Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области социальнопедагогической деятельности) Дисциплина Культурология Практическое занятие 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Культурология
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Туренко Мария Юрьевна
Преподаватель:
Хомутова Дарья Сергеевна
Задание 1. (Максимальное количество баллов – 3)
Культура общения – важнейшее направление, к которому каждый из нас прибегает в повседневной жизни. В современном мире большая часть общения переместилась в интернет. Но это не означает, что для онлайн-пространства не должно быть правил культуры общения.
Вопрос:
Разработайте памятку из нескольких пунктов (не менее трех), обобщающую основные правила вежливого общения в месседжерах и социальных сетях.
Ответ.
В обычной жизни при общении с другими людьми мы придерживаемся этикета – определенных правил поведения, принятых в данной среде. Главная цель этикета – определить нормы поведения, облегчающие взаимодействие. Дипломатический, деловой, воинский, корпоративный и так далее – в разных группах и сообществах людей присутствует свой этикет, зависит он также от культурной среды и эпохи. Сравнительно недавно, с появлением интернета, развитием социальных сетей, чатов и мессенджеров, родилась еще одна разновидность –сетевой этикет, который перенял многие этикетные формулы, принятые для письменной речи.
Сегодня социальные сети, чаты, вотсап и другие мессенджеры для многих активных людей стали одним из главных каналов коммуникации. Поэтому так важна этика общения при переписке.
Рассмотрим несколько правил сетевой этики.
Вежливость– даже в переписке не стоит быть невежливым и тем более опускаться до грубости и откровенного хамства.
Приветствие, прощание, благодарность, обращение по имени – не пренебрегайте этими формулами при общении в чате.
Проверка. Прежде чем нажимать кнопку «Отправить», перечитайте свое сообщение и проверьте, не закрались ли в него неточности и не поработал ли над ним Т9 – и собеседник не получит бессмысленный, безграмотный текст, полный ляпсусов.
Не воспитывайте! Поучение, моральное давление, высокомерие – неуместны не только в обычной жизни, но и в онлайн-чатах. Никому не нравится, когда к нему относятся свысока – это сразу вызывает желание заблокировать собеседника и больше с ним не контактировать.
Обязательно отвечайте на сообщения. Если у вас нет времени, напишите хоть что-то, например, «Извини, сейчас занят, отвечу позже». Вас же расстраивает , когда вы написали, человек прочитал и молчит? Поступайте с другими так, как вы хотите, чтобы поступали с вами, если, конечно, для вас важны отношения с конкретным человеком. Это не касается хамства – на него лучше вообще не реагировать.
Аккуратнее с аудио- Голосовые сообщения отправляйте только тем, с кем вы уже общались. Если новый собеседник, то только текст.
Задание 2. (Максимальное количество баллов – 5)
Образование – это процесс индивидуального освоение человеком культуры его страны. Системы образования разных стран имеют свои особенности, но тем не менее их можно объединить в несколько крупных групп. Например, по географическому признаку допустимо выделить Восточную и Западную системы образования.
Вопрос:
Проанализируйте представленный материал об особенностях Восточного и Западного образования:
Западная система образования | Восточная система образования |
Деятельное начало | Созерцательный подход |
Экстравертивность (ориентация на внешний мир) | Интровертивность (ориентация на внутренний мир) |
Более свободные формы воспитания, в поисках истины | Жёсткие требования к выполнению традиционных норм и канонов |
Синтез рационального | Синтез духовного |
Разработки новых форм и технологий обучения, иногда противоречащих предшествующим | Преемственность знаний, направленная не только на сохранение знаний предков, но и на их преумножение |
Цель образования: получение знаний, умений, навыков | Цель образования: самоуглубление, движение к внутреннему просветлению |
Школьная форма обучения с разделением детей на классы | Индивидуальное обучение |
Знания – центр образовательного процесса | Ученик – центр образовательного процесса |
Дайте развернутый ответ на вопросы:
К какой системе образования ближе российская система? Какие факторы отличаются?
Считаете ли вы верным существующий подход к образовательному процессу? Что необходимо поменять в культуре образования?
Ответ.
В первую очередь, Восток понимается как символ традиционализма, а Запад – как символ модернизма. С этой точки зрения особенности образования на Востоке и Западе характеризуются в большей степени временными показателями, нежели пространственными.
Во-вторых, в процессе классификации систем образования понятия «Восток» и «Запад» используются в культурно-нравственном смысле, а также в качестве показателя различий между типами цивилизаций и соответствующими им образами мышления.
Третий, и самый главный фактор, особо отличающий Восток и Запад, – это формирование отношений в личностном (индивидуальном) и общественном (социальном) масштабе. Так в восточном понимании идеалом, целью является совершенствование личности, а в западном – совершенствование общества.
