Файл: Каменский А. Б. От Петра до Павла. Реформы в России xviii века. Опыт целостного анализа А. Б. Каменский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УТВЕРЖДАЮ

Начальник 124-ПСЧ 28-ПСО ФПС ГПС

ГУ МЧС России по Нижегородской области

старший лейтенант внутренней службы

_________________________ Д.С. Михеев

«_____» _____________________ 202___ г.


ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятий с личным составом дежурных караулов

124-ПСЧ 28 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области

по Общественно-государственной подготовке
Тема: Исторический вклад Петра 1 в создании и развития Российской империи (к 350-летию со дня рождения Российского императора Петра I ,09.06.1672 г.)
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время: 1 (ч).
Цель занятия: теоретическое изучение исторического вклада Петра I в создании и развития Российской Империи ( к 350-летию со дня рождения Российского императора Петра I. 09.06.1672г.).
Литература, используемая при проведении занятия:



  1. Каменский А.Б. От Петра до Павла. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа /А.Б. Каменский. – М.: РГГУ, 2001. – 575 с.

  2. Мезин, С. А. «Завещание Петра Великого»: европейские мифы и российская реальность С. А. Мезин // Российская история. – 2010. – № 5. – С. 18-27.

  3. Митрофанов В.В. Пётр Великий в оценках С.Ф. Платонова//Историк и историческая память, 2015. – №11.

  4. Павленко, Н. И. Петр I / Н. И. Павленко. – М. : Молодая гвардия, 2000. – 428 с.

5.Анисимов, Е. В. Время петровских реформ / Е. В. Анисимов. – Л.: Лениздат, 1989.

Развёрнутый план занятия.
Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение

(в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса, включая контроль занятий
1. Учебный вопрос № 1 Введение, 5 мин.

Петр I вошел в историю как величайший преобразователь. В период его правления в стране произошли разительные перемены. Он не просто проводил реформы, а менял жизненные устои. Для Петра не существовало неразрешимых задач, любые проблемы он решал кардинально. Будучи сам человеком энергичным и трудолюбивым Петр ждал того же от всего народа вверенной ему страны.

До сих пор не умолкают споры касательно оценки его действий. Одни уверенны, что все его действия были направлены на решение военных задач, это касается и внутренних преобразований. Все реформы лишь помогали найти средства для содержания армии и ведения войн.

Другие говорят о том, что Царь Петр сломал русскую самобытность. Не секрет, что Петр с юности увлекался европейской культурой. Приглашение заграничных специалистов, введение европейской моды, борьбы с бородами: все это не прошло бесследно для русской культуры. Изменения коснулись не только верхних слоев общества, они затронули всех.


Третьи буквально боготворят Петра I, считая, что все, что он сделал достойно почитания. По их мнению, все его преобразования пошли только на пользу стране. Он способствовал развитию мануфактур, по его указанию были найдены собственные природные ископаемые и прекратился их импорт, Петр создал мощную армию и флот. Все это поставило Россию в один ряд с другими великими державами той эпохи.

Оценку событиям минувшего прошлого можно дать разную. Гораздо важнее рассмотреть факты и их влияние на дальнейшую историю страны.
2. Учебный вопрос № 2 Биография и начало правления Петра I, 5 мин.

9 июня 1672 года в царской семье родился Петр. Он был сыном от второго брака Алексея Михайловича, по старшинству перед ним стояли еще 2 претендента на трон. Первым наследником был старший брат от первого брака Федор, мальчик оказался физически нездоров, и вокруг него постоянно было множество докторов. Второй наследник – Иван, оказался слаб умом, самостоятельно править он бы никогда не смог, эти обстоятельства и определили судьбу будущего монарха.

Учение его началось, когда маленькому Петру еще даже не исполнилось 5 лет. Мальчик показал незаурядные способности, книги увлекли его, особенно история, география и военное дело. В 1676 году отец умер, и забота о брате легла на плечи Федора. Учителем был назначен Никита Зотов, но многие в последствие отмечали, что тот не мог дать Петру тех знаний, которые он показывал. Мальчик многому учился сам, по книгам.

