Файл: Урока информация о разработчике плана.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа: разработка технологической карты урока
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Фетцер Маргарита Витальевна

Место работы

МКОУ «Дичнянская средняя общеобразовательная школа»



2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Тема 3. Урок 1.

Тема урока

Организменный уровень. Общая характеристика. Размножение организмов.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый.

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

  1. Личностные: сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности; развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности; реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам.

Метапредметные:

Базовые логические действия: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Базовые исследовательские действия: использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях; формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений.
Работа с информацией: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и др.).
Универсальные коммуникативные действия:

Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе обсуждения темы урока; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения.

Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация: использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.

Самоконтроль:

- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

Принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.

Предметные: умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: особь, размножение, бесполое размножение, половое размножение, гаплойдный набор хромосом, диплойдный набор хромосом, соматические клетки, гаметы, гермафродитизм; выявлять особенности бесполого и полового процессов размножения; объяснять различие бесполого и полового способов размножения; объяснять различие гаплойдного набора хромосом от диплойдный набора хромосом; объяснять биологическую роль различных видов размножения; уметь различать и сравнивать способы размножения у растений и животных, решать биологические задачи, связанные с размножением организмов.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): особь, размножение, бесполое размножение, половое размножение, гаплойдный набор хромосом, диплойдный набор хромосом, гаметы, гермафродитизм.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы). Данный урок проводится с целью изучения нового материала об особенностях размножения организмов, его видах и биологическом значении.

В ходе урока используются различные формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

В течение урока ученики выполняют различные учебные задания: работа с учебником, заполнение таблиц и схем, решение биологических задач, составление кластера. Отобранные виды учебных заданий направлены на достижение планируемых результатов.

На уроке используется оборудование: учебник: биология 10 класс – В. В. Пасечник, Линия жизни. Базовый уровень. Интерактивная доска, ноутбук, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал, Таблицы: «Бесполое размножение», «Половое размножение».



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Фронтальная. Создание проблемной ситуации.

(Учитель зачитывает стихотворение, которое не имеет готового ответа, а содержит подводящие под ответ фразы).

Оно бессмертье жизни основало

От первых дней и до конца веков,

Её несокрушимое начало,

Свободное от времени оков.

Оно нас делает похожими, но все же

Оно начертит каждому свой путь

Поможет, мудрость жизни преумножив,

Как искру передать кому-нибудь.

Пока есть в мире рода продолженье,

Цветут сады, щебечут птицы на ветвях,

Улыбки детской чудное мгновенье

Все повторяется из раза в раз в веках!!! (Ответ: размножение).
Планируемые результаты:

Личностные: развитие научной любознательности, интереса к биологической науке; понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия.

Метапредметные:

Базовые логические: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения); выявлять причинно – следственные связи при изучении биологических процессов (размножение организмов).


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Фронтальная и индивидуальная.

Эвристическая беседа:

На экране – заставка презентации.

Используя знания, полученные в курсах ботаники, зоологии и анатомии, физиологии человека, обучающимся предлагается продолжить рассказ, ответив на все вспомогательные вопросы.

«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других»…

- Какой процесс называется «размножением» в биологии?

- Что лежит в основе размножения живых организмов?

- Что такое «рост»? Что такое «развитие»?
Планируемые результаты:

  1. Личностные: развитие научной любознательности, интереса к биологической науке; сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности; признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.

Метапредметные:

Базовые логические: умение работать с источниками информации (смысловое чтение), умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждения.

Универсальные коммуникативные действия: воспринимать и формулировать суждения, выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

Предметные: умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий (размножение, рост, развитие); объяснять сущность процесса размножения живых организмов.


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Цель: изучить особенности размножения организмов, виды размножения и его биологическое значение.

Ученик узнает: какой процесс называют размножением; виды размножения; особенности размножения, на примере организмов разных царств живого; биологическое значение размножения.

Ученик научится: пользоваться биологической терминологией и символикой в процессе характеристики организменного уровня организации и процесса размножения организмов; владеть основными методами научного познания, используемыми для изучения организмы различных царств живой природы; решать элементарные биологические задачи, связанные с процессом размножения организмов.

