Файл: Специальность 40. 05. 01 Правовое обеспечение национальной безопасности Междисциплинарная курсовая работа Оперативные подразделения, осуществляющие оперативнорозыскную деятельность понятие, виды, характеристика.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт права, социального управления и безопасности
Кафедра уголовного процесса
Специальность 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
Междисциплинарная курсовая работа
Оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: понятие, виды, характеристика.
Выполнил студент:
Артемьев Александр Алексеевич
О-40.05.05.01-41
Руководитель:
Дата сдачи:_______________
Дата защиты:_____________
Оценка:__________________
Ижевск – 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности в РФ...............5
1.1 Понятие, значение оперативно-розыскной деятельности...........................5
1.2 Виды оперативно-розыскной деятельности................................................10
2 Органы, управомоченные осуществлять оперативно – розыскную деятельность в РФ…………………………………………………………........ 17
2.1 Перечень органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность……………………………………………………………………...17
2.2 Полномочия органов по осуществлению оперативно - розыскной деятельности..........................................................................................................22
3 Проблемные вопросы, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности в РФ.................................................................................................28
Заключение.............................................................................................................31
Список использованных источников...................................................................33
ВВЕДЕНИЕ
В связи с существенным обогащением теории науки, продолжает накапливаться значительный материал, позволяющий раскрыть все аспекты оперативно-розыскной деятельности и органов, осуществляющих ее. Это связано с тем, что увеличилась социальная значимость оперативно-розыскной деятельности в условиях качественного и количественного изменения состояния преступности в России и, естественно, связанными с этим фактором потребностями оперативно-розыскной практики.
Результаты оперативно-розыскной деятельности используются в уголовном процессе для подготовки и осуществления двух видов действий: следственных и судебных. При этом полученные результаты можно использовать как на подготовительном этапе, так и на этапе непосредственного проведения.
В данной работе целесообразно будет обозначить четкий список тех, кто вправе осуществлять ОРД и их главные обязанности и полномочия. Раскрыть как можно больше аспектов предмета темы данной исследовательской работы, можно посредством определения проблемных вопросов, которые связаны непосредственно с осуществлением ОРД.
Цель данной работы – изучение структуры и полномочий органов, осуществляющих ОРД.
Задачи: дать определение ОРД; перечислить органы, управомоченные на ее осуществление; выявить проблемные вопросы и пути их решения.
Объект – общественные отношения, складывающиеся в общественной деятельности правоохранительных органов, осуществляющих ОРД.
Предмет – нормы отечественного законодательства.
Для проведения исследования данной темы, мною использовались общенаучные, частно – научные методы познания: анализ, системный подход к изучению поставленных вопросов, формально – юридический, сравнительно – правовой.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.
1 Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности в РФ
1.1 Понятие, значение оперативно-розыскной деятельности
Одной из важнейших задач государства является обеспечение безопасности и как следствие – борьба с преступностью. Раскрытие и расследование преступлений, доказывание виновности – всё это является задачей уголовно-процессуальной деятельности, которая регламентируется в УПК РФ.
Когда в соответствующие правоохранительные органы поступает сообщение о совершении преступления, органы приступают к борьбе с преступностью. Согласно части 1 статьи 6 УПК РФ задачами уголовно-процессуальной деятельности являются как защита прав и законных интересов потерпевших, так и защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения прав и свобод.
Рассматривая первую из указанных задач, стоит обратить внимание, что обеспечение прав и законных интересов потерпевших – обязательная оставляющая досудебного производства по уголовным делам. В ст. 6 УПК РФ одним из назначений уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.
Строгое соблюдение норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве, служит важной гарантией реализации лицом, пострадавшим от преступления, своего конституционного права на доступ к правосудию, судебную защиту и компенсацию причиненного ему ущерба.
Вторая из указанных задач обуславливается гласностью и состязательностью. Обвиняемый или же ещё подозреваемый имеет возможность использовать широкий круг прав. К сожалению, в связи с тем, что зачастую преступления совершаются под строгой конспирацией, гласность и состязательность становятся не эффективными способами борьбы с преступностью и защитой прав. К таким преступлениям, например, относится взятничество, шпионаж, оборот наркотических средств. В некоторых случаях большей эффективностью обладает предотвращение преступления, нежели расследование совершенного и вынесение обвинительного приговора. Пресечение на стадии приготовления и покушения таких преступлений как террористический акт, сбыт оружия или наркотических средств и др., дает возможность предотвратить тяжкие последствия.
