Файл: Программа для чтения pdfфайлов. Загл с этикетки диска.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15 регулирования (управления) является Иерархия нормативно-правовых ак-
тов, действующих на территории России (рис.№ 1.2.1).
Рис.№ 1.2.1.Иерархия нормативно-правовых актов РФ.
Иерархия нормативно-правовых актов представляет собой систему их взаимодействия и область применения:
1.Самым главным нормативным документом в Российской Федерации является Конституция, которая была принята в результате народного воле- изъявления на референдуме 12 декабря 1993 года. Началом действия Консти- туции стала официальная публикация текста 25 декабря этого же года.
2.Федеральные законы (ФЗ). Указы Президента РФ, Постановления
Правительства РФ, Технические регламенты.
3.Международные стандарты, разработанные Международной орга- низацией по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссией (МЭК), Международным союзом электросвязи (МСЭ) и т.д.
(Международные стандарты представляют точку зрения (мнение) мировых экспертов на основе консенсуса в различных областях экономики: от энерге- тики и энергетической эффективности до транспорта, системы менеджмента, изменения климата, здравоохранения, безопасности и информационно-- коммуникационных технологий.)
4.Межгосударственныеи национальные стандарты.
5.Своды правил – документы по стандартизации, утверждённые феде- ральным органом исполнительной власти России или Государственной кор-

16 порацией и содержащие правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.
6.Отраслевые требования, руководящие документы и технические
условия.
7.Ведомственные стандарты и стандарты организаций,включая коммерческие, общественные и научные объединения.
8.Методические указания, методики, инструкции и нормы.
Отраслевая (корпоративная) стандартизация – это деятельность по установлению в системе ПАО “Транснефть” требований к продукции, про- цессам, работам и услугам в целях обеспечения безопасности, надёжности и эффективности деятельности магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
Отраслевая (корпоративная) стандартизацияосуществляется в
ПАО «Транснефть»с целью:
- обеспечения соблюдения требований технических регламентов и дру- гих нормативных правовых актов, НД федерального уровня, применения на добровольной основе национальных стандартов, сводов правил межгосудар- ственных и международных стандартов, принятых в качестве национальных стандартов Российской Федерации;
- обеспечения реализации технической политики ПАО “Транснефть” в отношении безопасности объектов, систем, зданий, сооружений и оборудо- вания МТТ на всех этапах их жизненного цикла;
- обеспечения конкурентной среды для применяемых в системе МТТ продукции, работ, услуг;
- защиты рынка ПАО “Транснефть” от продукции, работ и услуг, не со- ответствующих требованиям технических регламентов и нормативных доку- ментов Компании;
- обеспечения рационального использования материальных и энергети- ческих ресурсов.
Основные
направления
отраслевой
(корпоративной)
стандартизации:
- разработка (участие в разработке) национальных, межгосударственных и международных стандартов, сводов правил;
- формирование и поддержание в актуальном состоянии собственной нормативной базы Компании.
На рис.№ 1.2.2 приведена иерархическая система применения норма-
тивных документов ПАО “Транснефть” в процессе проектирования МН на примере проектирования с использованием типовых проектных и техниче- ских решений.
Проектирование с применением типовых проектных и технических ре- шений обеспечивает:
- повышение надежности, безопасности и качества проектируемых объ- ектов и сооружений МН;
- снижение трудоемкости процесса проектирования и проведения внут- ренней экспертизы проектной документации;


Документы по стандартизации Федерального уровня – Национальные (межгосударственные, международные) стандарты РФ, Своды правил, Рекомендации, Правила, Методики измерений
Нормативные документы ПАО “Транснефть”
Общесистемные правила и процедуры в отношении выполнения отдельных видов деятельности (работ, услуг) и их документированию (РД, ОТТ, СТТ, ОМД)
Общесистемные правила и процедуры (ОМД)
Требования к порядку и технологии выполнения работ, методические указания, инструкции и рекомендации по выполнению работ (РД)
Требования к объектам и системам, технические решения, нормы проектирования (ОТТ, СТТ)
Типовые проектные решения (ТПР)
НПС
РВС
ППМН
КПП СОД
…..
Технические требования к продукции, работам и услугам (ОТТ, СТТ, ТТЗ)
Трубы
Насосы
Арматура
Диагностика
Проектирование
Отраслевые регламенты (ОР)
Технические условия (ТУ), программы и методики испытаний (ПМИ)
Рис.1.2.2.Иерархия системы нормативных документов, применяемых на территории РФ и в ПАО “Транснефть”.