Учитель организует подводящий диалог:

- Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель нашего урока?

- Чему вы должны научиться на уроке?

Учитель организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, с помощью чего можно достичь поставленной цели.

- Каким образом мы можем изучить формы размножения организмов? (изучить материал учебника, интернет ресурсы)

- Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки, интернет ресурсы, презентация, задания).

- Составьте план нашей дальнейшей работы.

- Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы?

Учитель организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы обучающихся.
Планируемые результаты:

Предметные: умение пользоваться биологической терминологией и символикой в процессе характеристики организменного уровня организации и процесса размножения организмов; владеть основными методами научного познания, используемыми для изучения организмы различных царств живой природы; решать элементарные биологические задачи, связанные с процессом размножения организмов.
Метапредметные:

Базовые логические действия: умение использовать при освоении знаний приёмы логического мышления; умение использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы.

Базовые исследовательские: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами.

Универсальные коммуникативные действия: слушать и понимать речь другого человека, активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.
Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация: использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.

Самоконтроль: владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения.
Личностные: понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия.


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Групповая и индивидуальная работа (работа с учебником, научным текстом; составление схем, таблиц).

Учитель предлагает обучающимся задания, организует работу в группах.

ЗАДАНИЯ:

1 группа. Деятельность: составление схемы по теме: «Размножение организмов – основное свойство живого».

Предполагаемый ответ:

Размножение: - свойство живых систем; - воспроизведение новых особей; - воспроизведение особей себе подобных;

- увеличение численности особей; - распространение особей на новые территории.

2 группа. Деятельность: заполнение таблицы «Сравнительная характеристика форм размножения организмов».

3 группа. Деятельность: заполнение таблицы «Способы бесполого размножения и их особенности».



4 группа. Деятельность: заполнение таблицы «Способы полового размножения и их особенности».

Форма размножения

Способ размножения

Описание

Живые организмы


Половое

  1. Сингамия

Слияние мужских и женских половых гамет.



Растения, животные и человек.



Изогамия

Сливающиеся гаметы не различаются внешне, но имеют различные биохимические и физиологические свойства.

Одноклеточные водоросли, низшие грибы, и некоторые простейшие.

Гетерогамия

Сливающиеся мужские и женские гаметы различны по форме и размеру.

Только у низших растений (не­которых зеленых водорослей и бурых водорослей).

Оогамия

Сливающиеся мужские и женские гаметы резко отличаются по размерам, форме, поведению. Женская гамета крупная, неподвижная (без жгутиков) – яйцеклетка (яйцо). Мужская – сперматозоид – значительно мельче, подвижная (с одним или несколькими жгутиками).

Все многоклеточные животные, все высшие растения и многие низшие.

  1. Партеногенез

Размножение организмов, при которой женские половые клетки (яйцеклетки) развиваются во взрослом организме без оплодотворения.

Пчелы, муравьи, тли, дафнии, ящерицы, тутовый шелкопряд.

  1. Конъюгация

Форма полового процесса без участия гамет.

Бактерии и некоторые простейшие (инфузория туфелька).



5 группа. Деятельность: заполнение таблицы «Сравнительная характеристика мужской и женской гамет».

Учитель организует работу с текстом учебника и другими ресурсами.

В параграфе 39 найдите информацию для выполнения задания. Осуществляет консультативную помощь группе при необходимости.

Учитель предлагает презентовать результаты групповой работы. По окончании презентаций обучающихся, учитель организует беседу по результатам выполнения задания.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Индивидуальная работа

Деятельность: составление кластера; осуществление взаимопроверки.


Планируемые результаты:

Предметные: умение пользоваться биологической терминологией и символикой в процессе характеристики организменного уровня организации и процесса размножения организмов; владеть основными методами научного познания, используемыми для изучения организмы различных царств живой природы.

Метапредметные :

Базовые логические действия: выявлять причинно-следственные связи при изучении процесса размножения организмов; делать выводы;

использовать приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения).

Базовые исследовательские: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Работа с информацией: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного применения, полученных биологических знаний на практике; сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом; привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи.