Для этих целей во всех цивилизованных странах, в том числе и России, создан особый государственно-правовой механизм борьбы с криминальными явлениями для быстрого и негласного обнаружения, взятия под контроль и в дальнейшем пресечения или же раскрытия и расследования преступления, который именуется оперативно-розыскной деятельностью.
Оперативно-розыскная деятельность регулируется Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1. Согласно законодательному определению оперативно-розыскная деятельность- это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст.1).
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться двумя способами: гласно и негласно. Негласность заключается в скрытом проведении оперативно-розыскного мероприятия от лиц, которые не принимают в нем участие для результативности, безопасности членов оперативно-розыскного мероприятия. Это так же позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов оперативно-розыскного мероприятия. Гласность же заключается в очевидном проведении оперативно-розыскного мероприятия, не скрывая его осуществления ни от окружающих, ни от объектов проведения.
В законодательном определении отражена только лишь конечная, важная цель оперативно-розыскной деятельности, которую так же преследуют и другие виды правоохранительных органов государства- защита от преступных посягательств.
В ходе исследовательской работы было обнаружено как научное определение ОРД, так и легитимное. Легитимное понятие уже оговаривалось выше и как уже известно, содержится в Федеральном Законе об ОРД. С научным определением все обстоит немного сложнее. Так, например А.Ю. Шумилов1, при определении ОРД отталкивается от самого понятия деятельности как таковой, рассматривая ее как занятие, как труд. ОРД он определяет как разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, опосредованной правом, государственно-властной деятельносью компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций. Основатель и руководитель двух научных школ А.Ю Шумилов трактует определение ОРД в «широком» и «узком» смысле слова. В «узком» - это основанный на законодательстве вид социально полезной юридической деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющий собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий и принятия оперативно-значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств. В «широком» же изменяется только одно из его субъективных элементов — цели. Таким образом, получается, что целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества.
Так же стоит упомянуть, что оперативно-розыскной деятельности присущи и отличительные, специфические задачи.
По ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» к таким задачам относится: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступления, а так же выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
Если задачи оперативно-розыскной деятельности определяют то, к чему стремится, что должен делать орган, осуществляющий ее, то принципы оперативно-розыскной деятельности закрепляют каким образом можно достичь реализации задач. Принципы оперативной деятельности, получающие реализацию на практике приобретают вид императивных требований, определенных правил, которые обязывают оперативных сотрудников и других членов оперативно-розыскной деятельности к определенной модели поведения или устанавливают определенные запреты.
К принципам оперативно-розыскной деятельности, в соответствии со ст.3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными нормативно-правовыми актами в этой сфере относится:
Принцип законности. Этот принцип означает, что все участники оперативно-розыскной деятельности при ее осуществлении обязаны соблюдать Конституцию РФ, УПК РФ, УК, Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности, другие законы и подзаконные нормативные акты, гарантирующих исключение возможности злоупотреблений при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. Суть этого принципа заключается в допустимости ограничения конституционных прав (например, неприкосновенность жилища, тайну переговоров и др.) только в крайних случаях, при этом снизить негативные последствия таких ограничений и обеспечить защиту прав, если такие ограничения производились неоправданно.
Принцип конспирации. Этот принцип заключается в организации оперативно-розыскной деятельности таким образом, что бы сохранить в секрете от объектов ОРД тактику, содержание, формы, методы, силы, цели и средства проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Так же конспирация позволяет не допустить преждевременной или необоснованной компрометации объектов ОРД. Данный принцип весьма эффективен, так как личность оперативного работника могла быть известна ранее в тех кругах, куда его, к примеру, внедряют.
Принцип сочетания гласных и негласных средств. Суть данного принципа заключается в умелом управлении полученной информацией на основе закона. Информация о целях, задачах оперативно-розыскной деятельности, способах ее реализации и прочее открыта для каждого. Однако, разглашению не подлежит та информация, которая является государственной или гражданской тайной точно так же как и информация, касающаяся личной жизни, чести и достоинства граждан, полученная в ходе оперативно-розыскной деятельности, исключения допустимы в случаях, установленных законодательством в области оперативно-розыскной деятельности1.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется для обеспечения безопасности, путем гласного и негласного реагирования, осуществляя задачи и соответствуя принципам, согласованно с законодательством.
1.2 Виды оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскные мероприятия являются неотъемлемой частью оперативно-розыскной деятельности. В федеральном законе об ОРД содержание ОРД сводится к проведению оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ).