Между Восточной и Западной моделями образования наблюдается существенная разница. Восточная модель имеет основной целью совершенствование отдельного человека, достижение его духовного обогащения. В связи с этим процесс обучения и отношения между учителем и учеником в большей степени реализуются на индивидуальном уровне, предпочтение отдается дидактике. Западная модель образования рассматривает личность как продукт общественной среды, и в результате, главной целью становится совершенствование самой социальной среды и общества, основное внимание направляется на социально-экономические реформы, образование принимается в качестве составного компонента общества.
Системы образования, отличаются не только особенностями своих социальных структур и связей с обществом, но и основными преследуемыми целями обучения. Все зависит от того, чему учить людей, и в особенности, какой именно образ мышления у них формировать. Именно здесь и проявляется одно из различий между восточным и западным образованием – мировоззрение, лежащее в основе обучения.
Если проецировать системы западного и восточного образования на систему российского, то в большинстве критериев она больше схожа с системой западного образования. Например, по таким факторам, как:
- Школьная форма обучения с разделением детей на классы,
- Цель образования: получение знаний, умений, навыков,
- Разработки новых форм и технологий обучения, иногда противоречащих предшествующим (здесь можно провести параллель между формой и технологиями обучения несколько десятилетий назад и сегодняшнюю систему обучения по ФГОС, многие технологии обучения разительно отличаются между «тогда и сейчас»)
К слову, некоторые факторы все же отличаются от системы западного образования, где знания – это центр образовательного процесса, тогда как в российской системе образования во главе стоит ученик (то есть по этому фактору российская система образования ближе все-таки к восточной). Кроме того, есть отличия в свободной форме воспитания как это представлено в западной системе образования, в российской все же существуют определенные правила и установки по воспитательному процессу.
Существующий подход к образовательному процессу с годами претерпел многочисленные изменения, и на мой взгляд на данном этапе полностью соответствует всем нормам и требованиям к обучению.
Задание 3. (Максимальное количество баллов – 3)
О последствиях несформированной бытовой культуры отлично знали советские идеологи. Поэтому в стране велась активная пропаганда здорового образа жизни: отказа от вредных привычек, привлечение к занятиям спортом, отдыху на природе. Быть здоровым и не зависеть от алкоголя и табака считалось правильным и модным. В современном мире источники массовой культуры формируют у молодежи положительный образ неправильных, а иногда и вредных бытовых привычек.
Вопрос:
Составьте простую и понятную для детей и подростков схему (состоящую минимум из 5 блоков), доказывающую вред курения в любой форме. Рекомендуется применить наглядные картинки, статистические материалы, научные доказательства.
Ответ.
Задание 4. (Максимальное количество баллов – 3)
Сказка – один из самых ярких примеров народной культуры. Простая, но в то же время поучительная история, которая увлекает и детей и взрослых. За последние века мир сильно изменился, однако сказка жива. Кроме того, этот жанр развивается, наполняя хорошо знакомую нам форму новыми сюжетами.
Вопрос:
Развернуто опишите ситуацию, в которой вы бы могли применить в работе форму народной культуры – сказку.
Что это за сказка?
Почему применение подобных форм в работе все еще актуально?
Почему сказка вызывает у детей живой интерес?
Ответ.
Применение в работе формы культуры-сказка возможно на уроке литературы. Например, в 4-х классах можно провести фольклорный урок изучения сказки Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени».Урок можно провести в виде чтения произведения ,но наиболее эффективнее будет просмотр видео данной сказки с дальнейшим обсуждением смысла произведения и какие выводы можно сделать из просмотренного сюжета. Задать ученикам вопросы по тексту сказки и вместе обсудить ее:
-Читая эту сказку, каждый из вас сделал какой – то вывод лично для себя. Поделитесь своими размышлениями. (Ответы детей)
- Для чего придумана эта сказка автором?
- Какую проблему поставил автор?
- Какой совет даёт нам автор в сказке?
- Является ли эта проблема актуальной и сегодня?
Применение подобной формы обучения будет эффективной и вызовет у детей живой интерес к происходящему в сказке. Итак, на примере данной сказки детям будет преподан урок о том, что нужно бережно относиться к своему и чужому времени и ценить его, что будет являться стимулом рационального планирования своего времени.
Таким образом, использование той или иной сказки в работе с детьми помогает обучить ребенка самостоятельно справляться с конфликтами, проблемами и жизненными трудностями. Сказка помогает ребенку прислушаться к себе, осознать свои чувства, выразить свои внутренние переживания. С помощью сказочных образов ребенку легче понять подсознательные конфликты, внутренние переживания и выразить их.
Сказка– один из самых популярных и любимых детьми литературных жанров, потому что в ней и занимательный сюжет, и удивительные герои, сказка открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к народному опыту, к родному языку. Кроме того, сказка близка детям по мироощущению, ведь у них эмоционально-чувственное восприятие мира.
Задание 5. (Максимальное количество баллов – 3)
«В споре рождается истина», - говорил Сократ. Согласны ли вы с утверждением античного философа?
Вопрос:
Разработайте систему аргументов, подтверждающих обе точки зрения. Сначала поставьте себя на место последователя Сократа