Файл: Дисциплина Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста Практическое занятие 2 Обучающийся Устинова Анна Сергеевна Преподаватель Ромашова Елена Владиславовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"

Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Практическое занятие №2


Выполнил:

Обучающийся Устинова Анна Сергеевна

Преподаватель:

Ромашова Елена Владиславовна
Пермь - 2022

Задание 1. Максимальное количество баллов — 5 баллов.

Рассмотрим следующую педагогическую ситуацию: Вы являетесь молодым воспитателем, работающим в дошкольной образовательной организации. Вам необходимо смоделировать творческую игру для воспитанников группы (возрастная группа и программа игры выбираются по усмотрению студента).

Представьте в форме конспекта Ваше видение процесса решения данного задания. Важно помнить, что при разработке творческой игры для детей раннего и дошкольного возраста рекомендуется соблюдать определённый алгоритм действий:

1.      Спланируйте (перечислите) направления и виды работ, которые необходимо осуществить в доигровой период.

2.      Определите классификационный вид и тему игры.

3.      Сформулируйте программные задачи: образовательные, на развитие игровых навыков и воспитательные.

4.      Перечислите оборудование, которое потребуется для проведения игры.

5.      Определите свою позицию в планируемой игре: воспитатель-организатор, партнёр или наблюдатель.

6.      Определите свою роль на каждом из этапов развития проводимой игры: создание интереса, сговор на игру, подготовка игрового пространства, ход игры и её окончание.

7.      Продумайте основные линии развития игры: внесение нового оборудования в ходе игры, появление новой роли или возникновение новой игровой ситуации.

8.      Четко оформите основные приемы осуществления руководства игрой при обязательном соблюдении их соответствия возрастной группе и полу детей, выбранной позиции воспитателя, а также содержанию игры.       

Игра: «Кукла Таня простудилась»

Вид игры: сюжетно - ролевая 

Тема игры: врачебная, социальная


Группа: младшая (3-4 года)

Цели:

  1. Включения детей в систему социальных отношений через игровую деятельность.

  2. Развитие навыков партнёрских отношений в игре.

  3. Сформировать умение применять в игре знания об окружающей жизни, которые были получены ранее.

  4. Формировать ролевые способы поведения.

  5. Развитие навыков сотрудничества и грамотного коммуницирования с детьми и взрослыми.

Общие задачи:

  1.  Воспитывать чувство ответственности, дружелюбия, а также уважение к профессии врача.

  2. Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя необходимый инвентарь.

  3. Побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы, детали (инструменты, оборудование).

  4. Воспитывать готовность выручить товарища и дружелюбность.

  5. Продолжать формировать умение договариваться.

  6. Развивать творческие способности, воображение и фантазию.

  7. Развивать у детей умение в дальнейшем самостоятельно придумывать и варьировать сюжет игры по типу «Больница», «Врачи/доктора»; способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов.

Образовательные задачи:

Сформировать представление о труде врача, то как врач ведёт приём, слушает больных, измеряет температуру, назначает лечение. Расширять и обогащать представление о трудовых действиях и результатах труда. Активизировать и обогащать словарь детей медицинскими терминами, развивать связную речь детей.

Задачи на развитие игровых навыков:

Формировать умение выбирать роль; способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единый сюжет; взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами, в партнёрстве (врач-больной, мама-дочка и т.д.). Выполнять действия в соответствии с ролью. Способствовать появлению игрового интереса к совместной деятельности с взрослым и сверстниками.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых. Выработать уважительное отношение к профессии врача. Воспитывать навыки заботы и ухода об окружающих людях и сверстниках через куклу.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций на тему «Профессии», «Профессия врач».

- Беседы с детьми о профессиях; о том, кем работают родители, и кем хотят быть дети, когда вырастут.

- Экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду.



- Выслушать рассказы детей о том, как они ходили с мамой в поликлинику, на приём к врачу.

- Прочитать с детьми: А. Крылов «Заболел Петух ангиной», К. Чуковский «Айболит»., В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок».

- Составить беседу про больницы, врачей, докторов, медицинские инструменты, рассмотреть картины и иллюстрации на тему «Больница».

- Прослушать песню «Кукла заболела» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).

-  Разыгрывание мини игр-ситуаций «Мишка/котик/зайка заболел» (воспитатель-врач разыгрывает диалог с «животным» - пациентом); «На приёме у врача».

- Организовать лепку «Мёд/угощение/игрушка для заболевшей куклы».

- Провести игры «Угадай что это?», «Назови правильно», (показывая медицинские инструменты), «Кому, что нужно для работы?», «Что для чего нужно?».