Основываясь на изученном материале, можно сказать, что ОРМ — совокупность взаимосвязанных действий, которые направлены на сбор информации, которая свидетельствует о подготавливающемся или совершенном преступлении, о лицах, которые непосредственно принимали или принимают в нем участие, а так же само пресечение или расследование преступления, применяя при этом гласные или негласные силы, средства и методы.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскные органы могут осуществлять 15 видов ОРМ:
-
Опрос. -
Наведение справок. -
Сбор образцов для проверочного исследования. -
Проверочная закупка. -
Исследование предметов и документов. -
Наблюдение. -
Отождествление личности. -
Обследование зданий, помещений, сооружений, участков местности и транспорта. -
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. -
Прослушивание телефонных разговоров. -
Снятие информации с технических каналов связи. -
Оперативное внедрение. -
Контролируемая поставка. -
Оперативный эксперимент. -
Получение компьютерной информации1.
Следует уделить внимание каждому виду в отдельности для полного представления об оперативно-розыскном мероприятии и, как следствие, оперативно-розыскной деятельности в целом.
Опрос. Для начала стоит сказать, что опрос — это ОРМ, суть которого заключается в сборе информации в процессе непосредственного общения оперативника или иного лица, естественно, только по поручению. Данного оперативного работника с человеком, который осведомлен или предположительно осведомлен о лицах, фактах и обстоятельствах, которые имеют значение для проведения ОРМ, в следствии и для решения задач ОРД. Опрос как форма беседы может проводиться как с «глаза на глаз», так и через телефонную связь, Интернет и иные средства связи. При этом оперативный работник или по его представлению иное лицо в праве вести такую беседу как представляя свою личность, так и от лица вымышленного, что прописано в ст.15 ФЗ об ОРД. Так же следует заметить, что использование звуко- и видеозаписывающей аппаратуры допустимо и без согласия опрашиваемого, так как использование данных средств не характеризует опрос, а является средством фиксации информации. Исключением является использование полиграфа, известного как «детектор лжи», при проведении которого требуется письменное согласие опрашиваемого1.
Наведение справок. Этот вид ОРМ подразумевает получение информации для выполнения задач ОРД путем непосредственного изучения документов, справок, баз данных, направление запросов на предприятия, юридические лица, а так же физическим лицам, которые располагают или могут располагать указанной информацией. Получение информации посредством наведения справок может осуществляться как по официальному запросу, так и с использованием тактических приемов и конспирации.
Сбор образцов для проверочного исследования. Является ОРМ, цель которого — изъятие материальных носителей юридически значимой информации как объектов последующего сравнительного исследования в целях решения задач ОРД. Данное ОРМ подразумевает три составляющих: действие, предмет, цель. Сбор образцов — действие, сами образцы — предмет, получение информации путем сравнения — цель. Образцами для сравнительного исследования могут быть материальные объекты, предоставляемые специалисту для сравнения зачастую с вещественными доказательствами. Такими образцами могут быть различные предметы, документы, жидкости, вещества, выделения человека и др.
Проверочная закупка. Суть данного ОРМ заключается в совокупности действий, которые искусственно создаются органом, осуществляющим ОРД, ситуации мнимой сделки купли-продажи с целью выявления правонарушений, получения оперативно значимой информации под контролем органа ОРД приобретается товар, без цели потребления и сбыта, у объекта оперативной заинтересованности, обоснованно подозреваемого в противозаконной деятельности1. Предметом проверочной закупки могут быть объекты и вещи как находящиеся в гражданском обороте, так и из него изъятые. Например, оружие, наркотические средства, боеприпасы.
Исследование предметов и документов. Данное ОРМ проводится с привлечением сведущих лиц, которые обладают научными, техническими и иными знаниями, необходимыми для изучения предоставленных материалов при решении задач ОРД. Исследование предметов и документов предполагает подвергнуть полученные материалы изучению, провести исследования вне рамок уголовного процесса либо их осмотра для выяснения признаков наличия преступной деятельности, изучить содержание документов, сравнить с иными документами для установления определенных фактических данных. Такое исследование как ОРМ вряд ли возможно без привлечения специалистов, то есть сведущих лиц, так как само исследование предполагает специальное, научное изучение.
Наблюдение. Данное ОРМ предназначено для сбора оперативно-розыскной или иной юридически значимой информации с помощью технических средств наблюдения за физическими и иными лицами, вне зависимости от времени и места их прибывания.
Н.И. Якимов выделял общий, специальный, обыкновенный и особый виды наблюдения1. Общее наблюдение устанавливают в общественных местах за профессиональными преступниками с целью их немедленного обезвреживания. Специальное наблюдение применяется для выяснения каких-либо обстоятельств или для слежки за каким-либо лицом. Обыкновенное наблюдение осуществляется без применения мер конспирации. Особое наблюдение предполагает использование конспирации, примерку роли и грима на наблюдателя.