Федору не суждено было долго править, в 1682 году он умер. Учитывая умственную слабость Ивана, на трон возвели Петра. Родственники первой жены отца не смирились с подобным и устроили бунт. На глазах у десятилетнего Петра убивали близких ему людей, это оставило огромный шрам на душе у будущего императора.

В результате бунта все же удалось найти компромисс, в стране стало целых 2 царя: Петр и Иван. В Виду малолетства царей, регентом назначили старшую сестру Софью Алексеевну. С этих пор Петр с матерью практически все время проводят в Имениях Преображенском и Измайловском.

Юный Петр со всей страстью отдается своим увлечениям. Из ребят сверстников он создает потешный полк. На полях разыгрывались настоящие сражения, целые амбары были забиты пешками, и прочей военной амуницией. Мальчики росли, и шуточные бои перерастали в серьезную подготовку.



Ему всегда было интересно что-то мастерить своими руками. В Преображенском у него были инструменты плотника, каменщика, он знал столярное дело и неплохо владел молотом и наковальней. Петр всегда любил физический труд, даже в развлечениях он предпочитал те, где он бы сам мог стать активным участником. Именно поэтому он не любил театр, где зрителю отводилась пассивная роль созерцателя.

Еще одним увлечением стали корабли. Он нашел старый бот неподалеку от Измайлова, но не знал, как его починить. Поиски информации о кораблестроении и мореплавании привели его в немецкую слободу. С тех пор немецкая слобода стала для него особым местом. Его манили не только знания, но и особый европейский дух. Здесь он развлекался с друзьями и познал первую любовь.

В возрасте 17 лет мать решила, что ему пора жениться. На то были веские причины. Соцаревич Иван уже был женат, а детям Петра было необходимо получить право престолонаследия, к тому же, после свадьбы мужчина считался взрослым, следовательно, Петр смог бы самостоятельно занять престол, без регента.

Невестой мать выбрала Евдокию Лопухину. Девушка была хороша собой, но совершенно не подходила по темпераменту, поэтому Петр вскоре вернулся к прежней жизни, практически забросив жену.

Тем временем обостряются отношения с московским двором. Петр начинает открыто выражать недовольство некоторыми действиями Софьи. В августе 1689 года в Преображенское дошли слухи, что стрельцы готовятся к атаке. Петр выбежал из дома ночью, в чем был, паника не давала ему покоя. Пока царь суетно пытался услышать топот конских копыт, ему принесли одежду и привели коня.

Царь решил, что сможет найти укрытие в Троице-Сергиевом монастыре, туда он и отправился в сопровождении трех своих солдат. Его поведение стало отражением прошлого стрелецкого бунта. Но это был единственный раз, когда он думал только о себе, бросив мать, жену, и все свои потешные полки Петр умолял архимандрита о защите своей жизни.

Утром приехали мать и все его полки. Бунта не было, все оказалось просто слухами, но вся эта ситуация стала толчком к началу решительных действий. Петр берет правление в свои руки, а сестру отправляет в Новодевичий монастырь.

Петр был человеком активным, но пока не желал менять своего старого образа жизни, поэтому правление доверил своей матери и дяде – Льву Нарышкину. Царевич Иван остался на прежнем месте, его имя фигурировало на всех документах, он сидел на приемах и участвовал во всех торжественных мероприятиях вплоть до своей кончины в 1696 г.


В 1694 году умерла горячо любимая мать Петра. Его отсутствие на похоронах вызвало множество пересудов, но причина была спрятана намного глубже. Петр всегда боялся показать людям свою слабость, и четко знал, что на похоронах матери не сможет сдержать себя в руках. На следующий день он отправился на кладбище один, и без стеснения оплакал матушку.

Царь еще около года выполнял лишь парадные функции, продолжая пребывать в забавах. Страной управляли доверенные лица, а сам Петр не вникал в государственные дела.

