Файл: Министерсво науки и высшего образования российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тихоокеанский государственный университет»

«Педагогический институт ТОГУ»

Факультет ФФПиМК

Педагогические ситуации

Выполнил:

Студент 1курса,группы ПОАК-22

Викторов М.В

Проверил:

к.п.н., доцент кафедры педагогики

Педагогического Института ТОГУ

Павленко Г.В

г. Хабаровск

2023

Ситуация №1.

Поздравление учителя. Учащиеся поздравляют своего педагога и одновременно классную руководительницу (куратора) с Днём учителя, дарят ей цветы и подарок, заранее подготовленный. На такое поздравление педагог отвечает сухим «спасибо» и уходит. Учащиеся не поняли такой реакции и решили выяснить, что произошло. Оказалось, что педагог ожидала совсем другого поздравления -она хотела, чтобы каждый её учащийся подошёл к ней, подарил какую-нибудь мелочь и поздравил её. Она обвинила их в невнимании и нелюбви и решила отказаться от классного руководства (кураторства) и преподавания в этом классе (группе). Через какое-то время учащиеся решили перед ней извиниться. Она приняла их извинения, но на нормализацию ситуации было затрачено много учебных часов. Соответственно, учащиеся не получили нужных им знаний по некоторым темам

Решение: Педагогу не следует так ярко проявлять свои эмоции. Не нужно смешивать профессиональную деятельность и собственные чувства. Ей нужно больше внимания уделить обучению учащихся по своей дисциплине, а выяснение отношений оставить на внеклассное время.

Ситуация №2.

Слабый ученик. В классе есть ученик-слабак, и другие ученики не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит плохую оценку

Решение: Чтобы создать гармонию отношений в классе, педагогу необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческой задание, знакомство, с результатами которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет ученику раскрыться, показать его внутренние способности и нераскрытые возможности. Для этой же цели подойдет совместное решение заданий, выполнение общественных поручений, которое поможет сплотить коллектив в рамках класса. Так же преподавателю стоит показать сильные стороны ученика для его одноклассников


Ситуация №3.

Материальные ценности. На перемене двое учеников, мальчик и девочка, громко спорят. Подошедший педагог узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер.

Решение: Педагог должна доверительно поговорить с обоими учениками, убедить их в том, что лучше выяснять отношения спокойно, а не затевая ссор и найти решение проблемы, которое удовлетворяло бы их обоих. Например, постараться найти того, кто смог бы починить плейер. Оптимальный вариант решения проблемы - склонить учащихся к примирению без всяких условий и компенсаций. Но если такой вариант не устраивает родителей девочки, то следует поговорить с родителями обоих учеников, чтобы они решили вопрос о компенсации на тех условиях, которые устраивали бы обе стороны.

Ситуация №4.

Ученик бегал по коридору на перемене и получил несправедливое, сделанное в резкой форме замечание от своего учителя. Ребёнок сильно расстроился и на уроке отказался отвечать с места на вопросы учителя по теме урока.

 

Решение: На уроке учитель может не акцентировать внимание на этой ситуации, не тратить время, а провести беседу в доброжелательной форме после урока один на один о том, как необходимо вести себя ученику на перемене и на уроке и что поведение на перемене не должно влиять на учебный процесс.

Ситуация №5.

В раздевалке у ученика 2-го класса вытащили проездной билет из куртки, ребёнок не мог уехать домой и вынужден был ждать родителей в школе до вечера. Как должен поступить учитель в подобном случае?
Решение: Учитель, в первую очередь, должен успокоить ребёнка, не оставлять его одного и помочь разобраться в данной ситуации. Сообщить охране о воровстве в школе, можно посмотреть камеры, и естественно администрация школы должна отреагировать на данное происшествие.

 Также учитель должен незамедлительно связаться с родителями и узнать, смогут ли ребёнка забрать, во сколько, может ли ученик уехать с кем-то из одноклассников или учитель может одолжить на проезд, если второклассник ездит домой один по проездному билету.



 Если же ребёнок остаётся в школе до вечера, то учителю необходимо проконтролировать, чем он будет заниматься: можно отвести в группу продлённого дня, выполнить домашнее задание.

Ситуация №6.

За одним из слабоуспевающих учеников 3-го класса закрепилась роль шута и тупицы в детском коллективе. В качестве адаптации к своим неуспехам мальчик выбрал поведение, постоянно провоцирующее насмешки, обзывание со стороны одноклассников.

Что должен предпринять учитель для благополучного разрешения данной ситуации?

Решение: Учитель должен постараться создать ситуацию успеха для этого ребенка: поручить несложное дело (например, ровнять парты после каждого урока, раздать тетради в начале урока) и говорить перед классом, что ребенок хорошо выполняет данное поручение. Затем усложнить задачу: на перемене провести шутливую игру (например, рассмешить хорошей шуткой одноклассников) и, если ребенок справится, обязательно это отметить при его одноклассниках. Постепенно изменится отношение ребенка к самому себе, он не будет считать себя тупицей, и, следовательно, изменится к нему отношение одноклассников.

Ситуация №7.

