Файл: Учебная программа по предмету Русская литература для 59 классов уровня основного среднего образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Спецификация суммативного оценивания за четверть
по предмету «Русская литература»
5 класс
2
Содержание
1. Цель суммативного оценивания за четверть .......................................................................................... 3 2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть ................................... 3 3. Ожидаемые результаты по предмету «Русская литература», 5 класс .................................................. 3 4. Уровни мыслительных навыков ............................................................................................................ 4 5. Правила проведения суммативного оценивания .................................................................................. 5 6. Модерация и выставление баллов ......................................................................................................... 5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ....................................... 6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ..................................... 11
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ..................................... 16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ..................................... 22
3
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию.
3. Ожидаемые результаты по предмету «Русская литература», 5 класс
Знает
основные этапы развития литературы; содержание произведений разных жанров, особенности отражения быта, традиций народа в фольклоре; литературные термины и литературные направления, роды и жанры, образную природу художественных произведений, наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов (по выбору), цитаты из изучаемых произведений
Понимает
значение национального художественного наследия в мировой культуре; роль литературы как одного из важнейших достижений культуры, значение художественной литературы в жизни человека; литературные термины и литературные направления, роды и жанры, тему, идею, проблематику произведения, позицию автора в произведении, образную природу художественных произведений; открыто выраженный и скрытый смыслы произведений;
Применяет
приобретенные знания, умения и навыки при подготовке сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалог литературных героев (на основе прочитанного) для создания письменного рассказа - характеристики одного из героев или группы героев
(групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика), при подготовке небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу; при создании собственного текста аналитического характера, в процессе создания собственной интерпретации изученного текста с привлечением ИКТ; для определения актуального для себя круга чтения и оценки художественных произведений, участия в дебатах или в публичных выступлениях; для поиска необходимой информации; специальные термины и понятия для анализа изучаемых произведений; полученные знания при обсуждении актуальных проблем; приобретенные навыки, способы творческой деятельности для самовыражения, участия в культурных мероприятиях
Анализирует
произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному; тему, идею и особенности композиции, сюжета произведения, языковые особенности произведения, ключевые эпизоды, действия и поступки героев; особенности стиля писателя; сравнивает их с произведениями мировой литературы и произведениями других видов искусства
Синтезирует
полученные знания, умения и навыки для выбора пути анализа произведения, адекватного жанрово-родовой природе художественного текста; для сопоставления фактов, деталей с историческими фактами; создания разных видов плана; для создания письменных текстов с использованием различных ресурсов; соотносит ценностную составляющую произведений с ценностями казахского и других народов;
4
Оценивает
изучаемые произведения с точки зрения композиционного, стилевого единства, языкового оформления и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства.
4. Уровни мыслительных навыков
Навыки
Описание
Рекомендуемый тип
заданий
Понимание и ответы по тексту
Знать и воспроизводить термины, конкретные факты, основные понятия, определения, содержание художественных текстов, согласно описанию в учебной программе.
Демонстрировать понимание через правильное воспроизведение, прогнозирование, объяснение, интерпретацию текста/информации, согласно описанию в учебной программе.
Тесты
Анализ и интерпретация
Использовать и применять знания/навыки в новых или незнакомых контекстах и ситуациях, согласно описанию в учебной программе.
Демонстрировать умение вычленять части целого, выявлять взаимосвязи между ними, определять принципы организации целого, видеть ошибки в логике рассуждения, определять различие между фактами и следствиями, оценивать значимость данных, согласно описанию в учебной программе.
Демонстрировать умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной, согласно описанию в учебной программе.
Короткий ответ
Оценка и сравнительный анализ
Принимать решения о ценности идей или материалов в рамках определенного критерия, согласно описанию в учебной программе.
Развернутый ответ
5
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что учащиеся работают самостоятельно, во время оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у учащихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным учащимся.