Отождествление личности. Это ОРМ предполагает сравнение и установление личности по имеющимся в базе данным для осуществления ОРМ.
Обследование зданий, помещений, сооружений, участков местности и транспорта. Данное ОРМ подразумевает непосредственное или опосредованное исследование (изучение) указанных объектов для того, что бы выявить лица, факты, обстоятельства, которые могут помочь в решении задач ОРД. Процесс, который включает в себя не только осмотр объектов, но и отыскание орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, документов, веществ и других предметов, а также установление фактов, которые могут иметь значение для осуществления ОРД и расследования уголовного дела, является процессом обследования. Данное ОРМ с содержательной стороны может быть ограничено только осмотром указанных объектов.
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Это ОРМ проводится только по судебному решению и состоит в негласном отборе и изучения почтовых отправлений и иных сообщений для решения задач ОРД.
Прослушивание телефонных разговоров. Данное ОРМ так же проводится по судебному решению с использованием специальных технических средств, состоящее в слуховом контроле и фиксации разговоров физических лиц, которые ведутся по телефонным линиям связи.
Снятие информации с технических каналов связи. ОРМ, направленное на негласный контроль и снятие информации, которая передается или передавалась проверяемыми по техническим каналам связи. Данное ОРМ как и предыдущие, осуществляется по решению суда.
Оперативное внедрение. Это ОРМ, которое основано на введении сотрудника оперативного подразделения или же конфидента в криминально-криминогенную среду или на соответствующие объекты с целью добывания сведений о лицах, фактах, обстоятельствах, которые представляет оперативный интерес, на воздействие на лиц и ином конспиративном участии для решения задач ОРД.
Контролируемая поставка. Данное ОРМ включает в себя метод, при котором допускаются вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконным способом или вызывающих подозрение партий груза при осведомлении и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления.
Оперативный эксперимент. Это ОРМ подразумевает воспроизведение действий, обстановки или иных обстоятельств противоправного события и совершение необходимых опытных действий для пресечения преступных действий, выявления лиц, которые их готовят или тех, кто их совершает, а так же проверки и оценки собранных данных о возможности совершения определенных противоправных действий или же получения новых данных о противоправной деятельности1.
Получение компьютерной информации. Это оперативно - техническое мероприятие, направленное на сбор сведений, которые циркулируют в компьютере или сети компьютеров, а так же содержащихся на различных носителях машинной информации с последующей ее фиксацией для решения задач ОРД. Введение данного ОРМ обусловлено расширением числа пользователей и распространением через компьютерные сети информации криминального характера. Целью этого ОРМ является получение оперативных данных о подготовке, совершении преступлений проверяемыми лицами, установлении их криминальных связей, а так же обнаружение мест хранение информации, которая может носить доказывающий характер1.
Подводя итоги всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что все проводимые ОРМ направлены на решение задач ОРМ и закреплены законом. Каждое из них должно не ограничивать права и свободы, а обеспечивать их защиту от приступных посягательств со стороны. Любое отклонение от закона будет считаться нарушением прав и свобод человека и гражданина, как правило, в первую очередь, на личную неприкосновенность и неприкосновенность собственности. Именно поэтому ОРМ всегда проводятся под строгим контролем и с обязательными отчетами.
2 Органы, управомоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность в РФ
2.1 Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Стоит сказать, что оперативно-розыскные органы — это входящая в состав правоохранительных органов и специализированных служб, непосредственно предназначенная для осуществления оперативно-розыскной деятельности, система оперативных подразделений. Осуществление ОРД невозможно без самих органов, к которым по ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно розыскной деятельности» относят:
1. Органы внутренних дел Российской Федерации.
2. Органы федеральной службы безопасности.
3. Федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны.
4. Таможенные органы Российской Федерации.
5. Службы внешней разведки Российской Федерации.
6. Федеральную службу исполнения наказаний.
Так же для раскрытия сущности оперативно-розыскных органов, стоит ввести такие понятия, как оперативное подразделение и специальное оперативное подразделение1. Начиная с первого, стоит сказать, что оперативное подразделение — это организационно-штатное звено, которое входит в структуру данного органа соответствующего федерального министерства или службы, у которых решение оперативно-розыскных, разведывательных и контрразведывательных задач является функциональными обязанностями, которые предусмотрены федеральными законами. А специальные оперативные подразделения — это оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное, разведывательное, информационно-аналитическое подразделение, которое входит в структуру данного правоохранительного органа или спец службы и призвана решать задачи оперативно-розыскного характера1.