Универсальные коммуникативные действия

Общение: выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

Универсальные ргулятивные действия:

Самоорганизация: выбирать способ решения учебной биологической задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, делать выбор.

Самоконтроль: учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении биологической задачи.


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Фронтальная.

Эвристическая беседа.

Деятельность: выдвижение развернутого ответа на вопрос:

Вопрос 1. У девятипоясного броненосца тату всегда рождается четное количество одинаковых детенышей. Как вы считаете, что происходит у этого животного при оплодотворении?

Ответ: У этого животного происходит оплодотворение нескольких яйцеклеток и в норме на стадии тотипотентных бластомеров происходит развитие монозиготных близнецов.
Вопрос 2. Объясните, в чем заключается сходство способов размножения у одноклеточных организмов - дрожжевых грибов и многоклеточных организмов – кишечнополостных? Какие преимущества дает этот способ размножения?

Ответ: Для этих групп организмов характерно бесполое размножение путем почкования. Это решает вопрос быстрого размножения и увеличения количества особей в популяции.
Вопрос 3. Сперматозоиды в семенной жидкости развивают скорость, равную 5см/ч, что применительно к их размерам, примерно в 1,5 раза быстрее, чем скорость пловца-олимпийца. Объясните, какие особенности их организации обусловливают такую скорость передвижения?

Ответ: В шейке сперматозоида расположена митохондрия спирального строения, в ней вырабатывается энергия необходимая на активное передвижение, большую часть энергии сперматозоид получает в виде фруктозы, которой много в эякуляте. Жгутик, состоящий из 9 пар микротрубочек и дуплет – в центре, является органоидом активного передвижения.
Планируемые результаты:

Предметные: объяснять особенности строения половых гамет, особенности оплодотворения некоторых животных организмов;

умение объяснять сходства способов размножения одноклеточных организмов грибов и многоклеточных организмов кишечнополостных;

Метапредметные:

Базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения).

Базовые исследовательские: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация: использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в учебных ситуациях;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Самоконтроль: владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Индивидуальная работа.
Задание 1. Игра: «Черный ящик» В ящике находятся: клубень картофеля, цветковое растение, плодовое тело гриба, хлорофитум.
Используя свои знания по теме: «Бесполое размножение», объясните, каким способом размножаются организмы, находящиеся в черном ящике. Начиная словами: «Я знаю что…»


Парная работа.
Задание 2. Каждому термину из левой колонки подберите соответствующее определение в правой колонке.

1.Бесполое размножение

А. Форма размножения организмов частями тела материнской особи.


2. Половое размножение


Б. Размножение, при котором новая особь появляется из неспециализированных клеток тела - соматических клеток


3.Вегетативное размножение


В. Способ размножения, при котором преемственность поколений обеспечивается специализированными половыми клетками

4.Спорообразование


Г. Бесполое размножение, при котором дочерние организмы формируются из тканей материнского организма


5.Почкование


Д. Развитие зародыша у животных из неоплодотворенной яйцеклетки


6. Партеногенез


Е. Многократное митотическое деление клетки с последующей фрагментацией цитоплазмы по количеству дочерних ядер


7 Шизогония

Ж. Разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь.


8 Коньюгация

З. Примитивная форма полового размножения, при котором мужские и женские половые клетки образуются в одном организме.


9 Фрагментация


И. Одна клетка образует множество дочерних клеток.


10 Гермофродитизм

К. Соединение двух особей для обмена частями своих ядер.


Планируемые результаты:

Предметные: умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий; объяснять особенности размножения организмов разных царств живого; уметь различать и сравнивать различные способы размножения организмов.

Метапредметные

Базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления;

Базовые исследовательские: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Работа с информацией: сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом; при выполнении задания неоднократно возвращаться к его условию; привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи.

Универсальные коммуникативные действия: активно участвовать в диалоге по существу обсуждаемой темы, выражать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Универсальные регулятивные действия: использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки.

Личностные: понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы.


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Работа в группах.
Задание 1. Деятельность: расположение в правильном порядке пунктов инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника.

В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.

2)  Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.

3)  Присыпьте побег землёй.

4)  Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.

5)  Пригните побеги к почве и закрепите побег деревянными шпилькам.

