Файл: 1. Общая характеристика пособий по действующему российскому законодательству.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ч. 1 ст. 12 закона об обязательном социальном страховании).

Если есть уважительные причины, то срок может быть продлен. Решение о продлении должен принять территориальный орган ФСС России. Перечень уважительных причин содержит следующие:

  • чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.);

  • длительная временная нетрудоспособность вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев;

  • переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания;

  • вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы;

  • повреждение здоровья или смерть близкого родственника;

  • иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд2


2.3. Пособие по безработице

Данное пособие является формой поддержки безработных граждан. Выплачивается оно регулярно, но не постоянно, а в пределах определенного срока. И право на него имеют только признанные в установленном порядке безработными граждане.

Статус безработного

Чтобы гражданина признали безработным, он должен:

  • быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка;

  • зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

  • искать работу и быть готовым приступить к ней.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется службой занятости по месту жительства. Решение о регистрации должны принять не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов.

К последним относятся:

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности);

  • трудовая книжка или заменяющий ее документ (к примеру, дубликат трудовой книжки);

  • документы, удостоверяющие квалификацию гражданина (например, диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего либо иной документ, удостоверяющий присвоение разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения);

  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу и не имеющие квалификации должны представить только паспорт и документы об образовании.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным3.

В течение какого периода выплачивается пособие по безработице?


Пособие по безработице выплачивается ежемесячно, причем начисляется оно гражданам с первого дня признания их безработными. Исключение составляют граждане, которые потеряли работу в результате ликвидации компании или прекращения деятельности ИП либо в результате сокращения штата. Дело в том, что за ними сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев (ст. 178 ТК РФ). Таким гражданам пособие начинает выплачиваться после того, как прекратится выплата среднего заработка (п. 3 ст. 31 закона о занятости).

Пособие не может выплачиваться более 6 месяцев в течение 12 месяцев. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно. Те граждане, которые впервые ищущих работу, стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, или были уволены за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, а также те, кто был уволен по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоял в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, могут получать пособие по безработице не более, чем за три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев (п. 4 ст. 31 закона о занятости).

Важно знать, что пособие выплачивается, только если гражданин регулярно проходит перерегистрацию. Ее сроки устанавливает служба занятости, но они не могут быть чаще, чем два раза в месяц (п. 6 ст. 31 закона о занятости).

Когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается?

Выплата пособия по безработице может быть прекращена или приостановлена. Об этом решении обязательно уведомляется безработный.

Пособие прекращают выплачивать в случаях, если гражданин умер либо стал занятым, длительное время (более месяца) не являлся в службу занятости без уважительных причин, начал получать пенсию или осужден к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. При переезде безработного в другую местность пособие тоже перестают выдавать. Еще одно основание – отказ гражданина от помощи службы занятости в поисках работы (для этого он должен написать письменное заявление). Пособие также прекращают выплачивать, если гражданин начал проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование по направлению службы занятости с выплатой стипендии. Наконец, выплата пособия прекращается, если выяснится, что гражданин добился его получения обманным путем (

п. 2 ст. 35 закона о безработице).

Во всех этих случаях одновременно с прекращением выплаты пособия лицо снимают с учета в качестве безработного.

Кроме того, выплату пособия могут приостановить на срок до одного месяца. Такое возможно, например, в случаях:

  • отказа от двух вариантов подходящей работы за один период безработицы;

  • отказа от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение. Это затрагивает тех, кто является безработным более месяца и при этом впервые ищет работу или хочет устроиться на работу после длительного (более года) перерыва;

  • явки в состоянии опьянения на перерегистрацию в качестве безработного;

  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации;

  • самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости;

  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом. То же касается отчисления с места обучения, на которое гражданин был направлен службой занятости (п. 3 ст. 35 закона о занятости).

При этом следует учитывать, что период, на который выплата приостанавливается, засчитывается в период выплаты пособия по безработице.

Есть еще ряд случаев, когда пособие временно не выплачивают, но эти периоды, наоборот, в общую продолжительность выплаты не входят: 

  • отпуск по беременности и родам;

  • выезд безработного из места постоянного проживания в связи с обучением по вечерней и заочной форме в учреждениях профессионального образования;

  • призыв безработного на военные сборы и привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, а также с исполнением государственных обязанностей (п. 4 ст. 35 закона о занятости).

Материальная помощь безработным

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением допустимого периода выплаты, может оказываться материальная помощь. Ее также можно получить в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Матпомощь оказывают органы службы занятости.

Размер этой выплаты и условия ее предоставления устанавливаются регионами. К примеру, в Москве некоторые безработные (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, студенты, граждане моложе 30 лет и т. д.) могут рассчитывать на следующую материальную помощь:


  1. Ежемесячная оплата к пособиям по безработице в размере минимального пособия по безработице. 