Оборудование, которое потребуется в процессе игры:

Кукла, у которой горлышко перевязано платком или шарфом, белый халат, шапочка, баночки или коробочки из-под лекарств, оклеенные цветной бумагой, набор детских медицинских инструментов: градусник, шприц, вата, фонендоскоп. Предметы-заместители (вата – кусочек поролона, таблетки – рисунок на картоне, лечебная микстура-вода или чай).

Позиция воспитателя в игре:преимущественно воспитатель- организатор, но в процессе игры позиция может меняться на позицию партнера.

Создание интереса:

Воспитатель обращается к детям:

Детки, посмотрите на куклу Таню. Кажется, с ней сегодня что-то не так. Она целый день ни с кем не играет и лежит грустная, а еще у нее горло перевязано шарфиком. Что же с ней случилось?

Дети догадываются и хором отвечают: «Кукла Таня заболела...».

Сговор на игру:

Воспитатель говорит:

«Кукла Таня заболела, целый день лежит в постели, не встаёт, не ест, не пьёт. Очень горлышко болит, чем же можно ей помочь?»

Ребята предлагают вызвать врача, затем выбирается ребёнок-доктор, для того, чтобы все видели, кто доктор, этот ребёнок надевает халат.

Подготовка игрового пространства:

Воспитатель и дети рассматривают инструменты врача, осматривают куклу, её перевязанное горло.

Ход игры и её окончание:

После «прихода» врача, воспитатель и дети рассказывают, что у них заболела кукла и спрашивают у врача:

«У нее, наверное, температура?»

Врач: «Не волнуйтесь, сейчас проведем осмотр и всё проверим и измерим»

Воспитатель: «Доктор, скажите, Вы вылечите Таню?»


Дети: «Как вы будете лечить нашу Танюшу»?

Врач: «Сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, градусник.».

После измерения температуры, врач говорит:

«Температура у нее действительно есть, и она высокая. Надо посмотреть горло. Горло красное. Да, вы были правы, девочка простудилась. Сейчас я выпишу ей микстуру и таблетки и поставлю укол. И кукла Таня будет полностью здорова!».

Воспитатель даёт комментарий: «Дети, посмотрите, какой у нас хороший доктор, он всех может вылечить».

На этом моменте в игру можно ввести новую роль и добавить новую игровую ситуацию.

Воспитатель: «Дети, может быть, кто-то хочет помочь врачу и стать медицинской сестрой?»

Дети: «Да! Я!»

Далее выбирается кто-то из детей на роль мед. сестры.

Врач приветствует мед. сестру, объясняет ей ситуацию.

Врач: «Сестра, подайте шприц».

Сестра передаёт доктору детский шприц, он ставит Тане укол.

Врач: «Сестра, дайте, пожалуйста, микстуру Тане».

Сестра «поит» Таню.

Врач и мед.сестра: «Сейчас мы выпишем вам таблетки, вам нужно будет обязательно давать их Тане. Хорошо?»

Дети и воспитатель: «Да. Обещаем»

Врач и сестра выписывают таблетки, измеряют еще раз температуру, убеждаются, что она спала.

Дети и воспитатель благодарят «спасителей» Тани, прощаются с доктором и мед.сестрой. Они прощаются в ответ.

Воспитатель: «Дети, вот мы и вылечили Таню, всё благодаря нашим замечательным врачам и вашей помощи и сообразительности!»
Приемы руководства с целью формирования игры как деятельности можно разделить на традиционные и инновационные.

Основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игры.

Используемые воспитателем приемы руководства могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.

Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игровых материалов, создание развивающей игровой обстановки, т.е. без непосредственного вмешательства в игру, это сохраняет самостоятельность детей во время игры (направлены прежде всего на обогащение содержания).

Основным содержанием является изображение труда людей. Необходимо сформировать знания о структуре трудовой деятельности: ее цели, средствах, последовательности действий, результате; знаний о взаимодействии и взаимоотношении людей в процессе труда, распределении обязанностей.

Задание 2. Максимальное количество баллов — 5 баллов.


Продумайте алгоритм решения следующей педагогической задачи.

Вы работаете воспитателем в дошкольном образовательном учреждении. В начале учебного года Вам необходимо составить перспективный план проведения сюжетно-ролевых игр для детей своей группы. Предполагается, что данные игры будут ориентированы на осуществление действенного игрового восприятия детьми основных социальных ролей каждого члена семьи (Таблица 1).

На основе предложенных в таблице наименований ролей сюжетной игры, оформите описание ролевых действий, которые должны осуществлять дети в ходе проведения каждой игры. В качестве примера по выполнению данного задания в Таблице 1 представлен образец описания основных ролевых действий детей при выполнении роли «Мама-воспитатель». Используя данный образец, внесите варианты Вашего решения педагогической задачи в предложенную Таблицу 1.

 



Наименования социальных ролей

Описания основных ролевых действий детей

1.

