Файл: Методические рекомендации по написанию исторического эссе данный вид работы итог самостоятельного осмысления студентом темы занятия, одна из форм его отчетности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Задания по Истории (семинар)

в) каждому из обучающихся написать эссе: «Владимир (Святой) - креститель земли русской» (письменно, в тетради. См. методику написания.);

г) найти и записать определения понятий (письменно, в тетради):

поляне, древляне, словене, голядь, племя, союз племен, протогосударства, вече, погост, «урок», «Повесть временных лет», Хазарский каганат, смерд, закуп, рядович, митрополит, посадник, феодальная раздробленность, иго (татаро-монгольское).

2. Быть готовыми:

а) к проведению контрольного опроса с применением тестовых заданий по материалам модуля;

электронная библиотека http://www.biblioclub.ru/

а) основная:

1. Кузнецов, И.Н. История : учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - С.38-67. - (Учебные издания для бакалавров). - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450757 

б) дополнительная:

2. История: для бакалавров: учебник / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - 3-е изд, перераб. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2014.- С.119-143;543-567 - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271484 

3. Рыбаков, С.В. История России с древнейших времен до конца XVII века : курс лекций / С.В. Рыбаков. - 4-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. – С. 38-67. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482327
Еще раз обращаю внимание на уяснение методики написания зссе!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭССЕ

Данный вид работы – итог самостоятельного осмысления студентом темы занятия, одна из форм его отчетности.

Тема эссе определяется преподавателем.

При этом целесообразно уяснить, что эссе представляет собой прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее рекомендованную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные.

Основными признаками эссе являются:

- наличие конкретной темы;

- выражение индивидуальных впечатлений и соображений по ним, заведомо не претендующих на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета исследования;

- новое, субъективно окрашенное слово по данной теме;


- проявление в его содержании личности автора - его мировоззрения, мыслей и чувств.

Эссе классифицируются на две большие группы:

- личностное, субъективное, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности;

- эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Различают также эссе:

- описательные;

- повествовательные;

- рефлексивные;

- критические;

- аналитические и др.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков студента, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Достижение заданной цели обеспечивается четким и грамотным формулирование обучающимся мыслей, структурированием информации, использованием основных понятий, выделением причинно-следственных связей, иллюстрированием опыта соответствующими примерами, аргументированием своих выводов.

Структура и план эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

- мысли автора эссе по проблеме целесообразно излагать в форме кратких тезисов;

- мысль необходимо подкреплять доказательствами, то есть за тезисом должны следовать аргументы.

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др., поиску которых могут способствовать материалы периодической печати, особенно научно-теоретической и исторической литературы.

Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, ориентированное на краткость и образность.

Таким образом, план эссе может иметь следующий вид:

- вступление;

- тезис, аргументы;

- тезис, аргументы;

- заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

- вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора);

- стиль изложения (эмоциональность, экспрессивность, художественность) обеспечивается короткими, простыми, разнообразными по интонации предложениями;

- необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.



Кроме этого в эссе целесообразно:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), связанных с данной темой;

–используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль рассматриваемой личности в тех или иных событиях;

При характеристике роли личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и результат указанных событий;

– указать причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий, происходивших в данный период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду

Эссе, как правило, выполняется на листе форматом А4.

Размеры полей: правое – 3 см., левое – 1,5 см., верхнее и нижнее по 2 см.

Шрифт - Times Nev Roman, размер – 14, интервал – 1,5; отступ – 1,27.

Общий объем работы – 1,5 – 2 страницы.

Эссе выполняется студентом самостоятельно. Оно не должно быть компиляцией из различных источников.


Эссе на тему: Владимир (Святой) – креститель земли русской.
Введение

В былинах Князь Владимир I Святославович (Святой) прославлен в лике святых ка равноапостальный и отождествляющийся с Владимиром Красное Солнышко.

Владимир (Святой) правил, а вернее сказать княжил в период 969 по 1015 гг. Период правления Владимира Святославовича является важным для истории Древнерусского государства, так как содержит значимые внутренние и внешние политические события, а именно «языческая реформа» 980 г. и «Крещение Руси» 988 г. Для того, чтобы понять цели и последствия языческой реформы, а также причины Крещения Руси и выбора православного христианства, необходимо рассмотреть данные события более детально.

Языческая реформа

Одним из важных событий правления князя Владимира Святославовича стала «языческая реформа», которую он предпринял около 980 г. сразу же после захвата Киевского престола. Первая попытка государственной власти вмешаться в мировоззрение и духовный мир общества. Целью данной реформы: во-первых, являлась необходимость подчеркнуть суверенность и независимость Руси от христианской Византии, во-вторых, укрепление положения великого князя, как главного военачальника державы, в-третьих, необходимость упорядочения мифологического хаоса, царившего в сознании восточнославянских племен. Так же Владимир, относившийся строго к наемникам, отодвигал на задний план наемных дружинников-варягов (часть из которых была христианами), а после наступления мира, выгнал их из Руси, за множественные бесчинства.


