Файл: Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта
Предмет | история | Класс | 5 | ||||||||||||
Тема урока | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | ||||||||||||||
Тип урока | Учебное занятие комбинированного типа | ||||||||||||||
Цели | содействовать формированию представлений о причинах и последствиях греческой колонизации | ||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||
Объяснять причины греческой колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Описывать наряд грека. | Уметь получать информацию из разных источников, давать словесное описание местоположения объекта на карте; формирование навыков, соотнесения года с веком; содействовать развитию умений анализировать причины недовольства демоса, характеризовать личность Солона, основные положения его реформ. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность | |||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | колония, колонизация, пираты, мрамор, скифы | ||||||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время | ||||||||||
учителя | учащихся | ||||||||||||||
1 | Организационный этап. | Быстрое включение в деловой ритм | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | | | |||||||||
2 | Актуализация знаний | Познавательные: Коммуникативные:монологическое высказывание, оценка устного ответа одноклассников | Организует решение тестов. Организует беседу по вопросам: 1)сравните природу и основные занятия Афин и Спарты (по критериям) 2)охарактеризуйте спартанское воспитание | Решают тесты. Отвечают на вопросы «Спартанское воспитание» - это
| | | |||||||||
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Древние греки, античные греки, Многим прославили себя навеки. Даже порой удивленье берет Ну, до чего знаменитый народ. Древние греки моря бороздили В новых землях города возводили. Массалия, Ольвия и Херсонес Много колоний – даже не счесть! Подумайте, о чем пойдет разговор на уроке? Ребята, а вы знаете, что на юге нашей страны, в т.ч. и в Крыму были найдены греческие поселения. На месте Севастополя был греческий город Херсонес, а на месте Керчи – Пантикопей. Какие вопросы у вас возникают? В названии темы урока нам встретилось знакомое понятие. Какое? Что означает? Жители какой страны Древнего Востока первыми основали свои колонии на берегах Средиземного моря? Как называлась их самая крупная колония? | Определяют тему урока Возможные ответы: Как же греки оказались в наших краях? Что заставило их покинуть свою Родину? Куда направили они свои корабли? Определяют цель, план - колония - поселение, основанное в дали от родины - финикийцы - Карфаген | | | |||||||||
4 | Восприятие и осмысление учащимися нового материала | Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства Коммуникативные: высказывают свое мнение | План урока. 1.Причины греческой колонизации 2. Местоположение греческих колоний 3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря. 1.Работа с текстом параграфа, с. 151. Обсуждаем. Записываем в тетрадь причины греческой колонизации. Составить схему «Кто покидал Грецию? Почему?» Образное повествование: Целый месяц длилась подготовка к отплытию… 2.Работа с картой учебника с.151. Обратите внимание на легенду карты. Что обозначают на карте красные точки и коричневый цвет? Объясните слова афинского мыслителя Сократа, который однажды сказал, что «греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота». Вокруг каких морей располагались новые поселения, основанные греками? беседа по карте: - Какую территорию заселяли греки к началу колонизации? - Что обозначаю стрелочки на карте? – Что такое колонизация? З/Т - Назовите колонии греков на Черном море. - Назовите места колонизации на Средиземном море. Физкультминутка Работа с иллюстрацией и текстом параграфа, с. 152. Задание: опишите в каких местах греки основывали колонии Задание: заполните таблицу «Торговля греков с колониями» 3.Обычно грекам удавалось наладить мирные отношения с местным населением. Со многими народами подружились греки на новых землях. Одним из них были скифы. О том как складывались отношения греков и скифов вы узнаете прочитав п.3 с.152-154 Беседа по прочитанному: – Что привлекало скифского царя Скила в образе жизни греков? - Как складывались отношения греков с соседними народами, проживающими рядом с их полисами? «Что дала колонизация грекам? Колонизация разобщила или объединила греков?» | 1. Читают текст и записывают в тетрадь З/Т причины греческой колонизации: - угроза голода; - долговое рабство; - малоземелье; - борьба между демосом и аристократами; - развитие торговли. демос – из-за победы аристократов земледельцы – в поисках земли, бежали от долгов аристократы- из-за победы демоса торговцы – развитие торговли - колонии греков; берега колонизованные греками - Средиземного и Черного - юг Балканского п-ова, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии - направления греческой колонизации - освоение, заселение новых земель - Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Истрия, Трапезунд - Сиракузы, кирена, Массилия, о.Корсика, Египет З/Т Направление греческой колонизации: Северное Причерноморье, Малая Азия, Северная Африка, Южные Апеннины, Северо-Западное Средиземноморье. Предполагаемый ответ: близ моря, с удобной гаванью (здесь торговые и военные корабли), пресной водой и плодородными почвами.
