Файл: Дисциплина Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста Практическое занятие 2 Обучающийся Устинова Анна Сергеевна Преподаватель Ромашова Елена Владиславовна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Практическое занятие №2
Выполнил:
Обучающийся Устинова Анна Сергеевна
Преподаватель:
Ромашова Елена Владиславовна
Пермь - 2022
Задание 1. Максимальное количество баллов — 5 баллов.
Рассмотрим следующую педагогическую ситуацию: Вы являетесь молодым воспитателем, работающим в дошкольной образовательной организации. Вам необходимо смоделировать творческую игру для воспитанников группы (возрастная группа и программа игры выбираются по усмотрению студента).
Представьте в форме конспекта Ваше видение процесса решения данного задания. Важно помнить, что при разработке творческой игры для детей раннего и дошкольного возраста рекомендуется соблюдать определённый алгоритм действий:
1. Спланируйте (перечислите) направления и виды работ, которые необходимо осуществить в доигровой период.
2. Определите классификационный вид и тему игры.
3. Сформулируйте программные задачи: образовательные, на развитие игровых навыков и воспитательные.
4. Перечислите оборудование, которое потребуется для проведения игры.
5. Определите свою позицию в планируемой игре: воспитатель-организатор, партнёр или наблюдатель.
6. Определите свою роль на каждом из этапов развития проводимой игры: создание интереса, сговор на игру, подготовка игрового пространства, ход игры и её окончание.
7. Продумайте основные линии развития игры: внесение нового оборудования в ходе игры, появление новой роли или возникновение новой игровой ситуации.
8. Четко оформите основные приемы осуществления руководства игрой при обязательном соблюдении их соответствия возрастной группе и полу детей, выбранной позиции воспитателя, а также содержанию игры.
Игра: «Кукла Таня простудилась»
Вид игры: сюжетно - ролевая
Тема игры: врачебная, социальная
Группа: младшая (3-4 года)
Цели:
-
Включения детей в систему социальных отношений через игровую деятельность. -
Развитие навыков партнёрских отношений в игре. -
Сформировать умение применять в игре знания об окружающей жизни, которые были получены ранее. -
Формировать ролевые способы поведения. -
Развитие навыков сотрудничества и грамотного коммуницирования с детьми и взрослыми.
Общие задачи:
-
Воспитывать чувство ответственности, дружелюбия, а также уважение к профессии врача. -
Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя необходимый инвентарь. -
Побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы, детали (инструменты, оборудование). -
Воспитывать готовность выручить товарища и дружелюбность. -
Продолжать формировать умение договариваться. -
Развивать творческие способности, воображение и фантазию. -
Развивать у детей умение в дальнейшем самостоятельно придумывать и варьировать сюжет игры по типу «Больница», «Врачи/доктора»; способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов.
Образовательные задачи:
Сформировать представление о труде врача, то как врач ведёт приём, слушает больных, измеряет температуру, назначает лечение. Расширять и обогащать представление о трудовых действиях и результатах труда. Активизировать и обогащать словарь детей медицинскими терминами, развивать связную речь детей.
Задачи на развитие игровых навыков:
Формировать умение выбирать роль; способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единый сюжет; взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами, в партнёрстве (врач-больной, мама-дочка и т.д.). Выполнять действия в соответствии с ролью. Способствовать появлению игрового интереса к совместной деятельности с взрослым и сверстниками.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых. Выработать уважительное отношение к профессии врача. Воспитывать навыки заботы и ухода об окружающих людях и сверстниках через куклу.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций на тему «Профессии», «Профессия врач».
- Беседы с детьми о профессиях; о том, кем работают родители, и кем хотят быть дети, когда вырастут.
- Экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду.
- Выслушать рассказы детей о том, как они ходили с мамой в поликлинику, на приём к врачу.
- Прочитать с детьми: А. Крылов «Заболел Петух ангиной», К. Чуковский «Айболит»., В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок».
- Составить беседу про больницы, врачей, докторов, медицинские инструменты, рассмотреть картины и иллюстрации на тему «Больница».
- Прослушать песню «Кукла заболела» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
- Разыгрывание мини игр-ситуаций «Мишка/котик/зайка заболел» (воспитатель-врач разыгрывает диалог с «животным» - пациентом); «На приёме у врача».
- Организовать лепку «Мёд/угощение/игрушка для заболевшей куклы».
- Провести игры «Угадай что это?», «Назови правильно», (показывая медицинские инструменты), «Кому, что нужно для работы?», «Что для чего нужно?».