Ответ: 12534
Задание 2. Орнитологи исследовали зависимость выживаемости птенцов скворцов от числа отложенных самкой яиц. После вылупления птенцов метили и через несколько месяцев отлавливали. Учитывались только птенцы, прожившие больше трёх месяцев.

Деятельность: изучение таблицы «Выживание скворцов в зависимости от числа яиц в кладке» и выдвижение ответов на следующие вопросы.
Выживание скворцов в зависимости от числа яиц в кладке

Число яиц

в гнезде

Число меченых

птенцов

Число отловленных птенцов

старше трёх месяцев (в среднем на

100 помеченных)

1

65

0

2

328

1

3

1278

2

4

3956

3

5

6175

3

6

28

0

 

1)  Птенцы из каких кладок не доживали до трёх месяцев и почему?

2)  Какое число яиц в кладке можно считать оптимальным для дальнейшего выживания и размножения скворцов с точки зрения естественного отбора?

Ответ: 1)  До трех месяцев не доживали птенцы, где число яиц в кладках было 1 или 6. В первом случае (1 яйцо)  — высока вероятность случайной гибели (в том числе от хищников и болезней), во втором (6 яиц)  — от недостатка корма  — чрезмерное усиление внутривидовой борьбы: родители пытаются выкормить всех птенцов, но в итоге все птенцы оказывются недокормленными.

2)  В ходе отбора выигрывают птицы со средней плодовитостью 3−5 яиц в кладке  — так как проявляется забота о потомстве, птенцы получают достаточное количество корма, при случайной гибели части потомства, другая часть успешно развивается. У скворцов с минимальной плодовитостью малая изменчивость в течение многих поколений, ослабление внутривидовой борьбы, постепенное вырождение. У скворцов с максимальной плодовитостью чрезмерное усиление внутривидовой борьбы.
Задание 3. Деятельность: нахождение трёх ошибок в приведенном тексте «Партеногенез», с указанием номеров предложений, в которых сделаны ошибки, исправление их.

(1) Одной из форм бесполого размножения является партеногенез. (2) При партеногенезе развитие нового организма происходит из соматической клетки. (3) Партеногенез наблюдается у беспозвоночных и изредка у позвоночных животных. (4) Партеногенез достаточно хорошо изучен у пресноводных рачков-дафний и некоторых насекомых: тлей и пчел. (5) В пчелиной семье путем партеногенеза получаются многочисленные рабочие пчелы. (6) Рабочие пчелы не способны размножаться. (7) Значение партеногенеза заключается в возможности размножения животных при редких контактах разнополых особей и в быстром увеличении численности особей.

Ответ

1 – партеногенез – форма полового размножения;
2 – развитие нового организма происходит из неоплодотворённой яйцеклетки;
5 – в пчелиной семье путем партеногенеза появляются самцы-трутни (рабочие пчелы развиваются из оплодотворенных яиц)
Планируемые результаты:

Предметные: умение пользоваться биологической терминологией и символикой в процессе характеристики организменного уровня организации и процесса размножения организмов; владеть основными методами научного познания, используемыми для изучения организмы различных царств живой природы; решать элементарные биологические задачи, связанные с процессом размножения организмов.

Метапредметные

Базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления;

Базовые исследовательские: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Работа с информацией: сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом;

привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи.

Универсальные коммуникативные действия: активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы.

Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация:

использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях.

Самоконтроль: принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, признавать своё право и право других на ошибки.

Личностные: понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления; создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия.


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания


Индивидуальная работа.
Задание 1. Деятельность: установление соответствия между половыми клетками и признаками, характерными для них.
Признаки:
1. Большое количество цитоплазмы
2. Подвижность
3. Размеры 0,2–0,3 мм.
4. Округлая форма
5. Содержит запас питательных веществ
6. Отсутствуют многие вспомогательные структуры
7. Размер 50-60 мкм
8. В головке находится акросома — органоид, содержащий ферменты для растворения оболочки гаметы противоположного пола
Половые клетки:
А. Яйцеклетка Б. Сперматозоид


1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

А

Б

Б

А

А

А

Б

Б

 

Задание 2. Деятельность: решение биологической задачи.