Мама-воспитатель

 

— утром мама собирается и идёт на работу;

— подготавливает группу и всё необходимое для проведения занятий с детьми;

— встречает утром детей и их родителей;

— проводит учебные и творческие занятия с детьми;

— играет, гуляет, рисует, обучает детей чтению, письму и счету;

— следит за поведением детей во время завтрака, обеда и ужина, а также во время проведения тихого часа;

— вечером общается с родителями, которые забираю детей домой;

— возвращается с работы домой и готовит ужин;

— отдыхает, общается со своими детьми и мужем;

— помогает бабушке и дедушке;

— укладывает детей спать.

2.

Мама-домохозяйка

— будит всех утром

— собирает папу на работу, а детей в детский сад и провожает их

— если есть домашние питомцы, то кормит их и гуляет с ними

— убирается, стирает, готовит, идёт в магазин за продуктами

— посвящает несколько часов на свой отдых(чтение, просмотр телевизора, сон)

— забирает детей из садика

— встречает папу с работы

— кормит детей, мужа, обсуждает прошедший день, общается с ними

— укладывает детей спать

3.

Мама-доктор

 — просыпается, идёт на работу

— приходит на работу, подготавливает своё рабочее место и рабочий инвентарь и инструменты

— надевает халат, шапочку, маску, перчатки

— выполняет рабочие моменты: записывает симптомы болезни, ведёт карточку пациента, проводит осмотр, ставит диагноз, назначает лечение, делает уколы, даёт таблетки, измеряет температуру

— заканчивает рабочий день и идёт в детский сад за детьми

— возвращается домой с работы и готовит ужин

— отдыхает, проводит время с детьми и мужем

— укладывает детей спать

4.

Папа-строитель

 — просыпается, собирается на работу

— отводит детей в детский сад и сам идёт на работу

— выполняет рабочие моменты: забивает гвозди, пилит доски, красит потолки и стены, кладёт кирпичи, измеряет специальной линейкой (уровнем) стены

— забирает ребёнка из садика, возвращается домой

— отдыхает, проводит время с женой и детьми

— идёт с ними на прогулку, заходит в магазин, идут все вместе в гости

— возвращается домой, укладывает детей спать


5.

Папа — глава семьи

 — просыпается на работу

— отводит детей в детский сад, везёт маму на работу

— покупает продукты после работы

— помогает маме по хозяйству

— помогает маме с обучением детей: занимается с ними, рисует, учит буквы и т.д.

— оплачивает квартиру

— заботится, чтобы у всех было всё необходимое

— следит за собой и своей семьей


6.

Папа — капитан дальнего плавания

 — собирается на рейс

— отбывает в рейс

— проверяет исправность оборудования и готовится к отбытию

— смотрит карту, изучает маршрут

— руководит действиями команды, отдаёт указы, решает возникшие проблемы

— руководит погрузкой грузов на корабль

— осуществляет современную дозаправку корабля

— покупает подарки для семьи

— возвращается домой с рейса и вручает подарки

— рассказывает про своё путешествие детям и жене, показывает фотографии

7.

Старшая сестра

 — ходит в школу, ответственно относится к учёбе

— выполняет свою домашнюю работу, помогает с выполнением заданий из детского сада младшим братьям и сёстрам

— помогает родителям по дому

— играет с младшими братьями и сёстрами

— гуляет с друзьями

— слушает музыку

— занимается своими личными делами и хобби

8.

Старший брат

 — ходит в школу, ответственно относится к учёбе

— выполняет свою домашнюю работу, помогает с выполнением заданий из детского сада младшим братьям и сёстрам

— помогает родителям

— играет с младшими братьями и сёстрами

— занимается спортом

— играет в компьютерные игры

9.

Маленький ребёнок

 — познаёт мир

— учится самостоятельно стоять, ходить, бегать, есть

— много спит

— много играет и смеётся

— плачет, если что-то идёт не так

10.

Добрая бабушка

 — будит всех на работу

— помогает всем собраться на работу

— идёт в больницу, чтобы сдать анализы и убедиться, что с её здоровьем всё в порядке

— убирается в доме, готовит еду, печёт пироги

— идёт в магазин, покупает для всех угощения

— идёт в гости к соседке

— забирает внуков из садика

— встречает с работы остальных членов семьи, всех кормит, у всех интересуется, как прошел их день

— раздаёт всем угощения

— играет с внуками

— укладывает их спать

11.

Мудрый дедушка

 — просыпается, помогает бабушке собирать всех на работу

— читает книгу, газету

— смотрит новости

— идёт к соседу, чтобы сыграть партию в шахматы

— помогает бабушке готовить обед

— играет с внуками

— даёт советы родителям внуков

— читает внукам сказку