ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 11
Что такое словосочетание
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с понятием «словосочетание»; совершенствовать умения находить в предложении словосочетания, различать словосочетание и простое предложение; способствовать развитию речи учащихся за счет овладения орфоэпическими нормами литературного языка, развитию мышления учащихся за счет выполнения логических операций анализа, классификации, преобразования; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке, языковой культуры учащихся, бережного отношения к русскому слову |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся с понятием «словосочетание», особенностями строения и семантики словосочетания как единицы синтаксиса; научатся выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово в словосочетании; задавать вопрос от главного слова к зависимому; различать основу предложения и словосочетание; устанавливать связь слов в предложении |
Метапредметные УУД | Познавательные: составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения |
Личностные результаты | Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, уважительное отношение к иному мнению; осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте задание 31. Какие пропущенные буквы вставили в слова? – Подчеркните предложение, в котором нет подлежащего. Почему в нем нет подлежащего? – Подчеркните в других предложениях грамматическую основу | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Высоко в небе летит журавлиная стая. Летятжуравли друг за другом. Летят и курлыкают, будто переговариваются | Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Угадайте, написание какой буквы мы сегодня будем повторять. Эта буква может обозначать звонкий твердый согласный звук и звонкий мягкий согласный звук. Она есть в словах «носорог», «баня». | Выполняют чистописание. В предложении подчеркивают главные члены. Нн Нн Нн Нн Неторопливая рекаотражает ясное небо. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку: Виден край, да не дойдешь. (Горизонт.) – Прочитайте по слогам словарное слово «горизонт». Какие орфограммы надо запомнить? (См. РМ, Приложение 1.) | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «горизонт». – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Составьте ребус к словарному слову | Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют с ним предложения. Составляют ребус к слову «горизонт» | |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Из предложения «Неторопливая река отражает ясное небо»я выписала некоторые пары слов. Неторопливая река, отражает небо, ясное небо, неторопливая небо, река ясное. – Во всех ли парах слова связаны по смыслу и грамматически? – Прочитайте только те пары, где слова связаны таким образом. – Как называются такие пары слов? (Словосочетания.) – Именно о них мы будем говорить сегодня. Прочитайте тему урока. Какие мы должны поставить перед собой учебные задачи? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. – На уроке мы должны определить, что такое словосочетание; научиться выделять словосочетания в предложениях | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Запишите в тетрадь словосочетания, определите в них главное и зависимое слово. – Будет ли пара слов «река отражает» словосочетанием? | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. – Это не словосочетание. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| – Чем в этом предложении являются данные слова? – Главные члены предложения, как король и королева, никому не подчиняются, они равноправны. Подлежащее + сказуемое = основа предложения. | – Подлежащим и сказуемым, главными членами предложения. Делают вывод. Словосочетаниями не являются: – грамматическая основа предложения; – однородные члены предложения; – сочетание «служебная часть речи + существительное»; – фразеологизм; – повторы слов. | |
| – Выражает ли словосочетание законченную мысль? – Можно ли словосочетание произнести с восклицательной и невосклицательной интонацией? | – Словосочетание не выражает законченную мысль. – Словосочетание не произносится с определенной интонацией. | |
| – Может ли словосочетание входить в состав предложения? | – Словосочетание входит в состав предложения | |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 28). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте. Спишите. Подчеркните главные члены. Выпишите из первых двух предложений словосочетания. – Вспомните: в словосочетании есть главное слово и зависимое. От главного слова ставится воп- | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Выписывают словосочетания из предложения. В еловом лесу без устали хлопочут проворные белки. хлопочут (как?) без устали | Осуществлять анализ произведения. Строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| рос к зависимому. Зависимое слово уточняет значение главного. | хлопочут (где?) в лесу в лесу (каком?) еловом белки (какие?) проворные | Осуществлять контроль по результату |
Работа по учебнику (упражне- ние 29) | – Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. – Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу. – Выпишите словосочетания | Выписывают словосочетания из предложений. (См. РМ, Приложение 2.) | |
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. (См. РМ, Приложение 3.) | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. | Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону |
Работа по учебнику (упражне- ние 30). | – Прочитайте словосочетания. Составьте из них предложение и запишите его. – Подчеркните в предложении грамматическую основу. | Записывают предложение. Утром маленькие бельчата весело резвились у высокой сосны. | |
Работа в тет- ради (зада- ние 32). | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте задание. Укажите знаком «+» главное слово в каждом словосочетании. Запишите вопросы от главного слова к зависимому. | Выполняют задание в рабочей тетради. Задают вопросы от главного слова к зависимому. Улитка (какая?) водяная, ползет (как?) медленно, ползет (где?) по стебельку, ползет (где?) под водой. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| – Составьте из данных словосочетаний предложение. Запишите его | Составляют и записывают предложение. Водяная улитка медленно ползет по стебельку под водой. | |
Работа в тет- ради (зада- ние 33) | – Прочитайте задание. Устно составьте из данных слов сначала словосочетания, а потом предложение. Запишите предложение | Выполняют задание. Голубь (какой?) дикий, ворковал (где?) на вершине, на вершине (какой?) высокой, на вершине (чего?) сосны. Дикий голубь ворковал на высокой вершине сосны. | |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какие открытия вы для себя сделали? | Повторяют алгоритм действий по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
| – Чем словосочетание отличается от предложения? – Реализовали ли поставленные цели? – С каким настроением уходите с урока? | – Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определенной целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения. | |
| – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Заполняют анкету по самооценке: • На уроке я работал активно/пассивно. • Своей работой на уроке я доволен/недоволен. • Урок мне показался коротким/длинным. | |