Органы внутренних дел Российской Федерации — это система федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану порядка и обеспечение безопасности2. Функции органов внутренних дел обширны и очень существенны. Для их эффективного исполнения важна структура.
Обращаясь к данной теме, можно определить состав органов внутренних дел Российской Федерации. А таковыми являются: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел3.
Органы федеральной службы безопасности — составная часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах своих полномочий осуществляющая обеспечение безопасности личности, общества и государства. Структура органов федеральной службы безопасности заслуживает особого внимания, так как рассчитана на все сферы жизнедеятельности для обеспечения безопасности.
К этим органам относятся: федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности; управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках); управления (отделы, службы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы); другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности); авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации (далее - военно-медицинские организации), военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.1
Федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны. К органам государственной охраны относится федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны, а также подразделения федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющие отдельные полномочия указанного органа (далее - подразделения), и военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.1
Таможенные органы Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет контроль и надзор в таможенной сфере, также является органом валютного контроля, осуществляющий функции по защите прав на объект интеллектуальной собственности и является основным контролером в пунктах пропуска через границу. Таможенными органами являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.2
Службы внешней разведки Российской Федерации — федеральная служба, являющаяся основным органом внешней разведки Российской Федерации. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие, основанная 18 декабря 1991 года. Организационная структура службы внешней разведки РФ построена в соответствии с законом «О внешней разведке», принятом в декабре 1995 года и состоит из: оперативных подразделений; аналитических подразделений; функциональных подразделений.
Федеральная служба исполнения наказаний. Федеральный орган исполнительной власти, который является подведомственным Министерству юстиции Российской Федерации, и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, также функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом была предоставлена отсрочка отбывания наказания. В структуру Федеральной службы исполнения наказания входит центральный аппарат и подразделения, непосредственно подчиненные Федеральной службе исполнения наказания РФ. Первый включает в себя: главное оперативное управление; управление собственной безопасности; управление планирования и организационно-аналитического обеспечения; управление инженерно-технического и информационного обеспечения, связи и вооружения; управление делами; правовое управление; управление воспитательной, социальной и психологической работы; управление следственных изоляторов центрального подчинения; управление организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества; управление исполнения приговоров и специального учета; управление режима и надзора; управление охраны и конвоирования; управление кадров; финансово-экономическое управление; управление тылового обеспечения; управление капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта; управление организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных; управление организации медико-санитарного обеспечения. В подразделения, непосредственно подчиненные Федеральной службе исполнения наказания РФ входят: Главное управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений; Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи; Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения; Научно-исследовательский институт информационных технологий; Научно-исследовательский институт; Управление автотранспорта; Главный клинический центр медицинской и социальной реабилитации; Центральная база материально-технического и военного снабжения; Центральная нормативно-техническая лаборатория; 7 следственных изоляторов центрального подчинения; Центр обеспечения учебно-воспитательной работы; Образовательные организации высшего профессионального образования; 3 санатория; Объединённая редакция; Главный центр гигиены и эпидемиологии; Федеральные унитарные предприятия ФСИН России.
2.2 Полномочия органов по осуществлению оперативно - розыскной деятельности
Определяя полномочия органов ОРД следует руководствоваться статьёй соответствующего закона и обозначить так же обязанности. В статье 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» говорится, что при решении задач ОРД органы, которые ее осуществляют, обязаны принимать все возможные, а главное – допустимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина1. Ранее был рассмотрен список тех органов, которым предусмотрено законом осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Если рассматривать поверхностно, то можно сказать, что все органы ОРД обязаны исполнять поручения вышестоящих органов в объеме своих полномочий о проведении ОРМ по уголовным делам и рассмотрении сообщений, содержание которых говорит о совершенном или готовящемся преступном деянии для расследования или предотвращения преступления. Помимо этого в обязанности и полномочия органов ОРД входит непосредственное взаимодействие с другими правоохранительными органами в силу своих полномочий и в соответствии с международными договорами. Так как все вышеперечисленное лишь обобщенный материал, то стоит уделить внимание каждому органу ОРД для решения поставленных задач в данной исследовательской работе.
На органы внутренних дел возлагают три основных задачи. Первой является выявление, расследование и предотвращение преступлений в делах, где производство предварительного следствия обязательно. К задачам органов внутренних дел также относится организация розыска лиц, которые во избежание уголовного наказания, скрывают свою личность и местоположения от следствия и правоохранительных органов. И третьей задачей является оказание содействия иным органам правоохранительной деятельности для обеспечения соблюдений конституционных прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка.