Пантеон богов Владимира

Богам Владимира, идолы которых были установлены на капище в Киеве около 980 г., посвящено огромное количество противоречивой литературы. Так, исходя из Повести временных лет, пантеон состоял из шести богов. Во главе находился Перун (бог войны, грома и молнии, так же являлся покровителем княжеской власти), Хорс (бог солнца, небесный Конь), Дажьбог (один из самых почитаемых восточно-славянских богов, бог плодородия и солнечного света), Стрибог (бог ветра и воздушных стихий), Семарьгл (бог – сеятель семян, хранитель посевов и сельского хозяйства), и единственная богиня в пантеоне Макошь (богиня плодородия и плодовитости, мать судьбы (пряха) и урожая, покровительница домашнего очага). Данные боги были популярны среди населения южной части Руси, а князь был заинтересован в поддержке Киева, поэтому выбор был сделан именно на них. Стоит обратить внимание на то, что идолы были установлены рядом с княжеским дворцовым комплексом, в самом центре киевской крепости, это позволяло расширить круг, участвовавших в жертвоприношениях, так как горожане могли приводить всю свою семью, члены которой так же принимали участие в жертвоприношениях и пирах.

Судя по договорам с греками, на Руси существовало два культа: культ Перуна и Культ Волоса (Велеса). Волос был почитаем практически всеми восточными славянами, однако после проведения реформы, Перун возглавил пантеон из шести богов, а Волос в него не попал. Связано это с внутриполитическими задачами Владимира, а именно с желанием отдалить и уменьшить влияние волхвов на общественные настроения на Руси, которые мешали князю при построении централизованного государства.

Последствия языческой реформы

Основной сутью языческой реформы являлось предание иерархической структуры религиозным верованиям восточных славян. Так как необходимое Владимиру народное единство не могло быть построено на полнейшем хаосе в вопросе вероисповедания.

Пантеон Владимира не получил всенародной поддержки и восьмилетнее поклонение Перуну, закончилось тем, что разочаровавшийся в язычестве Владимир, приказал выкинуть весь пантеон в Днепр.

Однако несмотря на то, что языческая реформа не удалась
, она привела к резкому сокращению языческих богов и изменению мировоззрения, которое не менялось веками, и подготовило Русь к следующему шагу – принятию христианства.

Крещение Руси

Крещение Руси в 988 г. стало важнейшим событием для становления и развития государства, так как благодаря этому Древнерусское государство выходило на новый уровень развития и встало в один ряд с европейскими государствами.

Крещение Руси было обусловлено комплексом факторов и причин, а именно:

1) необходимостью объединить и покорить восточнославянские племена (которые, несмотря на проведенную в 980 г. языческую реформу, продолжали поклоняться разным богам) на основе общей монотеистической религии;

2) необходимостью усиления княжеской власти, убеждение в ее божественное происхождение;

3) стремлением сблизить Русь с Западной Европой, а так же приобщению к общеевропейским политическим реалиям, культурным и духовным ценностям;

4) необходимостью оправдания социального неравенства.

Стоит отметить, что Владимир не сразу решился на принятие христианства, он уделил много времени изучению мировых религий (католичество, православие, иудаизм, мусульманство). Согласно Повести Временных Лет, к князю прибыло посольство с миссионерами из разных конфессий, но по разным причинам они были отосланы, только проповедь представителя православной византийской церкви была благоприятно воспринята.

Так же существуют записи о том, что Владимир отправил своих послов в разные страны, которые вернувшись, в один голос заявили князю что не видели ничего более впечатляющего чем Византийское православие. Именно так летопись передает их мнение: «В храме Греков мы не знали, стояли ли мы на земле или на небе. Истинно там с человеками Бог. И как всякий человек, вкусив сладкого, не захочет горького, так и мы, узнав веру Греков, не желаем больше служить богам своим». Согласно летописи, именно после этого Русь выбирает православие, в 988 г. по приказу Владимира жители Киева были крещены в Днепре.

Почему же в действительности выбор Владимира был сделан именно в пользу православия? Скорее всего выбор имел геополитические причины, так как крупнейший и сильнейший сосед Руси, Византийская Империя, была центром православной ветки христианства и преемницей Римской Империи. Так же стоит выделить тот факт, что православная церковь подчиняется светской власти, где князь является главой религиозного культа.