Подсчитайте, сколько яиц отложит самка аскариды, если известно, что в сутки она выделяет около 200 тысяч, а живет около года? Какое значение имеет такая плодовитость?
Ответ: 73 млн. Обычно, у паразитов есть промежуточный хозяин, а вот у аскариды его нет, и ее выживаемость в организме человека крайне мала. Тем самым аскарида откладывает как можно больше яиц, чтоб выжило больше потомков.
Задание 3. Деятельность: работа с текстом.

Вставьте в текст «Размножение пресноводной гидры» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

РАЗМНОЖЕНИЕ ПРЕСНОВОДНОЙ ГИДРЫ

Пресноводная гидра размножается половым способом и ___________ (А). В тёплое время года на теле гидр образуются ___________ (Б). Эти выросты увеличиваются, на свободном конце их тела образуются щупальца и рот, затем подошва. Осенью при наступлении неблагоприятных условий на теле гидры появляются бугорки, в которых образуются ___________ (В). На теле гидры образуются как яйцеклетки, так и сперматозоиды, поэтому гидру относят к ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гермафродит

2) раздельнополый организм

3) почка

4) зигота

5) бесполый

6) спора

7) стрекательная клетка

8) половая клетка


Ответ: 5381
Планируемые результаты:

Предметные: умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий; объяснять особенности размножения организмов разных царств живой природы;

Метапредметные :

Базовые логические действия: выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы;

Базовые исследовательские: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Работа с информацией: сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом; при решении задачи неоднократно возвращаться к её условию; привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи.

Универсальные коммуникативные действия: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;

Самоконтроль: принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, признавать своё право и право других на ошибки.


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


Выберите один правильный ответ.
1. Наиболее древняя самая простая форма бесполого размножения – это:

1) вегетативное размножение                3) фрагментация

2) бинарное деление                  4) почкование
2. Как называется способ полового размножения из неоплодотворенного яйца?

1) коньюгация 3) почкование

2) фрагментация 4) партеногенез
3. Размножение у грибов и растений с помощью специализированных гаплоидных клеток:

1) спорами   2) вегетативно    3) почкованием   4) фрагментацией
4. Подберите соответствие:
Установите соответствие между примером и типом размножения, который он иллюстрирует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИМЕР:

A)  почкование дрожжей

Б)  образование спор у папоротника

В)  выращивание традесканции из черенков

Г)  образование деток у лука

Д)  образование плодов и семян у вишни

Е)  появление отпрысков у сливы
ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ:

1)  бесполое 2)  половое
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е














Ответ: 111121
Планируемые результаты:

Предметные: умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий; объяснять особенности размножения организмов разных царств живой природы; уметь различать и сравнивать различные способы размножения организмов.

Метапредметные

Базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления;

Базовые исследовательские: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Работа с информацией: сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом;

привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи.

Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация: использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;

Самоконтроль: принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, признавать своё право и право других на ошибки.

Личностные: понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления.


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


Самостоятельная работа на сайте:https://skills4u.ru/school/biologiya/class10/



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Учитель проводит экспресс-опрос обучающихся по формам обучения (каждый обучающийся получает готовый бланк).




Вопросы

Формы учебной деятельности

Получать знания в готовом виде от учителя

Работать с информацией самостоятельно

1. В какойформеизучать новый материал было легче?







2. При какой форме вы получили больше умений и навыков (приёмы работы с информацией, индивидуальная работа, в группе и т.п.)?







3. В какой форме вы лучше усвоили учебный материал?








Проанализировав опросники обучающихся, учитель делает вывод о том, как построить следующий урок в данном классе. Какие методы, формы и средства обучения использовать, какие биологические задачи подобрать, чтобы вызвать больший интерес у обучающихся для самостоятельного приобретения новых знаний.


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Учитель комментирует домашнее задание:

1. Базовый уровень: §39, записи в тетрадях, стр. 243 ПОДУМАЙТЕ, письменно в тетрадях.

2. Высокий уровень: стр. 243 задание №2, составить презентацию.

3. Повышенный уровень: написать мини – сочинение, представив себя яблоком, описав от его имени цикл развития цветковых растений.