

- составлен график по сдаче и выдаче учебников на 2021-2022 уч. год;

- составлен и оформлен заказ на новый учебный год;

- подготовлены формуляры к выдаче учебников;

- подобраны комплекты учебников по классам;

- осуществлена выдача и прием учебников.

Показатели библиотечной статистики за _2021 – 2022_ учебный год.









Кол-во

1.

Контингент читателей

Всего

114







обучающихся

из них: записанных впервые

90

6







учителей и прочих категорий

24

2.

Контингент обучающихся

всего

90







2-4 классы

30







5-9 классы

51







10-11классы

9

3.

Посещаемость




96%




Среднее количество

посещений в день




26

4.

Читаемость




60%

5.

Книгообеспеченность (учебники)




100%


Основными показателями работы школьных библиотек являются: книгообеспеченность, читаемость и посещаемость.

Для анализа использовались средние показатели посещаемости библиотеки различными группами пользователей. В отчётном году максимальное количество недель, когда ученики могли посещать библиотеку и пользоваться её услугами, было 32, что означает при правильном планировании деятельности на уроках и во внеурочное время обучающиеся должны были посетить библиотеку не менее 32 раз, т.е хотя бы один раз в неделю, далеко не все обучающиеся смогли приблизиться к этой норме. Обучающиеся среднего и старшего звена, в основном, брали только программную художественную литературу. Активными читателями в этом учебном году были обучающиеся начальной ступени. По анализу работы библиотеки, наибольшее количество книг и периодических изданий было взято обучающимися начальных классов. Обучающиеся основного и среднего звена мало брали в школьной библиотеке книг и другой литературы, редко пользовались периодическими изданиями по своему желанию и интересу. Провожу библиотечные уроки с использованием новых информационных технологий мультимедийные презентации, экскурсии по виртуальным выставкам в Интернете. Такие уроки обучающиеся воспринимают лучше, чем простые беседы, так как структура традиционных библиотечных уроков не отвечает требованиям времени.

Массовая работа. Работа с читателями.

Массовая работа в школьной библиотеке ведётся по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия, для удовлетворения познавательного интереса, для возможностей самовыражения), содействие воспитательным программам школы, содействие учебному процессу. В процессе проведения массовых мероприятий решалась задача количественного и качественного обслуживания.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В нашей библиотеке они оформлялись к юбилейным и знаменательным датам:

  1. Всероссийская неделя детской и юношеской книги.

  2. Книжная выставка«Юмор в детских книжках».

  3. Выставка детских рисунков «Мир Космоса».

  4. Книжная выставка«Книги-юбиляры 2022 года».

  5. Книжная выставка «Я читаю книги о войне».

  6. Конкурс рисунков «Этих дней не смолкнет слава».

  7. Книжная выставка«Ужасно интересно всё то, что неизвестно» все воспитанники.

  8. Выставки книг к юбилейным датам русских писателей (в течение года).

  9. Выставки книг к юбилейным датам зарубежных писателей (в течение года).


К началу учебного года были обновлены постоянно действующие краеведческие выставки: «С любовью о Родине»

Обслуживание читателей осуществлялось в соответствии с графиком работы библиотеки. На младшие классы в начале учебного года был составлен график посещения библиотеки с учителем. В первой половине года посещение было активным, во второй половине во многих классах дети в библиотеку стали приходить в основном самостоятельно.

В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у школьников информационной, культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования проводились библиотечные уроки, на которых обучающиеся знакомились со строением книги, справочным аппаратом библиотеки, с расстановкой книг в библиотеке:

  1. «Как построена книга»

  2. «Первое знакомство с библиотекой»

  3. «Древние русские библиотеки»

Для приобщения обучающихся к творчеству писателей и популяризации литературы использовались различные формы библиотечной работы. Мероприятия проводились вместе с учителями начальной школы, учителем русского языка и литературы. Важное место в этой работе занимают беседы, экспресс информации, презентации, литературные викторины, обсуждения, конференции:

  1. Беседа-диалог «Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться».

  2. Слайд - беседа «Край родной – навек любимый».

  3. Час информации «Край в годы войны».

  4. Беседа «Имею право на права».

  5. Беседа «Кто рисует ваши книги?» (художественное оформление, иллюстрации).

  6. Беседа «Гардероб» для книги» (элементы книги).

  7. Беседа «Все мы разные, и все мы люди»

  8. Беседа «Я и мое здоровье».

  9. Слайд - беседа «Сказки дедушки Корнея».

  10. Слайд – беседа «Дети в годы войны».

  11. «Поэзия доброты» путешествие по творчеству А.Барто.

  12. Беседа «Этот мир для меня» (об экологии).

  13. «Душа хотела быть звездой» (знакомство с местными поэтами).

В школьной библиотеке ежегодно в марте проводится традиционная «Неделя детской и юношеской книги». Основной целью мероприятия, безусловно, является пропаганда чтения среди школьников. Для раскрытия фонда и привлечения внимания к книгам оформлены выставки: «Неделя детской и юношеской книге», «Литературный калейдоскоп». Многие мероприятия, проводимые на «Неделе детской книги», приурочены к юбилейным и памятным литературным датам. Ребята познакомились с биографией писателей, с большим интересом обсуждали произведения, ответечали на вопросы литературной викторины.


В работе использовались различные формы и приемы, которые помогают обучающимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий. С этой целью проводились библиотечные часы. Также, для привлечения детей к чтению, оформлен стенд «С днем рождения, писатель!», где своевременно выставляется портрет писателя и его произведения, если они имеются в наличие в библиотечном фонде школы. Дети активно принимают участие в изучении авторских произведений. В течение года проводится анализ по определению читательских потребностей обучающихся: «На какие темы дети любят читать» и «Что детей привлекает в книге».

Школьная библиотека оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати. Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2021/2022 учебный год.

Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.

Задачей на новый 2022/ 2023 учебный год ставлю: расширение ассортимента библиотечно - информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий.

Проблемы, выявленные в анализе, ставят перед библиотекой задачи, которые предстоит решать в будущем учебном году:

– Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда;

– Обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами, имеющимися в библиотеке;

– Работа с коллективом школы по привлечению детей к чтению.

Исходя из этого, в следующем 2022/2023 учебном году необходимо уделить внимание:

-воспитанию обучающихся в умении пользоваться библиотекой;

-сохранности учебного фонда;

-повышению престижа библиотеки в школе.

Школьная библиотека и в дальнейшем будет продолжать начатую работу, а также будет работать над усовершенствованием и расширением форм работ по продвижению книги и чтения среди обучающихся школы.