Файл: Административноправовые формы реализации государственной власти.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Административно-правовые формы реализации государственной власти»
1. Понятие и виды административно-правовых форм, их значение.
2. Понятие, признаки, виды и юридическое значение правовых актов управления.
3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
4. Порядок подготовки актов государственного управления (актов Президента РФ, актов федеральных органов исполнительной власти).
5. Действие правовых актов управления. Их законная сила.
6. Отмена, приостановление правовых актов управления.
7. Административно-правовые договоры: сущность и виды.
1. Понятие и виды административно-правовых форм, их значение.
Форма – это способ осуществления содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Таким образом проявляется единство формы и содержания.
Реализация власти государством происходит посредством разнообразных и многочисленных действий, имеющих определенную направленность, выражающих содержание власти и совершающихся уполномоченными субъектами – государственными органами в разнообразных формах.
Государственное управление, в процессе которого реализуется исполнительная власть, является примером деятельности, связанной с осуществлением компетенции органов исполнительной власти, их должностных лиц, поскольку управленческие действия позволяют распространить компетенцию как в отношении других субъектов, так и для внутренней своей организации.
Несоблюдение нормы может повлечь ничтожность действия органа или, во всяком случае, непредсказуемые последствия такого действия. Следовательно, в государственно-управленческой деятельности должны использоваться нормативно установленные формы. Причем это касается как государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть, так и управленческой деятельности органов других ветвей власти.
Под формой государственного управления обычно понимается выражение содержания управления, реализуемого в конкретных видах исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов и должностных лиц, осуществляемой в рамках их компетенции и вызывающей определенные последствия. Эти последствия могут быть связаны с возникновением, изменением и прекращением административно-правовых отношений (органов государственной власти с их нижестоящими органами, с общественными объединениями, с гражданами и т.д.)
Ввиду того, что форма связана с содержанием и является ее выражением, применительно к исполнительной власти она – способ выражения ее государственно-правового содержания, со всеми качествами и особенностями, характеристиками и спецификой.
Функционирование органов исполнительной власти и их должностных лиц предполагает совершение множества действий для реализации закрепленной за ними компетенции в целях решения управленческих задач и выполнения присущих им функций. Поскольку указанные действия различны, различны и варианты их внешнего выражения. Разнообразие действий и форм их выражения делает исполнительную власть постоянно и непрерывно работающей, гибкой и оптимально реализующей свое предназначение.
Подобное функционирование происходит в процессе непосредственного упорядочивающего воздействия субъекта власти на объект. Но есть действия, которые носят предварительный или подготовительный характер и непосредственно упорядочивающими не являются (например, подготовка проектов управленческих решений, сбор информации и так далее). Такие действия могут напрямую не вызывать последствий юридического характера, но выраженные внешне, они имеют возможность распространяться на отношения, выходящие за аппаратные рамки.
Необходимо, однако, отметить, что и в первом, и во втором случаях указанные действия, несмотря на различное назначение, получают соответствующее внешнее выражение.
Если действие по государственному управлению вызывает последствия юридического характера или имеет юридическое значение, его можно отнести к административно-правовой форме.
Таким образом, можно сказать, что «административно-правовая форма государственного управления» - это внешний официальный способ выражения действий органа исполнительной власти или должностного лица такого органа для реализации их компетенции, вызывающий определенные юридически значимые последствия.
Единство понятия формы осуществления государственного управления не исключает необходимости классификации этих форм. Она может проводиться по различным основаниям.
В административно-правовой литературе, как правило, формы государственного управления классифицируют на правовые и неправовые в зависимости от характера вызываемых ими последствий.
Под правовыми понимаются такие формы государственного управления, которые влекут за собой юридически значимые последствия. Это – издание нормативных и ненормативных правовых актов, заключение административных договоров и соглашений, совершение других юридически значимых действий. При таких способах выражения государственного управления возможно наступление правовых последствий для субъектов, в отношении которых эта деятельность осуществляется. Прямыми правовыми последствиями может являться приобретение субъектом статуса, привлечение его к ответственности, приобретение им прав и обязанностей.
Указанные формы реализуют исполнительную власть, так как связаны с использованием юридически властных полномочий субъектов – органов исполнительной власти и их должностных лиц. В первую очередь здесь следует иметь в виду принятие нормативных и индивидуальных правовых актов. Однако к указанным формам можно отнести и действия иного юридического характера, например, регистрацию документов, выдачу лицензий, когда четко проявляется юридическое волеизъявление субъекта; такие действия совершаются, как правило, на основе уже изданных юридических актов.
Сами административно-правовые формы государственного управления также можно классифицировать.
