Файл: Сказкотерапия понятие, показания к проведению, требования к материалу, техники.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сказкотерапия: понятие, показания к проведению, требования к материалу, техники

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную формулу для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказкотерапия призвана помочь сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность.

Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. С помощью сказки специалисты работают с детской агрессией, неуверенностью в себе, застенчивостью, проблемами стыда, вины, лжи,переживание потери (близких людей или домашних животных), а также с различными психосоматическими заболеваниями, проблемами поведения.

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.Приемы сказкотерапии также используют в логопедической работе для решения коррекционных задач по развитию всех компонентов речи.

С точки зрения психологии сказки применяют для работы в следующих направлениях:

  • Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.

  • Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

  • Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

  • Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.

  • Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.

  • Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.


Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок:

  • художественных

  • дидактических

  • психокоррекционных

  • психотерапевтических

  • медитативных.

Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки.

Художественные сказки очень полезны. Прежде всего, в сказке ценен её воспитательный аспект: все они учат добру. И положительные герои, и помогающие им животные, и предметы - все стремятся созидать добро.

Авторские психологические (или терапевтические) сказки - это особые сказки. Они целенаправленны, разрабатываются специально под каждый конкретный случай. Они чётко ориентированы на решение определённой проблемы или избавление от конкретного страха.

Психокоррекционные сказки используются в случаях, когда ребёнок, сталкиваясь со сложной жизненной ситуацией, никак не может найти из неё выход. Также сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребёнка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии.

Медитативные сказки - это специальные сказки, которые используются в сказкотерапии для проведения так называемых психологических «Медитаций». Сказки - медитации - это бесконфликтные сказки, в них нет никакого зла, в них нет злых, отрицательных или даже просто не очень приятных персонажей. В них хорошо, светло и уютно.

По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой:

  • Рассказывание сказки

  • Рисование сказки

  • Сказкотерапевтическая диагностика

  • Сочинение сказки

  • Изготовление кукол

  • Постановка сказки.

Рассказывание и сочинительство сказки. Специалист предлагает ребёнку рассказать какую-нибудь народную либо авторскую сказку или же сочинить свою. Сказкотерапевт слушает и наблюдает за рассказчиком, это помогает ему выявить внутренние проблемы клиента, определить, что его беспокоит, раздражает или тревожит.

Создание кукол.

Расслабляющий метод. В процессе работы ребёнок вкладывает в куклу свои скрытые желания и мысли и с помощью специалиста может заметить проблемы и найти способы их разрешения.

Диагностика. Сказкотерапевт в процессе, казалось бы, непринуждённой беседы с ребёнком затевает игру с использованием кукол или мягких игрушек, в процессе которой выявляет и уточняет имеющиеся проблемы. Такая психодиагностика очень хорошо подходит для детей, так как в ненавязчивой и деликатной форме позволяет раскрыть потайные переживания и страхи ребёнка.

Сказкотерапия хорошо сочетается с другими методами и упражнениями арт-терапии (песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, игротерапия и др.). Ребёнок с помощью красок, пластилина, песка, глины, цветных аппликаций изображает сюжет сказки, обозначая свои эмоции. Специалист анализирует результат, выявляя, что пугает клиента, вызывает у него тревогу, беспокойство, заставляет злиться или расстраиваться.