3.Читают текст, составляют рассказ. - одежда, строения, религия, статуи - Греки были верны своим обычаям и традициям, хотя с удовольствием перенимали все полезное у местного населения. Старались с ними не враждовать. Предполагаемый ответ: 1)Расширила знания древних греков. Они встретились со множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии и культуре. 2)Способствовала развитию хозяйства и торговли, мореплавания. Росли и богатели новые города. 3)заставила греков осознать себя единым народом: один язык, алфавит, религия | | | |||||||||
5 | Первичное закрепление | Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Организует решения теста с самопроверкой | Решают тест с самопроверкой | | | |||||||||
6 | Информация о домашнем задании. | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Параграф 32 о/в Составить рассказ от лица афинянина поселившегося в колонии. Индивидуальное задание: текст «Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России» | Домашнее задание записывают в дневник. | | | |||||||||
7 | Рефлексия(подведение итогов занятия) | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке. | В какую страну мы сегодня совершили путешествие? «Меня удивило на уроке…» «Я сумел понять, что…» «Я не успел на уроке …» «Я бы еще хотел узнать о том, что…» | Отвечают на вопросы | | |
Образное повествование:
Целый месяц длилась подготовка к отплытию. На корабли было взято все необходимое для дальнего плавания – провизия, товары. Город откуда греки уплывали выделял нам охрану на случай нападения пиратов.
Море было то приветливое и ласковое, то грозное. Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое греки долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин греческие мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре в безопасном отдалении от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров как в Греции. (На Черном море мало глубоко входящих в сушу бухт и всего несколько островов).
Много дней грекам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9 – 10 км в час. Но еще страшнее встреча с пиратами.
Условия жизни в Спарте и в Афинах.
| Афины | Спарта |
Местоположение и природные условия | В Средней Греции (область Аттика). Мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт). | В Южной Греции (области Лаконика и Мессения). Много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели). |
Население полиса | демос, знать, рабы-чужеземцы | спартанцы, илоты (рабы-греки), периэки |
Основные занятия | выращивание оливок и винограда, ремесло и торговля. | земледелие (илоты) и война (спартанцы). |
Использование труда рабов | рабы -чужеземцы | рабы-греки |
Управление | Закладываются основы демократии. | Власть немногих (спартанцев) - олигархия |
Тест для самопроверки:
1. Греки покидали Родину и основывали свои поселения из-за:
а) увеличения притока рабов в полисы Греции
б) угрозы голода
в) вторжения племен дорийцев с севера.
2. Где греки основывали свои колонии?
а) в глубине чужих территорий
б) во внутренних районах балканского полуострова
в) на побережье Средиземного и Черного морей.
3. Товары, которые греки везли в колонии, - это:
а) оливковое масло, вино, оружие
б) рабы, зерно, оливковое масло
в) зерно, мед, шкуры животных.
4. Греческие колонии:
а) подчинялись метрополиям
б) превращались в самостоятельные государства
в) входили в состав государств, на территории которых были основаны.
5. Греки, жившие в разных концах побережья Средиземного и Черного морей:
а) порывали связь с Родиной
б) забывали родной язык и перенимали культуру местных народов
в) говорили на родном языке и называли себя эллинами.
Ответы к тесту: 1-б; 2-в; 3-а; 4-б;5-в