После урока физкультуры ученица 1-го класса попросила у классного руководителя попить, а вода в кулере закончилась. Другие дети тоже хотели пить. Учительница отчитала девочку и весь класс: «Я говорила об этом на родительском собрании! У вас есть отцы, почему они не приносят 20-литровые бутыли с водой в класс с первого этажа?!»

Как бы вы поступили на месте учительницы?

Решение: Первоклассникам это не нужно объяснять, а лучше мягко сказать детям, чтобы они приносили бутылочки с водой в те дни, когда по расписанию урок физкультуры. В сложившейся ситуации можно отвести детей в столовую. А потом позвонить родителям и напомнить, что закончилась вода в кулере.

Ситуация №8.

На уроке в 4-м классе учительница вызвала девочку к доске. Девочка вышла, а у неё с одеждой что-то не так. Все это заметили, кроме самой девочки. Некоторые в классе стали смеяться.

Что следует сделать учительнице? Надо ли указать девочке при всех на замеченный недостаток?

Решение: Следует пресечь смех в классе, объяснить детям, что такое может случиться с каждым, и в этом нет ничего страшного или смешного. Учитель может рассказать похожий случай из жизни и про то, как реагировали окружающие
, как проявили сочувствие и заботу. И раз уже все заметили, можно предложить девочке выйти в туалет, чтобы привести одежду в порядок.

Ситуация №9.

Шестилетний первоклассник, находясь в группе продленного дня, постоянно плачет и спрашивает, когда за ним придут, когда он пойдет домой. Воспитатель, недовольная такой ситуацией, обращается к отцу (матери нет), который работает допоздна и не может забирать сына днем.

Что делать воспитателю в этой ситуации?

Решение: В данной ситуации воспитателю следует проявить терпение к первокласснику, стараться поручать ему какие-либо задания, привлекать его к помощи, чтобы ему было интересно проводить время в группе продленного дня, организовывать игры с детьми, чтобы в процессе игр, он общался со сверстниками и тем самым забывал, что скучает по дому.

Ситуация №10.

Некоторые ученики пренебрежительно относятся к труду школьной уборщицы, преднамеренно мусорят и проявляют неуважение.

Каковы должны быть действия педагога в данной ситуации?

Решение: Нужно объяснить ученикам, что любой труд в почете, поэтому они не имеют никакого права так относиться к уборщице, потому что она заботится о них, и попросить их представить, что было -бы со школой, если бы уборщица в ней не убирала

Ситуация №11.

Учащиеся класса пришли на урок не в школьной форме. Родители в ответ на замечания учителя сказали, что и внешний вид некоторых учителей не соответствует этическим нормам. Как следует поступить учителю в данной ситуации?

Решение: Учителю следует проводить ученика в туалет, либо к зеркалу и попросить привести себя в порядок, потому что он находится в учебном учреждении, и он должен выглядеть прилежно и опрятно.

Ситуация №12

Учителю следует проводить ученика в туалет, либо к зеркалу и попросить привести себя в порядок, потому что он находится в учебном учреждении, и он должен выглядеть прилежно и опрятно.

Решение: Попросить их ждать ребенка около дверей школы, потому что все ученики должны самостоятельно одеваться, и родители другим ученикам  не помогают, поэтому и этот должен одеваться самостоятельно.

Ситуация №13

Начинающая учительница с первого дня работы в школе почувствовала нехватку времени на проводимых ею уроках. Ни один из её уроков не заканчивался вовремя и всегда оставался материал, который необходимо было отработать на уроке. Каждый раз дети задерживались на перемене и даже опаздывали в столовую на завтрак и обед. Со стороны родителей и педагогов учительница не раз получала замечания.


Какие возможные действия учительницы в этой ситуации?

Решение: Учительнице необходимо четко структурировать ход урока, расписывать планирование по минутам. Меньше времени уделять организационным моментам, увеличить темп работы. Если дети почувствуют заданный с самого начала урока темп, они смогут работать более продуктивно. Постоянный контроль времени и этапов урока позволит учительнице уложить тему во время, отведенное на урок. Учительнице необходимо поприсутствовать на уроках старших коллег, чтобы применить их опыт в своей работе.

Ситуация №14

Учительница обещала пойти с классом в выходной день на экскурсию в планетарий. Четвероклассники горячо обсуждали предстоящую экскурсию, готовились к ней, с нетерпением ждали этого дня. Однако накануне долгожданного дня учительница объявила: «Нам не удастся всем классом пойти в планетарий. У меня срочная работа по оформлению электронного классного журнала и дневников». Что, на ваш взгляд, могли почувствовать дети и как им поступить? Предположите возможные реакции детей в сложившейся ситуации. Правильно, на ваш взгляд, поступила учительница?
Решение: Учительница, зная о том, как дети ждут этой экскурсии, поступила неправильно. Она должна была точно распределить свое рабочее время и свои обязанности выполнить своевременно, не оставляя свою недоделанную работу на выходной день. Дети будут разочарованы в таком педагоге. Ученики в случае отмены экскурсии могли возмутиться таким поступком учителя. Если у учительницы не было возможности оформить электронный журнал в рабочее время или от нее это не зависело, она должна была не отменять экскурсию в планетарий, а попросить родительский комитет взять сопровождение класса на себя.