В особые полномочия органов внутренних дел входит розыск пропавших или скрывающихся лиц, а так же пропавшего или украденного имущества; контроль над оборотом гражданского и служебного оружия, транспорта и дополнительных материалов, требующих специального лицензирования. В соответствии с этим в полномочия органов внутренних дел также входит выдача лицензий на оружие, на осуществление отдельных видов деятельности, выдача разрешения на транспортировку взрывчатых материалов, которые носят промышленное назначение. Предметом ведения органов внутренних дел выступает и организация и осуществление детективной и охранной деятельности.
Согласно ст. 1 ФЗ «О Федеральной службе безопасности»1 Федеральная служба безопасности – это единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ. Полномочия ФСБ отличаются от других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, так как ФСБ обязана быстро реагировать на преступные посягательства, которые могут представлять опасность гражданам и носить государственный характер. К таким полномочиям относят использование оружия и техники, предусмотренную законодательством, при угрозе за пределами страны; использование средств связи предприятий, организаций и даже граждан в служебных целях; при угрозе террористического акта сотрудники ФСБ имеют право потребовать документы, осмотреть личные вещи и провести допрос на месте, где возможен террор. С появлением и развитием Интернет сетей и преступностью, которая связана с ней, сотрудники ФСБ получают право на доступ к информации, носителем которой может быть компьютер или сеть компьютеров. Эти полномочия предоставлены сотрудникам ФСБ для того, что бы предотвратить преступные посягательства на этапе их планирования, а так же для доступа к информации, которая может носить доказывающий характер.1
Федеральные органы государственной охраны представляют собой совокупность органов, осуществляющую охрану государственных объектов, объектов особой важности. В полномочия органов государственной охраны входит как выявление, так и предупреждение, пресечение преступных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты в целом, организация и проведение охранных, мероприятий для обеспечения безопасности объектов государственной охраны. Также эти органы, осуществляют поддержание общественного порядка, необходимого для обеспечения безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного или временного пребывания. Обеспечение защиты информации местонахождения и способа охраны объекта представляет собой одну из главных обязанностей органов, осуществляющих государственную охрану, а способы выполнения этой обязанности образуют особые полномочия, которые отличают органы государственной охраны от иных органов, осуществляющих ОРД.
Полномочия и компетенция таможенных органов регламентированы Трудовым Кодексом2. Данный орган также имеет отличные от других органов, осуществляющих ОРД, полномочия. К таким полномочиям относят взимание таможенных пошлин; обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. При осуществлении этих полномочий, таможенные органы тесно взаимодействуют с органами внутренних дел и ФСБ, так как первые определяют предметы, которые можно законно транспортировать как внутри страны, так и за ее пределы, а вторые (ФСБ) при обнаружении таможенными органами нарушения реагируют на полученное заявление1. К полномочиям таможенных органов относится обеспечение законности внешней торговли и обеспечение в пределах своей компетенции прав интеллектуальной собственности. Данные полномочия подведомственны только таможенным органам, что отличает их от иных правоохранительных органов. Но продолжая говорить о полномочиях таможенных органов, стоит отнести к ним осуществление валютного контроля.
Федеральная служба исполнения наказаний создана на основании: Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»2, Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»3. В соответствии с этими актами, в полномочия данного органа входит обеспечение правопорядка и законности в местах осуществления наказания, в следственных изоляторах, а так же безопасность лиц, находящихся на этих территориях. Для реализации данных полномочий ФСИН обеспечивает точное и безусловное исполнения приговоров, соблюдение установленного порядка исполнения наказаний и содержания под стражей, обеспечение правовой, социальной защиты и личную безопасность работников; принимает меры по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами, по соблюдению правил оборота оружия в уголовно-исполнительной системе. Реализуя закрепленные конституцией права человека и гражданина, сотрудники ФСИН привлекают заключенных к труду и обеспечивают их заинтересованность в результатах труда; организует общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение, а также заочное и дистанционное обучение осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Подводя итоги этого раздела, стоит сказать, что без любого из этих органов и выполняемых им функций, обеспечение безопасности и правопорядка будет под угрозой, а преступность, как следствие, будет расти. С каждым годом преступность изменяет свою форму, появляются новые виды и средства правонарушений, однако, также растет и круг обязанностей и полномочий органов ОРД. Органы, осуществляющие ОРД, имея свои отличные от других полномочия, могут обеспечить законность и правопорядок во всех сферах жизни общества, что и является их общей чертой. Данное явление лишний раз подтверждает, что на любое правонарушение защитники прав и свобод человека и гражданина, правопорядка в стране, несомненно, найдут способ пресечения.