Сообщайте учащимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Продолжительность: 40 минут
Количество баллов: 22
Типы заданий:
Тип вопроса
Распределение баллов
МВО задания с множественным выбором ответов;
Обучающиеся будут отвечать на 5 обязательных вопросов в первом задании. За каждый правильный ответ получат по 1 баллу. Вопросы будут представлены в виде тестов закрытого типа (с множественным выбором). К каждому вопросу будут предложены 4 варианта ответа, из которых обучающийся выбирает один вариант ответа.
Обучающиеся будут соотносить 7 ответов с заданиями, выстраивать в логическом порядке цитатный план.
РО задания, требующие развернутого ответа.
Обучающиеся будут выполнять творческое задание на предложенную тему.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих вопросов с множественным выбором ответов, вопроса на соотнесение и развёрнутого ответа.
Первое задание направлено на проверку понимания художественного произведения и умение ответить на вопросы, второе задание направлено на формирование аналитических способностей и третье задание способствует развитию критического подхода к прочитанному.
7
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Тема
Раздел
Проверяемая цель
Кол.
заданий*
№
задания*
Тип
задани
я*
Описание *
Время на
выполнение,
мин
Балл
Героический эпос
Понимание и ответы на вопросы
5.1.1.1 Понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм
5 1
МВО
Отвечает на вопросы с МВО
5 5
Анализ и интерпретация текста
5.2.5.1 Характеризовать героев при поддержке учителя
1 2
РО
Пронумеровывает пункты плана характеристики героя и соотносит их с цитатами из произведения А.С.
Пушкина.
20 7
Оценка и сравнительный анализ
5.3.1.1 Участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства
1 3
РО
Составляет развернутый ответ на вопрос по произведению
М. Шаханова
«Отрарская поэма о побежденном победителе»
15 10
ИТОГО:
40
22
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
8
Образец заданий и схема выставления баллов
Понимание и ответы по тексту
Задание 1
Ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.
1. Былина – это …
A. древнерусские эпические песни-сказания о подвигах богатырей
B. древнерусские песни об исторических событиях и личностях
C. древнерусское сказание, имеющее поучительный смысл
D. древнерусское предание, рассказывающее об исторической личности
2. Определите, какой художественный прием использован для яркой характеристики образа
Соловья-разбойника в строках:
Засвистел тут Соловей по-соловьиному,
Закричал, собака, по-звериному,
Зашипел, проклятый, по-змеиному,
Так все травушки-муравушки уплеталися,
Все лазоревы цветочки осыпалися,
А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат.
A. Сравнение
В. Эпитет
С. Гипербола
D. Метафора
3. Кто в произведении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» предсказывает главному герою его судьбу?
A. Ольга
B. Кудесник
C. Игорь
D. Дружинник
4. Какое напутствие полковник перед боем дал своим солдатам в произведении М.Ю.
Лермонтова «Бородино»?
A. «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы!»
B. «Пора добраться до картечи!»
C. «Уж постоим мы головою За родину свою!»
D. «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой!»
5. О чем говорит Чингисхан со своим сыном Чагатаем, в чем его упрекает? Выберите строки, в которых наиболее точно раскрывается причина гнева героя:
A. Желторотый птенец,
С детства учил тебя жизни отец.
Сына родного я не узнаю.
Разве забыл ты легенду мою?
B. Ровно полгода Отрар окружен,
Но до сих пор не сожжен.
И не раздавлен проклятый народ.
Как ты посмел опозорить наш род?
9
C. Неужто победа опять за тобой?
Неужто я дух не сумел побороть,
Терзая твою беззащитную плоть?
D. Кто родину предал, сомненья гоня,
Тот завтра предаст с потрохами меня.
Чтоб больше так низко не мог ты упасть
Использую богом мне данную власть.
Схема выставления баллов
Навык
№ вопроса
Балл
Ответ
Понимание и ответы по тексту
1 1
А)
2 1
С)
3 1
B)
4 1
D)
5 1
B)
Анализ и интерпретация текста
Задание 2
Рассмотрите внимательно таблицу. Пункты плана характеристики героя пронумеруйте в логической последовательности. Соотнесите пункты плана характеристики литературного героя с примерами из произведения А.С. Пушкина.
