Файл: Контрольная работа Специальность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГБПОУ «Сергачский агропромышленный техникум»

Контрольная работа

Специальность_____________________________________________________

Дисциплина________________________________________________________

Выполнил_________________________________________________________

Форма обучения___________________________________________________

Группа № ______

Курс__________

Семестр_______

№ зачетной книжки ________

Проверил_________________________________________________________

Вариант 8

Вопрос 1

  1. Сознание, его происхождение и сущность.

С философской точки зрения, сознание - это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных образах или логических понятиях.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле возникает живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. В дальнейшем эволюционные процессы приводят к возникновению мозга, центральной нервной системы, психики животного и, наконец, психики человека.

Важнейшим условием возникновения и развития человеческого сознания явилась совместная продуктивная деятельность людей, опосредованная речью. Одним из важнейших свойств сознания человека является его активность, благодаря которой сознание способно:

  • отражать мир целенаправленно и избирательно;

  • конструировать теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;

  • разрабатывать прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;

  • служить основой преобразовательной деятельности человека.

Носителем сознания всегда выступает человек. Однако индивидуальное бытие человека включено в общественное бытие. Поэтому в акт сознания всегда включены определённые общественные нормы и ценности. Самосознание—неотъемлемая сторона сущности развитого человека. Оно присуще как индивиду, так и социальным группам, которые поднимаются до понимания своих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения, переживают, страдают, сражаются за утверждение своих идеалов. Уровень самосознания неодинаков и различен в разные периоды становления и развития его носителя, вследствие изменяющихся условий жизнедеятельности, обогащения опыта, совершенствования знаний.


    1. Сознание и бессознательное

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не всё, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, осознаётся им. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного, понятие которого впервые ввёл в философский и научный оборот австрийский учёный и философ Зигмунд Фрейд.

Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы, которые человек не осознаёт, но которые находят своё проявление в различных непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть речевые ошибки, непроизвольное забывание, фантазии, мечты, сновидения. В этих феноменах проявляют себя скрытые для человека мотивы, переживания или мысли.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остаётся до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения. Выделяют различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности:

  • предсознательное—это ощущения, восприятия, память, мышление, установки, возникающие в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга;

  • подсознательное—это явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного (ходьба, речь письменная и устная, умение пользоваться инструментами);

  • мотивационное—это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали.

Вопрос 2

Фридрих Ницше замыкает своей философией XIX век. Его воззрения — яркая реакция на философию Нового времени, прежде всего на левоцентризм. Сущность вещей, считает Ницше, это не научная или моральная, а слепая воля к власти. Все

слабое Ницше презирает, а все сильное воспевает. Симпатии Ницше на стороне сильных личностей, способных вести за собой слабовольные массы. Лозунг Ницше — живи опасно.

Ницше — прекрасный филолог и музыкальный импровизатор. Все это переплавляется у него в своеобразную философскую форму, где яркие литературные эссе, проповеди, афоризмы, декларации, написанные подчас в музыкальных ритмах, то и дело противоречат друг другу. Ницше разрушает нововременной логоцентризм. Старые ценности его не устраивают. Науку он ставит не слишком высоко. Довольно часто «воля к истине» есть лишь выражение бессилия «воли к творчеству». Само понятие истины Ницше ставит под сомнение. Откуда известно, что истина есть? Человек интерпретирует, но не ради истины, а реализуя свое стремление к власти. Ницше решительно выступает против «малокровных» идеалов христианства, морали, науки.

Кажется, что Ницше разрушил все ценности Нового времени. Но... «бог умер; и мы хотим — пусть живет сверхчеловек». На место Бога Ницше ставит человека, но это и есть главное положение философии Нового времени. Ницше не отказался от философии Нового времени и вместе с тем многое в ней разрушил. Он мечтал «о неслыханном синтезе», но осуществить его не сумел. Философия Ницше венчает собой философию Нового времени.
Вопрос 3

Эмпиризм - направление философской мысли, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний. Основателем эмпиризма считается Френсис Бэкон, который был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривал как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «знание - сила».

Исходя и познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Бэкон разработал классификацию наук. На память основывается история как описание фактов, на воображение – поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук и философии. Кроме философии Бэкон выделяет также и «первую философию», которая включает в себя «естественную теологию» (познание Бога через факты природы); «антропологию» (учение о человеке) и «философию природы». Метод для Бэкона
выступает как великая преобразующая сила, поскольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека. Указывая кратчайший путь к новым открытиям, он увеличивает власть человека над природой.