- унификацию и стандартизацию объектов МН, взаимозаменяемость по комплектации, снижение запасов товарно-материальных ценностей
- снижение сметной стоимости разработки проектной и рабочей доку- ментации.
Типовое проектирование – это система разработки строительных про- ектов, основанная на типизации зданий или их фрагментов с целью много- кратного повторения в строительстве. Она применяется особенно широко в строительстве жилых, промышленных и общественных зданий.
В связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрена возможность применения типовых проектов для объектов магистральных трубопроводов системы “Транснефть” при проектировании широко приме- няются типовые проектные и технические решения (ТПР), разработанные и введенные в действие ПАО “Транснефть”.
Типовые проектные и технические решения в реестре типовой проект- ной документации ПАО “Транснефть” сгруппированы по следующим клас-
сификационным группам:
- нефтеперекачивающие станции;
- резервуары вертикальные стальные;
- узлы запуска, приема и пропуска систем очистки и диагностики;
- переходы дорог;
- узлы линейных задвижек МН;
- колодцы вантузов;
- выборочный ремонт дефектов подводных переходов;
- выборочный ремонт дефектов линейной части МН.
На основании вышесказанного сформулируем основной результат §1.2
(ответим на вопрос, поставленный в начале §1.2) – процесс проектирования
МН регулируется (управляется) Иерархической системой нормативно- правовых актов, действующих на территории России, и Иерархической си- стемой применения нормативных документов ПАО “Транснефть” в процессе проектирования МН.
Проектирование – разработка проектной и рабочей документации – вы- полняется в соответствии с некоторым установленным набором действий – технологической цепочкой проектирования (рис.1.1.1). Рассмотрим норма- тивно установленную технологическую цепочку проектирования.
1.3.Технологическая цепочка проектирования – последовательность бизнес-процессов.
Задание на проектирование. Заказчик. Проектная организация.
Классификация нефти по плотности и содержанию серы. Сорт нефти.
Экспортные сорта. Эталон цены. Маркерные сорта нефти.
Бизнес-процессы. Инженерные изыскания. Результат инженерных изыс- каний. Естественные и искусственные препятствия. Высотные (геодезиче- ские) отметки. Плоскость сравнения. Трасса нефтепровода. Профиль сжатый.
Бизнес-процесс “Инженерные изыскания”.


19
Бизнес-процесс “Проектирование”. Результат проектирования.
Экспертиза (внутренняя). Проведение экспертизы. Работоспособное со- стояние трубопровода. Генеральный проектировщик. Государственная экс- пертиза. Бизнес-процесс “Экспертиза проектной документации”. Результат экспертизы.
Бизнес-процесс “Авторский надзор”.
Из сформулированной в §1.1 математической формализации задачи сле- дует необходимость формирования технологии проектирования в виде иерархической системы этапов проектирования, уровней принятия решения и управления (рис.№ 1.1.1). Поэтому рассмотрим процесс проектирования как осознанную (обоснованную) целенаправленную последовательность дей- ствий – структуру, состав стадий и этапов разработки проекта, совокупность процедур и привлекаемых технических средств, взаимодействие участников процесса.
Исходное задание на проектирование выдаётся заказчиком. Задание на
проектирование (ЗП) – документ, определяющий состав проектной доку- ментации, технические, технологические, организационные и экономические решения объекта проектирования. Основными причинами, заставляющими
заказчика обратиться к разработчику (проектной организации), являются отсутствие у заказчика соответствующих специальных знаний либо ограни- ченность его ресурсов (нехватка времени на решение задачи, необходимого количества людей, оборудования).
Заказчик [20] – организация системы «Транснефть», осуществляющая от имени и за счет Инвестора на основании агентского договора и доверенности организационно-технические мероприятия по строительству, техническому перевооружению, реконструкции, капитальному ремонту объектов трубопро- водного транспорта нефти и иных объектов капитального строительства, пу- тем заключения, исполнения договоров (контрактов) на выполнение проект- но-изыскательских, строительно-монтажных работ, договоров поставки ма- териально-технических ресурсов и иных необходимых сделок.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Проектная
организация [10] – организация, выполняющая проектно-изыскательские ра- боты (ПИР) по договору с генеральным проектировщиком.
Стандартное задание на проектирование представляет собой набор пока- зателей, прежде всего, определяющих заданный объем перекачки G, расстоя- ние перекачки L и свойства транспортируемой нефти (плотность нефти, со- держание серы и так далее). В связи с этим возникает необходимость клас-
сификации транспортируемой нефти, в частности, по плотности и по со-
держанию серы. В Таблицах № 1.3.1 и № 1.3.2 приведена классификация нефти соответственно по плотности и по содержанию серы.
Таблица № 1.3.1.
Классификация нефти по плотности.

Название нефти
Плотность нефти, [кг

м
-3
];
1
Особо легкая
≤ 830

20 2
Легкая
830.1

850 3
Средняя
850.1

870 4
Тяжелая
870.1

895 5
Битуминозная
> 895
Таблица № 1.3.2.
Классификация нефти по содержанию серы.