3 Проблемные вопросы, связанные с осуществлением оперативно - розыскной деятельности в РФ
Так как оперативно-розыскная деятельность определяется как вид деятельности, который осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на это Федеральным законом, в пределах их полномочий и посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые преследуют цели защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности и обеспечение общества и государства от преступных посягательств, то стоит отметить ряд проблемных вопросов, которые связаны не только с определением, данном в Федеральном законе, но и в целом с осуществлением этой деятельности.
В первую очередь стоит сказать, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только оперативными подразделениями государственных органов, но и другими должностными лицами. Так же стоит обозначить, что оперативно-розыскная деятельность направлена не только на борьбу с преступностью, но и в некоторых случаях, на проверку лиц, которые не имеют отношения к преступности. Обоснование этому дает часть 2 статьи 7 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», где говорится о том, что органы ОРД, осуществляя свою деятельность вправе собирать информацию из разных источников для осуществления различной правовой деятельности. Например, для принятия решений об обеспечении безопасности органов, осуществляющих ОРД.
Кулькова Е.В1 к общим истокам проблем правового регулирования оперативно-розыскной деятельности относит как минимум две:
-
Если ранее не видели смысла в реформировании данного аппарата, то сейчас оперативно-розыскная деятельность остро нуждается в совершенствовании административно-правового и уголовно-процессуального регулирования ОРД ОВД России. Это связано с тем, что преступность, сфера и способы ее организации, со временем растут и требуют развития органов, выявляющих, расследующих и пресекающих преступные деяния. -
Возникают вопросы о принадлежности к административно-правовому регулированию или же к принадлежности к уголовно-процессуальному.
Для того, что бы урегулировать возникший ряд проблемных вопросов, Е.В. Кулькова считает, что целесообразно на законодательном уровне определить круг должностных лиц и оперативных подразделений, которые могут быть допрошены как свидетели по уголовным делам, и условия их допроса, которые будут исключать как расшифровку их личности, так и расшифровку методов и средств, которыми добыли информацию. Так же в целях решении данных проблем можно постановить вопрос о введении в уголовный процесс представителя ОРД. В связи с нововведением, касающегося прокурорского надзора за ОРД, сотрудники органов ОРД обеспокоены тем, что вмешательство прокурора в их деятельность может повлечь за собой расшифровку конфиденциальных данных и как следствие нарушение процесса решения задач ОРД, потому, во избежание данной проблемы стоит обратить особое внимание на это нововведение.
А.К. Маслов1 выделяет такую проблему, как ограничение использования материалов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе. Он связывает это со ст. 89 УПК РФ где говорится, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. Поэтому результаты ОРД не могут использоваться в судебном производстве в таком виде, как они используются в делах оперативного учёта. То есть, вне проведения соответствующей процессуальной процедуры, которая осуществляется надлежащим субъектом доказывания, направленной на вовлечение носителя доказательственной информации в процесс уголовного судопроизводство, уголовно-процессуального доказательства в полном смысле этого слова нет, есть только носитель доказательственной информации. А. К. Маслов в своей работе упоминает, что часть процессуалистов придерживаются мнения о недопустимости признания за указанными результатами значения доказательств. Другие – напротив, высказываются за придание им статуса доказательств путем внесения изменений в УПК РФ. Так, Н.Н. Егоров2 предлагает воспроизвести в ст. 89 УПК РФ содержание ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», где говорится, что результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положением уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующим собирание, проверку и оценку доказательств. Представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа ОРД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе подробно были раскрыты, проанализированы, изучены и изложены понятие и сущность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, виды оперативно-розыскных мероприятий, их цели и методы осуществления, а также выявлены проблемные вопросы, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности.
В заключении целесообразно подвести итоги исследования. Оперативно-розыскная деятельность – это вид правоохранительной деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Органы ОРД осуществляют свою деятельность гласно и негласно. Гласность заключается в проведении уполномоченными органами ОРМ, не скрывая его осуществления ни от окружающих, ни от объектов проведения. Негласность заключается в скрытом проведении ОРМ от лиц, которые не принимают в нем участия для результативности и безопасности членов ОРМ. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРМ.
Органы ОРД решают задачи ОРД посредством проведения ОРМ. Оперативно-розыскные мероприятия – это совокупность взаимосвязанных действий, направленные на сбор информации, которая свидетельствует о подготавливающемся или совершенном преступлении, о лицах, которые принимали или принимают в нем участие, а также само пресечение или расследование преступлений, применяя при этом гласные или негласные силы, средства и методы.