Оборудование, которое потребуется в процессе игры:
Кукла, у которой горлышко перевязано платком или шарфом, белый халат, шапочка, баночки или коробочки из-под лекарств, оклеенные цветной бумагой, набор детских медицинских инструментов: градусник, шприц, вата, фонендоскоп. Предметы-заместители (вата – кусочек поролона, таблетки – рисунок на картоне, лечебная микстура-вода или чай).
Позиция воспитателя в игре:преимущественно воспитатель- организатор, но в процессе игры позиция может меняться на позицию партнера.
Создание интереса:
Воспитатель обращается к детям:
Детки, посмотрите на куклу Таню. Кажется, с ней сегодня что-то не так. Она целый день ни с кем не играет и лежит грустная, а еще у нее горло перевязано шарфиком. Что же с ней случилось?
Дети догадываются и хором отвечают: «Кукла Таня заболела...».
Сговор на игру:
Воспитатель говорит:
«Кукла Таня заболела, целый день лежит в постели, не встаёт, не ест, не пьёт. Очень горлышко болит, чем же можно ей помочь?»
Ребята предлагают вызвать врача, затем выбирается ребёнок-доктор, для того, чтобы все видели, кто доктор, этот ребёнок надевает халат.
Подготовка игрового пространства:
Воспитатель и дети рассматривают инструменты врача, осматривают куклу, её перевязанное горло.
Ход игры и её окончание:
После «прихода» врача, воспитатель и дети рассказывают, что у них заболела кукла и спрашивают у врача:
«У нее, наверное, температура?»
Врач: «Не волнуйтесь, сейчас проведем осмотр и всё проверим и измерим»
Воспитатель: «Доктор, скажите, Вы вылечите Таню?»
Дети: «Как вы будете лечить нашу Танюшу»?
Врач: «Сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, градусник.».
После измерения температуры, врач говорит:
«Температура у нее действительно есть, и она высокая. Надо посмотреть горло. Горло красное. Да, вы были правы, девочка простудилась. Сейчас я выпишу ей микстуру и таблетки и поставлю укол. И кукла Таня будет полностью здорова!».
Воспитатель даёт комментарий: «Дети, посмотрите, какой у нас хороший доктор, он всех может вылечить».
На этом моменте в игру можно ввести новую роль и добавить новую игровую ситуацию.
Воспитатель: «Дети, может быть, кто-то хочет помочь врачу и стать медицинской сестрой?»
Дети: «Да! Я!»
Далее выбирается кто-то из детей на роль мед. сестры.
Врач приветствует мед. сестру, объясняет ей ситуацию.
Врач: «Сестра, подайте шприц».
Сестра передаёт доктору детский шприц, он ставит Тане укол.
Врач: «Сестра, дайте, пожалуйста, микстуру Тане».
Сестра «поит» Таню.
Врач и мед.сестра: «Сейчас мы выпишем вам таблетки, вам нужно будет обязательно давать их Тане. Хорошо?»
Дети и воспитатель: «Да. Обещаем»
Врач и сестра выписывают таблетки, измеряют еще раз температуру, убеждаются, что она спала.
Дети и воспитатель благодарят «спасителей» Тани, прощаются с доктором и мед.сестрой. Они прощаются в ответ.
Воспитатель: «Дети, вот мы и вылечили Таню, всё благодаря нашим замечательным врачам и вашей помощи и сообразительности!»
Приемы руководства с целью формирования игры как деятельности можно разделить на традиционные и инновационные.
Основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игры.
Используемые воспитателем приемы руководства могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игровых материалов, создание развивающей игровой обстановки, т.е. без непосредственного вмешательства в игру, это сохраняет самостоятельность детей во время игры (направлены прежде всего на обогащение содержания).
Основным содержанием является изображение труда людей. Необходимо сформировать знания о структуре трудовой деятельности: ее цели, средствах, последовательности действий, результате; знаний о взаимодействии и взаимоотношении людей в процессе труда, распределении обязанностей.
Задание 2. Максимальное количество баллов — 5 баллов.
Продумайте алгоритм решения следующей педагогической задачи.
Вы работаете воспитателем в дошкольном образовательном учреждении. В начале учебного года Вам необходимо составить перспективный план проведения сюжетно-ролевых игр для детей своей группы. Предполагается, что данные игры будут ориентированы на осуществление действенного игрового восприятия детьми основных социальных ролей каждого члена семьи (Таблица 1).
На основе предложенных в таблице наименований ролей сюжетной игры, оформите описание ролевых действий, которые должны осуществлять дети в ходе проведения каждой игры. В качестве примера по выполнению данного задания в Таблице 1 представлен образец описания основных ролевых действий детей при выполнении роли «Мама-воспитатель». Используя данный образец, внесите варианты Вашего решения педагогической задачи в предложенную Таблицу 1.