Название нефти
Содержание серы, [%]
1
Малосернистая
≤ 0.6 2
Сернистая
0.61

1.8 3
Высокосернистая
1.81

3.5 4
Особо высокосернистая
> 3.5
Из Таблиц № 1.3.1 и № 1.3.2 возникает необходимость классификации нефти по комбинации численных значений определенного набора характери- стик – по сорту нефти. В частности, плотность транспортируемой нефти и содержание серы в ней – характеристики сорта нефти.
Российские нефти представлены на мировом рынке тремя основными сортами:
- Urals – сложная смесь, сформированная в результате смешения нефти
Западной Сибири, Урало-Поволжья и Тимано-Печорской провинции. Сорт
Urals экспортируется в западном направлении через порты Новороссийск,
Приморск, Усть-Луга, а также по нефтепроводу “Дружба”;
- Siberian Light сформирован в основном легкой нефтью Западной Си- бири. Порт отгрузки – Новороссийск;
- ESPO – это смесь нефти месторождения Западной, Центральной и Во- сточной Сибири. Сорт транспортируется по трубопроводной системе ВСТО с конечной точкой отгрузки в порту Козьмино, а также через сухопутный тер- минал Мохэ (КНР).
Вне системы “Транснефть” экспортируются высокосернистый сорт Arco с месторождения “Приразломное” в Печорском море, малосернистые Sokol
(Сахалин) и смеси Варандей и КТК (Таблица № 1.3.3).
Таблица № 1.3.3.
Российские экспортные сорта нефти в 2016 году.

Название
Объем
Сера,
Плотность, нефти экспорта, [млн.т]
[%]
[кг

м
-3
]
1
Urals
183.9 1.5

1.7 870 2
ESPO
48.3 0.65 850 3
КТК
44.3 0.53 792 4
Sokol
6.0 0.27 842.9 5
Siberian Light
5.5 0.6 850 6
Варандей
3.0 0.52 842.2 7
Arco
0.8 0.52 842.2
Сейчас на мировом рынке как эталон для цены, на который ориентиру- ются и продавцы и покупатели, приняты три (маркерных) сорта – Brent, WTI
(West Texas Intermediate) и Dubai Crude.


21
Маркерные сорта нефти (benchmark crude) – сорта с определенными ка- чественными характеристиками. Цены на них публикуются мировыми коти- ровочными агентствами. Используются как эталон для определения цен на другие сорта.
Сорт Brent с содержанием серы 0.37 [%] и плотностью 834.4 [кг

м
-3
] формируется из нефти, добываемой на четырех группах шельфовых место- рождений в Северном море.
К WTI относится техасская нефть юго-запада США с 0.45 [%] серы и плотностью 824.7 [кг

м
-3
]. К маркерным сортам Brent и WTI близки россий- ские Siberian Light и ESPO.
Высокосернистый сорт Dubai Crude имеет показатели по содержанию серы 2.13 [%] и плотности 875.6 [кг

м
-3
].
В системе ПАО “Транснефть” проектные работы, разработку проектной, рабочей и научно-технической документации выполняет АО “Гипротрубо- провод”. В АО “Гипротрубопровод” процесс проектирования сформирован в виде технологической цепочки последовательных бизнес-процессов (рис.№ 1.3.1).
БП.1. “Инженерные изыскания”
БП.2. “Проектирование”
БП.3. “Экспертиза проектной документации”
БП.4. “Авторский надзор”
Рис.№ 1.3.1.Бизнес-процессы АО “Гипротрубопровод”.
В приведенном в §1.2 определении проектированиеобозначено как по- следовательность этапов – инженерных изысканий и разработки проектной и рабочей документации. В чем назначение этих этапов, необходимость их самостоятельного определения и разделения?
Инженерные изыскания[19] – вид строительной деятельности, обеспе- чивающий комплексное изучение природных и техногенных условий терри- тории (трассы, площадки) объектов строительства, составление прогнозов

22 взаимодействия этих объектов с окружающей средой, обоснование их инже- нерной защиты и безопасных условий жизни населения.
В состав инженерных изысканий для строительства магистральных тру- бопроводов входят следующие основные их виды:
- инженерно-геодезические;
- инженерно-геологические;
- инженерно-гидрометеорологические;
- инженерно-экологические изыскания.
Результатом инженерных изысканий является формализация (внеш- них) условий эксплуатации (например, температуры окружающей нефтепро- вод среды, характеристик грунта, количества и характеристик естественных и искусственных препятствий и так далее) магистрального нефтепровода и его объектов в виде номенклатуры количественных характеристик (1.1.6) и диа- пазонов их изменения (1.1.7). К естественным и искусственным препят-
ствиям относятся реки, водохранилища, каналы, озера, пруды, ручьи, прото- ки и болота, овраги, балки, железные и автомобильные дороги [26,27,28].
Непосредственным результатом инженерных изысканий является также набор высотных (геодезических) отметок – возвышений рассматриваемого живого сечения струйки (сечения трубопровода) над горизонтальной плоско- стью, называемой плоскостью сравнения.
Высотная отметка (z) может меняться по длине трубопровода (координа- те x). Отсюда следует необходимость определения положения оси трубопро- вода по его длине – профиля трубопровода – (рис.№ 1.3.2), то есть, определе- ния высотной отметки как функции z(x).
L
Z
I
Z
II
Плоскость сравнения
X
Профиль нефтепровода
Z(x)
I
II
Z, [м]
Рис.№ 1.3.2.Профиль нефтепровода (вертикальный) между начальным (I) и конечным (II) сечениями.