  2. Материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице. Она предоставляется на основании больничного и приравнена также к минимальному пособию по безработице. 

  3. Компенсация расходов на общественный транспорт, которая также предоставляется всем безработным. Ее размер составляет половину стоимости единого проездного на месяц. 

  4. Единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного либо одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Эти обстоятельства нужно подтвердить свидетельством о смерти. Сумма материальной помощи в этом случае будет равна максимальному пособию по безработице 4


3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


 

Изучив материал можно сделать вывод, что существует ряд проблем, связанных с назначением и выплатой пособий в системе социального обеспечения.

Так, множество споров вызывает закрепленное право на пособие за каждым ребенком до достижения им 16 лет, региональные законодатели не учли нормы Конвенции о правах ребенка, в которых ребенком признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

Не предусмотрено повышение размера пособия с учетом взросления ребенка, так как с его ростом семья несет повышенные расходы на его содержание, то есть не дифференцируется величина пособия в зависимости от возраста ребенка.

Размеры пособий не дифференцируются в зависимости от очередности рождения детей и остаются крайне низкими.

Для назначения пособий необходимо указать доход всех членов семьи.

Проблема не получения социальных пособий обусловлена тем, что молодые семьи часто распадаются, и, не имея возможности предоставить при этом в отдел пособий и социальных выплат решений суда о взыскании алиментов, соглашение об оплате алиментов, справки о заработной плате супруга, по причине неведенья, где находятся нерадивые родитель, в связи с угрозой бывших супругов расправы, если супруга подаст на алименты и часто бывший супруг попросту не имеет заработка, чтоб оплачивать алименты.

При рассмотрении пособия по беременности и родам, которое по своему назначению должно быть направлено на возможно полное возмещение временно утраченного заработка женщины, как застрахованного лица, и как экономически слабой стороны. Практика последних лет свидетельствует об отсутствии учёта этого фактора в законодательстве об обязательном социальном страховании. Это проявляется, прежде всего, в следующем: пособие рассчитывается исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам; для некоторых категорий, застрахованных женщин, которым предоставлен отпуск по беременности и родам после 1 января 2011 года, сумма пособия уменьшилась; размеры пособия не соответствуют требованиям Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и ратифицированной Конвенции МОТ № 103 «Об охране материнства»; существуют ограничения верхнего и нижнего его пределов (максимальной и минимальной величины).Женщины подвергаются дискриминации в части величины пособия по беременности и родам: при страховом стаже менее шести месяцев пособие выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. Часть 3 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предлагается изложить в следующей редакции: «Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере 45 % среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда за каждый календарный месяц, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не ниже минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов».
5

Также отмечает, что существует проблема обеспечения женщин пособием по беременности и родам в случае недобросовестности работодателя. Работодатели либо отказываются выплачивать пособие, вынуждая женщин обращаться за защитой своих прав в суды, либо фактически перестают существовать и вести финансово-хозяйственную деятельность. По причине отсутствия страхователя, застрахованная женщина не может предоставить в ФСС РФ документы для назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Данная проблема может быть решена с переходом к осуществлению кассового обслуживания исполнения бюджета ФСС РФ, которое предусматривает особенности финансирования, назначения, и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством непосредственно территориальными органами ФСС РФ.

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, которое квалифицируется как обязательная социально-страховая выплата, поскольку законодатель относит отпуск по уходу за ребенком до полутора лет к числу социальных страховых случаев. Авторы Т.Ю. Сергеева и О.В. Шашкова возражают против его отнесения к форме или мере государственной поддержки. Согласиться с такими суждениями, значит отвергнуть социально-страховую природу данного пособия.6

Исследование проблем в обеспечении граждан данным пособием показало, что в последние годы они не получили должного правового разрешения. Это относится к существенно различающимся правилам определения размера пособия – для матерей, уволенных в связи с ликвидацией организаций в период отпуска по беременности и родам, он установлен в твёрдой сумме, а уволенных матерей по этому же основанию, но в период отпуска по уходу за ребенком — в процентах от утраченного заработка. Этим нарушается принцип равенства прав и устанавливаются различия в реализации застрахованными женщинами права на социально-страховое обеспечение, что нельзя признать разумным и обоснованным.

Единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, при рождении ребёнка, а также на погребение, предоставляемые за счет средств ФСС РФ.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, связано с пособием по беременности и родам. Однако по целевому назначению его нельзя отнести ни к пособиям, компенсирующим заработок работника, ни к пособиям, которые можно было бы расценить как материальную помощь гражданам в силу его низкой суммы. Поэтому поддерживается высказанная ранее в научной литературе точка зрения о том, чтобы снять с ФСС РФ обязательства по выплате данного нестрахового единовременного пособия и переложить его выплаты на федеральный бюджет либо бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, присоединив к находящимся в его ведении родовым сертификатам.