№ | Наименования социальных ролей | Описания основных ролевых действий детей |
1. | Мама-воспитатель | — утром мама собирается и идёт на работу; — подготавливает группу и всё необходимое для проведения занятий с детьми; — встречает утром детей и их родителей; — проводит учебные и творческие занятия с детьми; — играет, гуляет, рисует, обучает детей чтению, письму и счету; — следит за поведением детей во время завтрака, обеда и ужина, а также во время проведения тихого часа; — вечером общается с родителями, которые забираю детей домой; — возвращается с работы домой и готовит ужин; — отдыхает, общается со своими детьми и мужем; — помогает бабушке и дедушке; — укладывает детей спать. |
2. | Мама-домохозяйка | — будит всех утром — собирает папу на работу, а детей в детский сад и провожает их — если есть домашние питомцы, то кормит их и гуляет с ними — убирается, стирает, готовит, идёт в магазин за продуктами — посвящает несколько часов на свой отдых(чтение, просмотр телевизора, сон) — забирает детей из садика — встречает папу с работы — кормит детей, мужа, обсуждает прошедший день, общается с ними — укладывает детей спать |
3. | Мама-доктор | — просыпается, идёт на работу — приходит на работу, подготавливает своё рабочее место и рабочий инвентарь и инструменты — надевает халат, шапочку, маску, перчатки — выполняет рабочие моменты: записывает симптомы болезни, ведёт карточку пациента, проводит осмотр, ставит диагноз, назначает лечение, делает уколы, даёт таблетки, измеряет температуру — заканчивает рабочий день и идёт в детский сад за детьми — возвращается домой с работы и готовит ужин — отдыхает, проводит время с детьми и мужем — укладывает детей спать |
4. | Папа-строитель | — просыпается, собирается на работу — отводит детей в детский сад и сам идёт на работу — выполняет рабочие моменты: забивает гвозди, пилит доски, красит потолки и стены, кладёт кирпичи, измеряет специальной линейкой (уровнем) стены — забирает ребёнка из садика, возвращается домой — отдыхает, проводит время с женой и детьми — идёт с ними на прогулку, заходит в магазин, идут все вместе в гости — возвращается домой, укладывает детей спать |
5. | Папа — глава семьи | — просыпается на работу — отводит детей в детский сад, везёт маму на работу — покупает продукты после работы — помогает маме по хозяйству — помогает маме с обучением детей: занимается с ними, рисует, учит буквы и т.д. — оплачивает квартиру — заботится, чтобы у всех было всё необходимое — следит за собой и своей семьей |
6. | Папа — капитан дальнего плавания | — собирается на рейс — отбывает в рейс — проверяет исправность оборудования и готовится к отбытию — смотрит карту, изучает маршрут — руководит действиями команды, отдаёт указы, решает возникшие проблемы — руководит погрузкой грузов на корабль — осуществляет современную дозаправку корабля — покупает подарки для семьи — возвращается домой с рейса и вручает подарки — рассказывает про своё путешествие детям и жене, показывает фотографии |
7. | Старшая сестра | — ходит в школу, ответственно относится к учёбе — выполняет свою домашнюю работу, помогает с выполнением заданий из детского сада младшим братьям и сёстрам — помогает родителям по дому — играет с младшими братьями и сёстрами — гуляет с друзьями — слушает музыку — занимается своими личными делами и хобби |
8. | Старший брат | — ходит в школу, ответственно относится к учёбе — выполняет свою домашнюю работу, помогает с выполнением заданий из детского сада младшим братьям и сёстрам — помогает родителям — играет с младшими братьями и сёстрами — занимается спортом — играет в компьютерные игры |
9. | Маленький ребёнок | — познаёт мир — учится самостоятельно стоять, ходить, бегать, есть — много спит — много играет и смеётся — плачет, если что-то идёт не так |
10. | Добрая бабушка | — будит всех на работу — помогает всем собраться на работу — идёт в больницу, чтобы сдать анализы и убедиться, что с её здоровьем всё в порядке — убирается в доме, готовит еду, печёт пироги — идёт в магазин, покупает для всех угощения — идёт в гости к соседке — забирает внуков из садика — встречает с работы остальных членов семьи, всех кормит, у всех интересуется, как прошел их день — раздаёт всем угощения — играет с внуками — укладывает их спать |
11. | Мудрый дедушка | — просыпается, помогает бабушке собирать всех на работу — читает книгу, газету — смотрит новости — идёт к соседу, чтобы сыграть партию в шахматы — помогает бабушке готовить обед — играет с внуками — даёт советы родителям внуков — читает внукам сказку |