Запишите примеры из произведения в логическом порядке, чтобы получился цитатный план характеристики литературного героя.
Пункты плана характеристики героя
Примеры из произведения
Значение героя в художественном произведении.
Олег – «могучий» князь Руси.
Описание внешности.
Олег смелый воин - «сёла … обрек он мечам и пожарам»; и «вещий»,т.е. мудрый, хитрый, дальновидный политик.
Поступки героев.
Могуч «в цареградской броне», с кинжалом в руках, с мрачным взором
Вещий Олег.
Черты характера героя.
С помощью героя утверждается мысль о неизбежности рока, судьбы: «Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Социальное положение героя.
Олег расстается с «верным конем», погладив «верного друга прощальной рукой».
10
Схема выставления баллов
Навык
Дескриптор
Балл
Дополнительная информация
Обучающийся
Анализ и интерпретация определяет социальное положение героя;
1
Примерный план:
1.Олег – «могучий» князь Руси.
2. Могуч «в цареградской броне», с кинжалом в руках, с мрачным взором Вещий Олег.
3. Олег, внимая предсказаниям кудесника, расстается с «верным конем», погладив «верного друга прощальной рукой».
4.Олег смелый воин - «сёлы … обрек он мечам и пожарам»; и
«вещий», т.е. мудрый, хитрый, дальновидный политик.
5. С помощью героя утверждается мысль о неизбежности рока, судьбы: «Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
описывает внешность героя;
1 характеризует поступки героя;
1 определяет черты характера героя;
1 формулирует общее значение литературного героя в произведении;
1 использует цитаты из художественного произведения при формулировке частей плана;
1 располагает пункты плана в логической последовательности.
1
Всего баллов
7
Оценка и сравнительный анализ
Задание 3
Напишите развернутый ответ на вопрос: «Кого ты считаешь победителем в произведении
М. Шаханова «Отрарская поэма о побежденном победителе»? Почему?
Схема выставления баллов
Навык
Балл
Описание
Оценка и
сравнитель
ный анализ
9-10
Достаточно хорошо понимает художественное произведение, его тему и идею. Анализирует поступки героев произведения.
Выражает и обосновывает собственную точку зрения.
7-8
Хорошо понимает художественное произведение, его тему и идею. Анализирует поступки героев произведения. Выражает собственную точку зрения.
5-6
Достаточно понимает художественное произведение, его тему и идею. Описывает поступки героев произведения. Допускает ошибки при анализе поступков героев и в отстаивании своей точки зрения.
3-4
Недостаточное понимание художественного произведения.
Затрудняется описывать действия героев произведения и выражать собственную точку зрения.
1-2
Слабое понимание художественного произведения. Путается в сюжетных линиях произведения. Нарушает структуру ответа.
11
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Продолжительность: 40 минут
Количество баллов: 22
Типы заданий:
Тип вопроса
Распределение баллов
МВО
Задания с множественным выбором ответа.
Обучающиеся будут отвечать на 5 обязательных вопросов в первом задании. За каждый правильный ответ получат по 1 баллу. Вопросы будут представлены в виде тестов закрытого типа
(с множественным выбором). К каждому вопросу будут предложены 4 варианта ответа, из которых обучающийся выбирает один вариант ответа.
КО
Задания, требующие краткого ответа.
Обучающиеся будут кратко отвечать на вопрос.
РО
Задания, требующие развернутого ответа.
Обучающиеся будут выполнять творческое задание на предложенную тему.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих ответов на вопросы с множественным выбором, краткого ответа на вопрос и развёрнутого ответа.
Первое задание направлено на проверку понимания художественного произведения и умение ответить на вопросы, второе задание направлено на формирование аналитических способностей и третье задание способствует развитию критического подхода к прочитанному.