ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 7
Виды предложения по интонации
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с видами предложений по цели высказывания и интонации; совершенствовать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из слов; способствовать развитию умения правильно обозначать предложения на письме; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся с видами предложений по интонации; научатся определять вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное); сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения; различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения; определять границы предложения в деформированном тексте из 2–3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения |
Метапредметные УУД | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию с помощью схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; передавать содержание текста в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения |
Личностные результаты | Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
II. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Что такое чистотел? Как образовалось это слово? – Прочитайте задание 19. Объясните написание пропущенных букв. – Соедините линией каждое предложение с его видом по цели высказывания. – Составьте и запишите ответ на вопрос, заключенный в вопросительном предложении. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. – Чистотел – растение семейства маковых с желтыми цветками и едким млечным соком, используемое в медицине. Определяют тип предложения по цели высказывания.
Отвечают на вопрос: Подосиновик растет под осинами. | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | ||||||||
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Рассмотрите на доске табличку с переплетенными буквами. Назовите буквы, которые здесь «спрятались». Какие звуки обозначают данные буквы? – На какие две большие группы делятся буквы? (Гласные и согласные.) | Выполняют чистописание. Рассматривают рисунок из букв. Называют буквы: «м», «н», «т», «ш», «я», «в», «ф». |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Составьте и запишите буквосочетания. | Записывают буквосочетания. Мн Нм Тш Шт ЯВФ Яфв Вфя | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Прочитайте словарные слова «хозяин», «хозяйство» по слогам. Какие орфограммы нужно запомнить? (См. РМ, Приложение 2.) – Запишите словарные слова в индивидуальные словарики. – Подберите однокоренные слова к слову «хозяйство» | Читают слово «хозяин» по слогам. Записывают слово в тетрадь, подчеркивают непроверяемые орфограммы. Записывают словарные слова в свои словарики, используя прием крестослова.
Подбирают однокоренные слова к словарному слову «хозяйство». Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Что такое предложение? – Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры. – Какие знаки препинания ставятся в конце этих предложений? – Прочитайте тему урока. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.(См. РМ, Приложение 3.) | Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | ||
| – Сегодня на уроке будем учиться определять вид предложения по интонации | | | ||
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Вспомните, что такое предложение? (В предложении слова связаны по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.) – Прочитайте запись на доске и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
– Почему вы считаете, что это предложения? – Задайте вопросы по теме «Предложение». – Запишите предложения в тетрадь. – Почему в конце предложений разные знаки препинания? – Итак, по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Составляют предложения и записывают в тетрадь.
(См. РМ, Приложение 4.) | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | ||
Работа по учебнику (упражне- ние 16) | – Прочитайте загадки и пословицы. Отгадайте загадки. – Дайте характеристику каждому предложению. Какое оно по цели высказывания? | Выполняют упражнение по учебнику: читают и от- гадывают загадки, характеризуют предложения, записывают их в указанном порядке, выделяют изученные орфограммы в словах; читают правило | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| – Спишите сначала повествовательные предложения, затем вопросительные, потом побудительные. – Подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы. – Прочитайте правило на странице 15 учебника о том, когда в конце предложения ставится восклицательный знак | | |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 17). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте. Какие чувства выражены в этих предложениях? Передайте их интонацией. – Определите, каким по цели высказывания и по интонации является каждое из данных предложений. – Выполните звуко-буквенный разбор слова «мёд». | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Выполняют звуко-буквенный разбор слова «мёд». Мёд [м’от] – 1 слог; м – [м’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный; ё – [о] – гласный, ударный; д – [т] – согласный, глухой парный, твердый парный. ––––––––––––––– 3 буквы, 3 звука | Осуществлять анализ произведения. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
Работа по учебнику (упражне- ние 18) | – Работу выполните в парах. – Прочитайте. Спишите. – Какие из данных вопросительных предложений можно перестроить в повествовательные, изменяя только их интонацию и заменяя вопросительный знак на точку? | Выполняют работу в парах. Перестраивают вопросительные предложения в повествовательные. Мы пойдем сегодня в театр. Около школы есть речка. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Запишите предложения. Укажите, какие они по цели высказывания и интонации. 1. Пушистый зверек прыгнул на ель. 2. Ты был в Москве? 3. Мойте руки перед едой. 4. Сколько грибов в лесу! (См. РМ, Приложение 5.) | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Определяют вид предложения по интонации и по цели высказывания. 1. Повествовательное, невосклицательное. 2. Вопросительное, невосклицательное. 3. Побудительное, невосклицательное. 4. Повествовательное, восклицательное. | Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для |
Устная работа. | – Определите по началу предложения, каким оно будет по цели высказывания. 1. Кто стучится… 2. Перестаньте дразнить… 3. Однажды мы… 4. Мойте фрукты… 5. Почему подснежники… | Определяют вид предложения по цели высказывания. 1. Кто стучится… (Вопросительное.) 2. Перестаньте дразнить… (Побудительное.) 3. Однажды мы… (Повествовательное.) 4. Мойте фрукты… (Побудительное.) 5. Почему подснежники… (Вопросительное.) | |
Работа в тет- ради (зада- ние 20). | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. – Какие художественные средства использует автор для выражения своего отношения к осенней поре? (Эпитеты.) – Подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении. – Впишите в характеристику предложений стихотворения пропущенные слова. | Выполняют задание в рабочей тетради. Указывают слова, которые употреблены в переносном значении. Блещут и горят леса, янтарные леса, золотые переливы. Дают характеристику предложениям. – Предложения по цели высказывания повествовательные, по интонации – восклицательные. |