Оперативно-розыскные органы – это входящая в систему правоохранительных органов и специализированных служб, непосредственно предназначенная для осуществления оперативно-розыскной деятельности, система оперативных подразделений. Изучена компетенция каждого из органов ОРД, выявлены сходные и различные черты в осуществлении их полномочий.
В ходе исследования данной темы были выявлены проблемы реформирования аппарата ОРД, вопросы принадлежности к административно-правовому регулированию или же принадлежности к уголовно-процессуальному, а также введение прокурорского вмешательства в оперативно-розыскную деятельность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
3 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 01.07.2017) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
4 О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
5 О государственной охране: Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ (ред. от 07.03.2018) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
6 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
7 О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
8 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
9 Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174- ФЗ// Парламентская газета, № 241-242, 22.12.2001.
10 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // "Парламентская газета", № 2-5, 05.01.2002.
11 Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 08.09.2017) // "Собрание законодательства РФ", 18.10.2004, № 42, ст. 4109.
12 Об оперативно-розыскной деятельности: Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
Монограммы, учебники, учебные пособия
13 Гармаев Ю.П. Внешнеэкономические преступления, связанные с вывозом капиталов за рубеж: комментарий законодательства и методика расследования [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
14 Шумилов А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: монография / А. Ю. Шумилов. В 3 т. М.: издательский дом Шумиловой И. И., 2015. Т. III: Основные положения. Кн. 1. Объект, предмет и система оперативно-разыскной науки. — 360 с.
15 Ремизов М.В., Ласточкина Р.Н. Оперативно-розыскная деятельность: правовое регулирование и использование результатов в уголовном судопроизводстве М. Ярославль 2007 93 с.
16 Босхолов С.С. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью // Журнал российского права. 1998. № 9. 23 с.
17 В.Ю. Алферов. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (специализация «Уголовно- правовая») и специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (специализация «Административная деятельность») под общ. ред. В.В. Степанова. – 3-е изд., испр. и доп. – Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 296 с.
18 Н. И. Якимов. Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике. Новое издание, перепечатанное с издания 1925 г - М.: ЛексЭст, 2013. - 496 c.
19 Егоров Н.Н. Вещественные доказательства: уголовно-процессуальный и криминалистический аспекты. - М.: Юрлитинформ, 2007. С. 137.
Электронные источники
20 Кулькова Е.В. Проблемные вопросы оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений против жизни и здоровья [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/
21 Е. С. Дубоносов. Оперативно-розыскное мероприятие «получение компьютерной информации»: содержание и проблемы проведения. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/ – статья в интернете.
22 Маслов А.К. Общие положения об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/
1 Об оперативно - розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
1 Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в схемах и определениях: Учеб. пособие. — 3-е изд., испр. и доп — М.: ИД Шумиловой И.И., 2003. С. 6-8.
1 Об оперативно- розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
1 Об оперативно- розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
1 О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
1 В.Ю. Алферов. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (специализация «Уголовно- правовая») и специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (специализация «Административная деятельность») под общ. ред. В.В. Степанова. – 3-е изд., испр. и доп. – Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С. 66-69.
1 Н. И. Якимов. Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике. Новое издание, перепечатанное с издания 1925 г - М.: ЛексЭст, 2013. С. 55-57.
1 Ремизов М.В., Ласточкина Р.Н. Оперативно-розыскная деятельность: правовое регулирование и использование результатов в уголовном судопроизводстве М. Ярославль 2007 С. 32-34.
1 Дубоносов. Е. С. Оперативно-розыскное мероприятие «получение компьютерной информации»: содержание и проблемы проведения. [Электронный ресурс]// URL: https://cyberleninka.ru/
1 Ремизов М.В., Ласточкина Р.Н. Оперативно-розыскная деятельность: правовое регулирование и использование результатов в уголовном судопроизводстве. М. Ярославль 2007 С. 15-21.
1 Босхолов С.С. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью // Журнал российского права. 1998. № 9. С. 2-4.
2 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 01.07.2017) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
3 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
1 О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
1 О государственной охране: Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2 О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
1 Об оперативно- розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
1 О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
1 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
1 Гармаев Ю.П. Внешнеэкономические преступления, связанные с вывозом капиталов за рубеж: комментарий законодательства и методика расследования [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
2 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
3 Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
1 Кулькова Е.В. Проблемные вопросы оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений против жизни и здоровья [Электронный ресурс]// URL: https://cyberleninka.ru/
1 Маслов А.К. Общие положения об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам [Электронный ресурс]// URL: https://cyberleninka.ru/
2 Егоров Н.Н. Вещественные доказательства: уголовно-процессуальный и криминалистический аспекты. - М.: Юрлитинформ, 2007. С. 137.