Страна досталась новому монарху в состоянии кризиса. Проблемы назревали и в социальной и в экономической сфере. Однако первые самостоятельные шаги в правлении Петра полностью вытекали из его юношеских увлечений.

Осенью 1695 года издается указ о строительстве регулярного российского флота. С 1697 по 1698 год Петр I путешествует по Европе в составе Великого посольства. Он как мог, стремился не выделяться и остаться инкогнито, но это плохо удавалось. Высокий рост быстро привлекал его внимание, кроме того, часто встречались знакомые по немецкой слободе.

Хотя и проводилось несколько дипломатических встреч, основной целью посольства было обучение кораблестроению. Молодые люди работали на корабельной верфи, изучали последние научные открытия, культуру и образ жизни в Европейских странах. Именно здесь сформировались первые представления Петра о грядущих реформах.

3. Учебный вопрос № 3 3. Реформы Петра I

Несомненно, страна нуждалась в реформировании, но не все принятые меры можно считать правильными и логичными. Изменения помогали наладить сбор средств в правительственную казну, непомерная часть которых уходила на военные нужды.

Самым первым решением Петра по возвращению стал запрет на ношение бороды. Император лично ножницами срезал бороды нескольким боярам, первым из которых стал Шейн. Казалось бы, изменение не великое и бессмысленное, единственной целью которого было привести внешний вид жителей империи к европейским стандартам, но с тех пор борода стала символом консерватизма и неприятия нового.

В аппарате государственного правления перемены шли медленно и плавно. Низкая эффективность боярской думы была уже давно видна, пришло время изменений. В 1699 году Петр I создал ближнюю канцелярию, в состав которой вошли 8 министров, управляющих приказами. 22 февраля 1711 года канцелярия трансформировалась в сенат, полностью заменивший боярскую думу.


Первоначально сенат призван был заменить правителя во время его отсутствия, но с 1722 года он официально стал регулярным органом управления при императоре. Все решения принимались только единогласно, отсутствие одной из 9 подписей делало документ недействительным. Члены сената имели большую власть, но в то же время и личную ответственность перед Петром.

С 1717 по 1721 система приказов была заменена 12 коллегиями. В отличие от приказа, каждая коллегия имела четко прописанную сферу деятельности, правительство тем самым избавилось от путаницы и неразберихи в полномочиях исполнительных органов.

В 1708 г. вся Россия была разделена на 8 губерний: Московскую, Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Ингермандландскую, Сибирскую, Архангельскую и Казанскую. Причиной стало желание усилить вертикаль власти.

В 1720 году каждая губерния стала делиться на 50 провинций, во главе каждой стоял воевода. Каждая провинция в свою очередь делилась на дистрикты во главе с назначенным земским комиссаром. В руках губернатора остались дела военные и судебные, остальные функции взяли на себя комиссары и воеводы.

Судебная система тоже подверглась корректировке Петра I. На самой нижней ступени стояли провинциальные коллегиальные суды. В их ведение входили уголовные и гражданские дела всех крестьян, кроме монастырских, и не включенных в посад горожан. В 1722 году эти функции перешли к провинциальным судам во главе с воеводой. Посадских горожан судил магистрат. В каждом крупном городе находился надворный апелляционный суд. Высшей судебной инстанцией стал сенат вместе с Юстиц-коллегией.

В век преобразований стало необходимо следить, чтобы все реформы как следует, исполнялись на местах, для этого создался особый фискальный орган. Еще одной его задачей было искоренение коррупции. Фискалы собирали информацию самостоятельно и принимали любые доносы от обычных людей. Фискальный контроль не сумел охватить все органы власти, вертикальная линия его спустилась только до уровня городов.

Военное реформирование по европейскому образцу началось еще при царе Алексее I, но армия по-прежнему не дотягивала до мировых стандартов. Основой нового порядка стали Преображенский и Семеновский полки, сформированные из бывших потешных солдат.

Начиная с 1705 года, с каждой двадцатки сельских дворов должен был выставляться один рекрут, который отправлялся на пожизненную службу. Позже рекрутов стали набирать исходя из общего числа мужского населения поселка.