По содержанию можно выделить правотворческие (принятие подзаконных актов органами исполнительной власти и их должностными лицами) и правоприменительные (издание индивидуальных актов, выдача разрешений и т.д.) административно-правовые формы. Последние, в свою очередь, можно классифицировать на регулятивные (например, при управлении процессами в экономической сфере) и правоохранительные (могут применяться, например, при разрешении споров в сфере управления). Выделяются административно-правовые формы по направленности – воздействующие на внешние управленческие отношения (с другими органами) и на внутренние (со структурными подразделениями своих органов). По юридическому содержанию – предписывающие, разрешающие, запрещающие.
От правовых форм следует отличать неправовые. К ним можно отнести действия организационно-распорядительного (проведение совещаний и инструктажей, составление отчетов, организация приема граждан и т.д.) и материально-технического характера (организация обеспечения управленческих процессов техническими средствами, финансами, имуществом и т.д.). Природа таких действий иная: она не вызывают юридически значимых последствий.
В то же время все формы, как правовые, так и неправовые, можно классифицировать в зависимости от вида правоотношений, в которых они реализуются, на процессуальные (задержание и доставление правонарушителей) и материальные (проверка документов, применение спецсредств).
В зависимости от формы – оформленные документально-письменные и не требующие документального оформления – устные.
Возможна классификация форм по целому ряду иных признаков:
- по объему – общеобязательные и имеющие конкретные объекты;
- по адресату – адресуемые всей системе управления или ее части;
- по достигаемым результатам – позитивное регулирование или устранение негативных явлений в управлении и т.д.
2. Понятие, признаки, виды и юридическое значение правовых актов управления.
Акт государственного управления - это юридическая форма управленческого решения, посредством которой реализуются задачи и функции государственного управления.
Требование об издании акта государственного управления в соответствии с задачами и функциями государственного управления, в целом с интересами государства означает, что акт не только формально не может противоречить закону, но и фактически не должен нарушать интересы государства, а также права и законные интересы граждан.
Акт государственного управления издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством, либо административно-правовыми нормами.
Конкретные требования об издании акта государственного управления полномочным органом в пределах его компетенции означают, что акт государственного управления может быть издан лишь по вопросу, который относится к ведению данного органа, иными словами, необходимо соблюдать компетенцию по предмету регулирования. Говоря о соблюдении компетенции по предмету регулирования, надо иметь в виду не только недопустимость вторжения в сферу деятельности вышестоящих органов, но и недопустимость вторжения в сферу деятельности нижестоящих органов, в том числе в деятельность органов местного самоуправления и общественных объединений.
Акт государственного управления не должен нарушать территориальных пределов деятельности органа. Действие акта государственного управления должно распространяться только на территорию, подведомственную данному району. Например, региональный орган исполнительной власти принимает решение по вопросу борьбы с эпизоотией и не может распространять его действие на территорию, не входящую в этот район.
Акт государственного управления - юридически властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение природа государственно-управленческой деятельности.
Это его свойство обусловлено социальной природой права и государственного управления и в конечном счете имеет своим основанием сознательно-волевой характер общественной жизни, где ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. С помощью таких актов воля органов государственного управления, которая, как и всякая воля, в основе своей является лишь внутренним психическим процессом, может обеспечить возникновение юридического эффекта в виде установления изменения или отмены правовых норм или возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений в сфере государственного управления.
Акт государственного управления выражает волю соответствующего органа управления. В актах государственного управления может выражаться как индивидуальная воля одного должностного лица, так и общая воля группы должностных лиц, где соединяются воли каждого из членов коллегиального органа. В актах, издаваемых по согласованию с другими государственными органами или органами местного самоуправления, естественно, выражается и воля этих органов. Но во всех случаях воля, выраженная в актах государственного управления, является государственной.
Акт государственного управления содержит в себе юридически властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата, он императивен.
Однако характер властного предписания имеют не все действия органов государственного управления, в результате которых возникают, изменяются или прекращаются конкретные административно-правовые отношения. Например, при осуществлении действий разрешительного характера (выдача специального разрешения, лицензии, свидетельства, допуска и т.д.) издаются акты, которые не являются властными. Властный характер присущ лишь тем правовым актам органов государственного управления, которые издаются ими в одностороннем порядке и содержат обязательные к исполнению предписания.
Обязательность предписания актов государственного управления для органов, их издающих, проявляется и в обязанности этих органов самим соблюдать указанные предписания. Ни один государственный орган не может пренебречь содержащимися в его акте предписаниями и не учитывать их при издании новых предписаний.